Спецназ и мультики

Сыгда Алтынаев
90% чего бы то ни было являются дрянью. Не помню, кто именно сделал такое заключение, но ведь не очень то поспоришь, верно? А я тем не менее поспорю! Точнее, попробую разобраться. Когда я впервые услышал это высказывание ( а это было очень давно ) — меня оно очень сильно задело. Мало что так сильно задевало меня в жизни из словесной продукции, но тут я сильно задумался. Ведь действительно — 90% чего бы то ни было… А возможно ли такое, чтобы не было 90% дряни? Чтобы процент этот был как можно ниже? Что и как для это нужно сделать? Я стал перебирать в памяти самые различные структуры, системы, организации и компании и обнаружил целых две! Причем, абсолютно не похожих друг на друга. Но прежде, чем назвать их я обозначу принципы, которое позволили бы создать нечто, где не будет 90% дряни:
1. Отбор. Сперва отбираются лучшие. Потом, по возможности, лучшие из лучших.
2. Чёткие задачи. То есть без размытости — ставится задача конкретно сделать это и вот то с максимальной конкретикой
3. Несерьёзность по отношению к самому себе. Что это значит? Опять же , не помню кто, но четко сформулировал этот момент — ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ СЕРЬЁЗНО, НО НЕЛЬЗЯ ВОСПРИНИМАТЬ САМОГО СЕБЯ СЛИШКОМ ВСЕРЬЁЗ. И ещё — человек не должен боятся быть посмешищем для самого себя!
И это всё? Только то? Вроде бы всё просто и коротко. Но на деле не получается соблюдения всех трёх принципов, поэтому и получаются неизбежные 90% чего бы то ни было. Впрочем, я хотел рассказать о двух системах, где процента дряни практически нет. Думаю, Вы будете заметно удивлены! Итак первая структура — Легендарный отряд спецназа КГБ-ФСБ «Альфа». Никто не будет спорить, что в этой структуре только люди высокой пробы. Практически — 100% профессионалов и настоящих людей. Иные туда даже если и попадут, то долго не задержатся. Рассмотрим представленную выше мною схему для отряда «Альфа»:
1. Отбор. Бойцы отбираются из числа уже аттестованных оперативных работников, курсантов военных училищ и даже гражданских спецов, имеющих определенные способности и подготовку. Одним словом — выбирать есть из кого! Далее тестировать-норматировать и готовить ещё раз , по более сложной специальной программе,
2. Четкие задачи. Перед спецназом никогда не ставится общая задача. Только конкретная — обезвредить террористов, спасти заложников, захватить особо опасного преступника или шпиона, при этом исключительно живым и здоровым. Задача поставлена и отобранные, подготовленные спецы начинают её выполнять. И выполняют — Дай Бог! За всю историю существования отряда «Альфа» ни одной проваленной операции, хотя были очень страшные, крутые переделки.
3. Отношение к самому себе. Ни разу не общался с бойцом «Альфы», но вот с СОБРовцами ( спецназ МВД ) и армейскими разведчиками приятельствовать приходилось. Ни один из этих людей не считает себя суперменом, никогда не рассказывает как он там кого то уложил, не гремит своими медалями и орденами ( которые реально существуют ). То есть эти люди сами не чувствуют себя героями и не считают самыми сильными. Они профессионалы. И там где нужен их профессионализм они ведут себя максимально серьёзно. Вне профессии вполне могут и посмеяться над самими собой.
Теперь вторая структура! Это , не удивляйтесь, киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ». Да, да — «Ёжик в тумане», «Ну, погоди!» и др. Где здесь 90%? Думаю, очень сложно назвать хоть один откровенно, плохой, гадкий, порочный мультик, сделанный на этой киностудии. Конечно , одним нравится одно и совсем не нравится другое, но , уверен в одном — откровенной дряни «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» не произвел ни 1%. Будет кто-нибудь спорить? Теперь применим мою схему к «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМУ»:
1. Отбор. В художники-мультипликаторы ( и режиссеры ) попадают только люди с фантазией и умеющие оригинально, живо рисовать. Иные могут по случайности попасть в их ряды, но ненадолго. Как и в отряде «Альфа».
2. Чётко поставленные задачи. Тут то же только четкость и конкретика — сделать такую то сказку для такого то возраста. Можно смешную, можно грустную — на усмотрение творца. Но тема, метраж и жанр заявляются заказчиками чётко.
3. Отношение к себе. До недавнего времени медные трубы и оливковые венки не жаловали мастеров мультипликации. Поэтому и сами они относились к себе просто как к художникам, делающим рисованные и кукольные истории. Но дело своё делали с полной отдачей, серьёзно, по настоящему! И не ради орденов, больших денег, престижных премий. Они были просто художниками, но без кавычек и не от слова «худо». И многие мультфильмы, созданные ими, стали подлинными произведениями искусства! Без всяких скидок.
Ну а теперь посмотрим на мою схему со стороны тех структур и компаний, которые производят не менее 90% дряни:
1. Отбор. Берут . по большому счету, всех желающих, особенно хитрых и наглых. И, конечно же, близких родственников, сынков и дочек. Кто то пришёл в приёмную комиссию и пустил слезу, а кто то и неплохие спонсорские деньги подогнал. В этом случае подлинному мастерству никто учится не будет. Работа будет для диплома, бумажки, премии.
2. Четко поставленные задачи. Точнее ИХ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ. Темы, предлагаемые для реализации — оптимизировать обстановку и снизить количество появившегося ненорматива. Либо же — «Россия в совренном мире», «Ради жизни, любви и Отечества», «Один день моей Родины», «Счастье мирного труда ( или мирного атома, без разницы )», «Нет тёмным силам и диструктивному безумию». Никакой конкретики, никакой четкости. Но… Кто похитрее и понахальнее ( и имеет влиятельных родственников ) получит и премию, и диплом, и статус, и звание, и орден «За заслуги… и дружбу»
3. Отношение к себе. Оно максимально серьёзно! Сделав в лучшем случае на копейку — творец мнит себя гением и спасителем Отечества. Само дело он серьёзно не делает, потому что не может, не обучен, не умеет, но себя воспринимает только всерьёз! Он занимается серьёзным искусством! У него серьёзные мысли и концепции! А кто над этим смеётся, тот… Ну. как минимум, ничего не понимающий в серьёзных делах невежда.
При подобном соблюдении всех трех пунктов неизбежно получаются эти самые 90% дряни. В лучшем случае. А то и 99, и все 100. Кто-нибудь будет спорить?