Наш девиз мы рядом!

Вера Ольгина
         

         Лекторша, наслаждаясь    звучанием   своего  голоса,  сопровождаемого слабой мимикой  старого перекрашенного лица ,   продолжала  о  чем  то  рассказывать  полупустой  аудитории  и  себе.
;     Россия  с  трудом  возрождалась, после  провала   в хорошо  замаскированную  ловушку   истории.   Тяжелораненое  общество    явило  социальное  чудо,   породившее     педагогическую ситуацию,  ведущую   к   началу  развала  классического  образования  всех уровней.
          Разработанные  еще в начале  20-х  годов  А.С. Макаренко принципы  нравственного  воспитания  гражданина  нового  общества ,    до  сих  пор  спрятаны  в  сундуки   истории  педагогики.
 А  эстафетная  палочка  гуманистических ценностей построения современного  общества   и  воспитания  поколений  будущего,  потеряна  и  затоптана на  дорожке  соревнований,  резко  повернув своих ” атлетов ” за границу.
   Вспоминается  стихотворение М.Ю. Лермонтова « Белеет парус одинокий»,  что они  ищут  на  свалках  образования,  чтобы  оправдать  свои  заграничные  прогулки и затащить в  родной  край   иностранные   отходы ,   предоставляя  их  руководству,  аж  государства , как  инновации.
         До сих  пор,  пары  дурмана  ЕГЭ  уводят  руководящую  знать  от  реалий  « экологии культуры».
       В итоге - «проворонили» нравственную культуру.   а  результат  это индекс интеллектуального развития и воспитанности наших подростков   в 80-е годы  в мире примерно  занял   50-е место.
      Неужели  в  нашей  стране не было  уникальных  разработок  по  педагогике  и  воспитанию  культуры  подрастающего  поколения!?
      Не  только   не  было, но и есть, и всегда  будут!  Не  хватит  и  месяца,  чтобы  перечислить  фамилии   энтузиастов  и  новаторов,  великих  умов  из  не больших  городков,  сел, деревень, да и больших  городов. 
     Дмитрий  Сергеевич  Лихачев,  введший  понятие «  экология культуры», особенно подчёркивал историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего.   Он   посвятил  свою  жизнь   борьбе   за сохранение культуры от разрушения и забвения.
     В  конце  столетия в   отечественное  образовательное  пространство  активно  проникали  западные  и восточные   педагогические идеи,  которые  привозили , открыто    засланные   адепты.
    Россия  богата  умами  своих  детей!
  Отвергая   данайские  дары,   пробивались ростки  передовых  педагогов:  Л.И. Новиковой,  И.Я Лернера,  А.А. Католикова, Е.А. Ямбурга.,  Д.Б. Кабалевского  и  других.   
      Но,  пока  разгул   частных  школ,  высших  учебных  заведений,  выдающих  свидетельства  государственного  образца.  Псевдо  преподаватели,  торгующие  собой   на  дороге   истории,  и  бесконечный конвейер     лжеспециалистов! 
     Конец  двадцатого  столетия, недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
;  За  время  нашего  отсутствия  в аудитории ничего  не  изменилось.
Кто - то из  слушателей  спал,  кто- то  трепался    или  играл   по  телефону.
    После  окончания  медицинского  училища  Райка,  поработав в  престижной поликлинике  4  управления, в  которую  чтобы  доехать  из  Солнцева   во время,  надо  было  вставать в половине  шестого  утра,  выскочила  замуж.
     Мужа    Николая  Райка  знала  хорошо, ее мама  и его  мачеха  работали  вместе  в  ХОЗу  закрытого  военного  авиационного  завода.
     Мачеха  спихнула  своего  нелюбимого  пасынка,  а  Райкина  мать поспешила  пристроить  норовистую   дочь  в  богатую  семью.
    Рождение  дочери  быстро  сменило  романтику свадьбы  на  бытовые  заботы  и  проблемы.  Поэтому,  когда  муж  купил  квартиру  почти рядом  с  домом  тещи,  а   мама  отобрала  внучку, полностью  взяв  ее  воспитание  под  свой  контроль,  молодые  зажили  каждый  своей  жизнью.
      О  дочери  Рая  почти  не  вспоминала,  материнские  чувства  так  и  не  проснулись  в  ее  сердце. Мама  помогала   дочери в этом,  явно  не осознавая   всю  тяжесть  своего  преступления.
     Николай  приходил  домой  очень  поздно. Райка,  поскучав от  безделья   и праздной  жизни, вместе со своей  закадычной  подругой  Нинкой  решили   и пошли  учиться  на модный  факультет  психологии.
    Обучение  Райки  оплачивал  муж,  с  которого  она  сдирала сумму  вдвое  больше.  А  уж  как  тратить  « заработанные»  излишки  они  с  подругой  знали.
   Занятия  в  институте  были один раз в неделю  по субботам.  Встречались  подруги  или  в  метро  или  возле  института.  А  дальше,  выпив  пивка  или  покрепче,  весь  район  метро  Сокол  был  их.   Все  же  Москва  не  Солнцево!
 Обучение  Нинки  оплачивала  богатая  тетя,  веря, что после  завершения  обучения  возьмет ее в  свою  фирму  в  отдел  кадров.      

