Ученики с большой буквы

Григорий Рейнгольд
Ученики с большой буквы
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Часто, упоминая о хорошем учителе, говорят: «Учитель с большой буквы». Это, пожалуй, самое лестное выражение, какое только можно придумать. И вряд ли найдётся учитель, не желающий слышать такие слова в свой адрес. Может, и я когда-нибудь своим трудом добьюсь этого... Но недавно мне пришла интересная мысль: есть не только Учителя, но и Ученики. Ученики с большой буквы. И счастлив тот педагог, кому повезло встретить таких Учеников. Правда, дело не только в везении. И встретить мало... Но разве не высшее счастье для учителя работа с такими учениками? Они сами могут двигаться вперёд и всегда идут далеко впереди класса. На постоянно возникающие вопросы они сами стараются найти ответы. Они незаменимые помощники учителя... И вообще, с ними учебный процесс становится взаимным: и учат, и учатся и учителя, и ученики! Я не стыжусь признаться, что очень многому научился у своих Учеников. И это касается не только информатики... Спасибо за науку!
Со многими из них, уже окончившими школу, я поддерживаю контакты, они часто бывают у меня в школе и, несмотря на то, что многие, окончив вузы и став специалистами, переросли своего учителя, никогда не отказываются обсудить со мной школьные проблемы. Очень жаль, что уже не все живы...