Пересказки, часть 42-яя, о лондонском коте Бобе

Еквалпе Тимов-Маринушкин
из сборника: «Записная книжка»
Часть №42:


     Все люди условно делятся на кошатников и собачников.
     Одни любят кошек, другие – собак.
     И тех и других трудно понять.  Большинство из нас не имеют домашних питомцев или держат другую живность, что в принципе-то одно и то же, потому как хомячки, птички, рыбки обычно не привязываются к своим хозяевам, в отличие от кошек и собак, они не различают людей друг от друга.
     Но пёс, – всем известно! – глядя на человека, думает: «Он меня кормит, значит, он – Бог». Кот же по этому поводу размышляет: «Он меня кормит, видимо, я – Бог». А ещё, когда кот смотрит в глаза, легко услышать его спокойные мысли: «Вот я, к примеру, кот, а ты что в этой жизни достиг»!
     Одним словом – это два очень разных мира.
     Очень!
     Какой твой?
     Впрочем, здесь не об этом.
     Здесь… очередная Пересказка своих удивлений повествованием, как обычно, нашего современника, в части нахождения в его мыслях сомнений, поиска и… мечты.
     Во что… мечты?
     Да всё в то же «светлое будущее», примерно такое, о котором мечтает всё человечество, как сказано у великих философов, братьев Стругацких в романе «Пикнике на обочине»:
     «…счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным…» (по памяти).
     Итак, сегодня о мировом бестселлере простого лондонского уличного музыканта Джеймса Боуэна, написанного в соавторстве с Гари Джексинсом, «Мир глазами кота Боба», в котором совсем-совсем нет никаких великих тайн и открытий, поведанных вдруг человечеству глазами, безусловно, забавного замечательного бездомного уличного кота. Нет в нем и каких-то страшно глубоких философских рассуждений о жизни уличных бродяг Лондона, – в этом плане роман «Бомж» Михаила Веллера куда как сильнее (читай Пересказку №15)! – вообще нет ничего нового и необычного, но, тем не менее, что-то заставляет остановиться на этом романе, что, несомненно, радостно… удивляет.
     Чем удивляет?
     А тем!.. – свет-то всё-таки в конце самого темного туннеля есть, даже если его там совсем невидно. А разве само по себе это не радостное открытие, удивление, ради которого хочется остановиться в потоке рутинных ежедневных мыслей и событий, и насладиться им?
     Вот именно про тот самый Свет надежды на трехстах пятидесяти страницах формата А-6 книги оказываются несмелые мысли, – люблю, знаешь ли, сомнения! – хозяина рыжего уличного кота Боба. И сколько ж в них, тех сомнениях светлого поиска простых, в принципе, и хорошо известных истин: ни убий, ни укради, ни желай. Ну, или конкретно применительно к герою романа: ни пьянствуй, ни отрицай, ни суди… и так далее.
     И как же это оказывается непросто ему, нам, да и вообще всем соблюсти их, эти Истины, без которых, оказывается, нет, да и не может быть простого человеческого счастья. Но на осознание этого понимания-разумения каждому из нас требуется… всего-то Время и… готовность принимать Его жизненные уроки.
     И вот он, персонаж-автор книги в своих неторопливых сомнениях и бесконечном поиске, затянувшемся аж на двадцать лет, к удивлению оказался готов воспринимать их, пройдя невообразимую метаморфозу от бездомного наркомана с десятилетним стажем, до тонкого ценителя жизни, писателя-философа. Но что ещё удивительней, – впрочем, о стремление молодых душ к саморазрушительному отрицанию ближнего, давно известно,– катализатором этого волшебного превращения оказался обычный бродячий кот. Этот кот к тридцати трем годам героя бестселлера стал для него первым и единственно дорогим живым существом на Земле, – при наличии нормальных любящих его родителях, волей судьбы оказавшихся в разводе, – ради которого он смог прервать своё планомерное уничтожения себя.
     И это удивительно и… радостно!
     Разве не так?
     Хотя и неоригинально, и даже обычно.
     Но вот то, что с помощью той привязанности к коту он непросто прервал цепь своих отрицаний, но и полностью осознал их несостоятельность, отделив зёрна от плевел, – пусть на то и ушли практически всё его отрочество, юность и молодость, – это дорогого стоит!
     Такое случается редко.
     До этого, глядя по сторонам, мне казалось, что такого вообще не бывает.
     А ведь это и есть настоящая мечта – найти в мыслях современников то, во что уже не верится, но очень хотелось, чтоб так было!
     Спасибо за то коту и… его хозяину.
     И в заключении, не могу, как это обычно бывает в Пересказках, не процитировать пару тройку самых чудесных мыслей героев книги, расположив их, по возрастающей последовательности своего удивления:
     «Говорят, кошки сами выбирают хозяев» (стр. 21).
      У некоторых «…есть два мнения: их собственное и неправильное» (стр. 37).
     «Необходимость обостряет разум…» (стр. 136).
     «Жизнь в большом городе обезличивает и лишает души» (стр. 231).
     «Говорят, слепы те, кто не хочет видеть…» (стр. 149).
     Вместе с котом «…в моей жизни появились верность, любовь… и чувство ответственности… Наркоману всегда непросто возвращаться к нормальной жизни. Сделав два шага вперед, я по-прежнему отступал на шаг… Правда в том, что я отчаянно хотел покончить с улицей…» (стр. 22-23).
     Но… «Зависимость никогда не отпустит меня до конца, и склонность к саморазрушению никуда не денется» (стр. 93).
     «Я устал от такой жизни, устал всё время оглядываться… я хочу жить в безопасном, счастливом мире» (стр.320).
     Отец «… всегда был сам себе хозяином. Не думаю, что он понимал, почему я не могу поступить так же… Я старался, просто у меня были свои методы… Он никогда не был кошатником. Поэтому рассказы о том, как … кот помогает мне держаться на плаву, отца порядком озадачили… Как большинство людей его поколения, он терялся, когда сталкивался с неприглядной правдой… Он понятия не имел, как ведут себя зависимые люди. Хотел бы и я этого не знать…» (стр. 186-190).
     «В ходе работы над книгой я свыкся с неприятной правдой, и это помогло мне лучше понять себя. Я знал, что со мной непросто иметь дело. Казалось, во мне до сих пор живет трудный подросток, неадекватный и склонный к саморазрушению. Это началось ещё в детстве, когда родители развелись… Мы с мамой постоянно переезжали, так что я не задерживался ни в одной школе и не мог завести друзей… и смирился с положением изгоя. В подростковом возрасте у меня начались серьезные проблемы с поведением… В одиннадцать лет я на два года стал постоянным пациентом психиатрического отделения… где мне прописывали кучу лекарств, включая литиум. И вот с этого момента я помню всё не очень четко… Именно тогда я не мог ни с кем подружиться, страдал от депрессии и перепадов настроения…» (стр. 212-215).
     «Что привлекает читателей?.. Очевидно… что-то, на что отзываются люди во всём мире…» (стр.335). «…наша история открыла людям глаза» (стр. 341). «…нельзя десять лет бороться за жизнь на улицах Лондона и не измениться. Я знаю, что потребуется немало времени, чтобы сгладить острые углы моей личности…» (стр. 342).
     С  появлением кота «…я узнал, каково быть отцом. И понял, что в основном это значит все время волноваться… Хотел бы я вернуться в прошлое и избавить своих родителей от тревог…» (стр. 222-223).