Райка  скучала  в  аудитории одна.  Нинка   на  свою  свободную  жизнь  и на выплату долга за разбитую машину Николая подрабатывала  в  «  Елках палках».
Дверь в аудиторию  приоткрылась и  к нашей  героине  подсела  молодая  женщина.
      Они  в знак  приветствия  кивнули  головами.
;  Меня  зовут Алена,  тихо  прошептала  женщина.
;  Рая,  прозвучало в  ответ.
;  Много  написала? Спросила  она.
;  А  я. никогда  не  пишу,  да и не  понимаю,   о  чем  говорит  старуха.
;   Тебе  не  интересна  лекция  или  вообще  учеба?  Я  редко  вижу     тебя  с  подругой  на  занятиях,  спросила  Алена.
      Тут  прозвенел  звонок  и обе  героини  направились  в  столовую.  Взяли  кофе,  молочный  коктейль  и  присели  за  столик  у  окна.
     Выражение  лица  у  Райки  всегда  отражало ее  внутреннее состояние.  Сейчас  была  нарисована  скука  и  безразличие.
;  Что жизнь  не  интересна  и  скучна?!  Спросила   Алена.
;  Да-а-а!!   раздраженно  протянула   на  выдохе   Райка.
;  Вот  и  я  так  думала  когда то,  с  горестной  улыбкой  констатировала Алена.
;  Хочешь, я  расскажу  тебе  свою  историю?
;  Валяй,  ответила Райка,  болтая  соломкой  в коктейле,  и  уставилась  на  собеседницу  своим  бездонно  пустым   отстраненным взглядом.
      ;Я  была  любимой  и единственной  дочкой  и внучкой в семье.  Мама  работала в химчистке, папа  трудился  инженером  на  заводе.  Бабушка  и дедушка  были  на  пенсии  и  жили  с  нами  вместе в большой  квартире  на  Кутузовском  проспекте.
   Денег  на  меня  хватало,  и  каждое  желание  быстро  исполнялось.  По  дому  я  ничего  не  делала,  да  меня  ни  чему  и  не учили.  Ребенок  я  была  поздний  и  очень  долгожданный.
    Став  постарше  я  сформировала  свою  компанию  и  весело  проводила  время  вне  дома. Начала  курить,  пробовать  горячительные  напитки.
  Бог  уберег от  наркотиков!
Летом  меня  вытаскивали на  дачу,  где  тоже  была  своя  компания.
   Ночные  клубы  и  дискотеки  стали  отдушиной  в  моей  скучной  жизни дома.
С детства  меня  мучили учителя  музыкальной  школы,  английского  языка,  репетиры.  Дома  бесконечно  спорили,  в  какой институт  я  пойду  учиться  и  какое  выпускное  платье  мне  покупать.
Мне  все  было  по фигу!!
  И  вот  показалась  полная  свобода!
Предки  уезжали  на  майские  праздники на  дачу.    Я  отказалась  под  предлогом  подготовки к выпускным  экзаменам.
     Они  верили  мне! !    Они  меня  очень  любили.
Оставив  полный  холодильник  еды  и  достойное  количество  денег.
    Не  успели  уехать  предки,  а  у меня  в  квартире  уже  собиралась  веселая  компания.
Погудев  дома,  мы  направились  в ночной  клуб.
    Домой  я  возвращалась с  двумя  подругами   во  втором  часу  ночи.
Лифт  открылся, и на  этаже  я   оказалась в  обществе  печальных  вытирающих  слезы   соседей  и   двух  полицейских.
     Мои  мама,  папа,  бабушка  и  дедушка  погибли в  автомобильной  катастрофе  по  дороге  на  дачу,  когда  я  угорала  от  счастья  свободы.
    Алена  рассказывала,  а слезы  то  заполняли  ее  глаза, то  высыхали  бесследно. Райка  сидела  с  широко раскрытыми  глазами,  и полуоткрытым  ртом.
    ; Квартиру  помогли  продать  родственники.  Они     же  помогли  купить  мне  однокомнатную  квартиру,  похоронить  и  поставить  памятник.
Пока  были  деньги,  рядом  были  и  подруги,  с  удовольствием  халявы  разделяя  и  пропивая  мое  горе.
    Деньги  кончились, и я  обратилась  к  родственникам,  которые быстро  дали  мне  понять,  что  надо  искать работу.
Квартиру я продала почти  за  даром  и  оказалась  с  бутылкой  на  улице  и  почти  без одежды.
     Райка  с  трудом  проглотила  слюну  и  сжала  с  силой  сиденье  стула  обеими  руками.  К  ней  вдруг  стало  возвращаться  какое;то  забытое  чувство  сострадания,  сопереживания.  Даже   окружающая  реальность  стала  как  то  обретать  новое  видение.   как  окно  высыхающее  после  дождя.
    На территории  городской  больницы  имени  Боткина  я  нашла  всегда  открытый  хозяйственный  вход  в  один  из  старых  корпусов  и  залезала  на  последний  этаж    под   выходом  на  крышу,  где  меня  через несколько  дней  обнаружила  Марина  Ивановна.
     Она  работала  санитаркой в  отделении хирургии  и  по  совместительству  убиралась  в  подъездах  пяти  корпусов.
     Потеряв  всех  своих  родных,  она  приехала  в Москву  и  устроилась  в  больницу.  Где  ей  предоставили   комнату  в  больничной  квартире.
;  Ты,  откуда  ребенок?!!  Спросила она   меня,   и  я  разрыдалась  в  голос.
;   Не  выгоняйте  меня!  Мне  некуда  идти.  У  меня  никого  нет!   Я  замерзла.
   Марина  Ивановна  привела  меня  к  себе,  отмыла,  одела,  накормила.  Мы  долго  говорили  о  своей  жизни.
   Но  самое  главное  она  поверила  в  меня!  А  я  пообещала  ей  стать  другой,  такой,  какой  меня  видели  мои  родные.   
     Через  несколько  дней  я  уже  работала  санитаркой  в  хирургическом  отделении и  помогала  Марине  Ивановне  по  вечерам..  В  свободное  время  готовила себя  к  поступлению в  медицинское  училище  при  больнице. 
     Появлялась  моя  настоящая  жизнь.  Вскоре  я  уже  помогала  медицинским  сестрам  в отделении.  На  меня  обратили  внимание  врачи и преподаватели  медицинского  училища.
     Ухаживая  за  больными,  я  познакомилась со своим  будущим  мужем,  который  лежал в  отделении  после  операции по  удалению  воспаленного  аппендикса.
      Выйдя  замуж,  я  переехала  жить в семью  мужа,  родила  дочь    Оксану.  Моя  частичка,  моя  радость  и  смысл  жизни!
 Свекровь  меня  обожает,  именно  она  поддержала  мое  желание  поступить  в  институт.  За  обучение  я  плачу  сама.  Хочу  быть  уверенней  в  своем  будущем   и  обеспечить  будущее  своей  дочери.
     Вот  такая  моя  история.
      Рая  сидела,   не  двигаясь  и  не  понимая,  что надо  сказать.
Вдруг  она  встала  и  сказала  тихо:
;    Спасибо,      Алена!
     Может,  махнемся  номерами  телефона?!
;   Я  согласна.  Звони.  когда  тебе  это  будет  нужно. Знай,  что  у  меня  есть  все  лекции  по  психологии.
     Алена  вернулась в аудиторию.
Рая  вышла  перекурить.  Неожиданно  для  себя   сломала и выбросила сигарету.    Позвонила  маме,  спросила  о  дочери,  предупредив,  что  после  занятий   обязательно   приедет.
  В  ответ  мама  не  нашла  слов,  но  услышала  голос  незнакомый,  твердый,  сильный.
   Положив  трубку,  она с  волнением  стала  ожидать  приезда  дочери.
     Дверь  в  аудиторию  открылась и к Алене  подсела  Рая,  открыв  тетрадь,     стала  записывать  лекцию.
Лицо  Алены  было  спокойно  и  уверенно.
Рая  писала  конспект  и  думала   впервые   о своей  Алисе,  к  которой ее  начала  притягивать  неизвестная  сила . Какой  она  вырастет,  ее  дочь?!  Но  поняла,  что  сейчас  рядом  должна  быть  она!

;   Барабан  экологии культуры  начинал  набирать  свой  ход.  Но  ветер  перемен  августа  91  года., оказался  злым  дыханием,  унесшим  тысячи  жизней,  обрушив  базовые  ценности  общества  в  бездну  истории.  Добросовестный  труд,  бескорыстие, альтруизм, честность, скромность    были   попраны .
      Разрасталось отчуждение между государством, обществом  и  людьми. Отношения   между  людьми  строились по звериной логике «это его проблемы».
   Спасение  было  спрятано  глубоко  в     непознанной  русской  душе  каждого  из  нас.    Это   бозоны  веры,  слова,  добра .
   Посмотрите,   на  тех ,  кто идет  рядом.  Если  надо подарите  бозоны    своей  души.
   Только  вместе  мы  сможем  преодолеть  мост над  бездной  и  возродим     гуманистические  идеи  и  культуру  России.
 



,

2020  год                Вера