     Вот, пожалуй, здесь и всё.
     Цель-мечта раскрыта, а значит, книга, безусловно, зовет, радует.
     Очень жаль, что для него, персонажа-автора лишь кот смог стать той спасительной соломинкой, позволившей ему развернуться на сто восемьдесят градусов с двадцатилетнего пути в никуда, на путь к жизни, созиданию, добру…

          Конечно, я не светоч мысли,
          не идеал всему и вся,
          но точно знаю, в этой жизни
          мы часто слышим лишь себя.
          И в этом странном монологе 
          мы все идём одним Путём,
          порой, проглатывая слоги,
          обидевшись, кричим, ревём,
          и лишь однажды прозреваем
          в вечернем шелесте травы,
          когда нежданно… умираем,
          иль умирает тот, с кем спорим мы…
          А, что там, за чертой?.. – неважно, –
          нам не дано, пока мы здесь,
          но всё же очень, очень страшно
          уйти и недослушать весь
          Его покой и неизбежность,
          и нескончаемый простор,
          и вечный бой, смиренье, вечность,
          их не поняв наперекор…
          В конце… простить, принять, быть может,
          всего лишь раз не за себя
          просить… за тех, кто всех дороже,
          дороже всех, «Всего и Вся».

     …и как это удивительно мило было ошибаться, что такого не бывает.
     Оказывается, бывает!
     Ну, ведь это он сам, автор-персонаж, написал спустя двадцать лет своего отрицания: Хотел бы я вернуться в прошлое и избавить своих родителей от тревог…».
     И, Боже, как это мило!
     Вот только он, кажется, сам до конца не осознал, что не «…наша история открыла людям глаза», а его история, лично его.
     И, да пусть она, эта история откроет глаза всем на конечность и неповторимость нашего Пути, в котором всего-то просто нужно беречь друг друга, ибо других «друг друга» рядом нет, и не будет.


Автор благодарит своего критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
15.11.2019г.