Зигзаг судьбы

Михаил Рыбаков 1
- Метёлкин! Проснись!!!
- А...что?
- Совсем обнаглел. Сейчас старшина появится, он тебе на полную катушку... Иди, дрыхни. Пост принял.
- Пост сдал.
Краснов шёл между двухярусными койками, слушал посапывание солдат, пускание ветров, атмосфера стояла тяжеловатая, а окна были забиты гвоздями. Он заглянул в туалет, на третьем толчке,  виднелись испражнения и стояла вонь. Он хотел смыть, но увидел жилки крови и срочно сходил за  старшиной.
- Товарищ старшина, у нас, кажется, не порядок.
- Что там?
Рассказал и они быстро двинулись в туалет
- Молодец, боец Краснов. Поднимай, а впрочем...я сам, подежурь тут. Скоро они появились с санитарным врвчом. Осмотрели  толчёк, врач взял пробу и они вышли. Евгений хотел смыть улики, но вбежал Чернов и плюхнулся на сидение...и понеслось.... Давно не слышал такого концерта парень.

 Чернова забрали в карантин. А пищеблок, классы, туалет и казарму, обработала санслужба и всех угнали на природу.
- Не скучать, солдаты! В цепочку по одному и по периметру участка, бегом марш!. Когда пощёл приличный дождик - все бросились под брезентовую крышу летней столовой. Краснов, который бежал последним, залетел под крону старого тополя, увидел в щели, что-то белое, подцепил тонким лезвием перочинного складничка и выволок невзрачный целлофановый пакетик, с остатками белого порошка...Зажав в кулаке, он бросился в  санчасть.
- Вот - выдохнул он - В щели тополя нашёл. Сестра взяла пакетик пинцетом.
- Зайди сюда и мой руки с мылом, хорошо мой - и выскочила в соседнюю дверь...
Не успел Краснов вытереть руки, как залетели двое, в защитных робах, подцепили его и в карантин.. "Нашёл на свою голову - пронеслось и забылось..."
В окошко было видно, как открыли, гаражи, машины вилетали, в них заскакивали солдаты и машины срочно покидали расположение полка...
За ними пришла спецмашина, уже, под вечер.. В карантине было пять человек их рассовали по кабинкам и двинулись в дорогу. Как показалось Евгению, ехали часа три.... Потом остановились. Он понял, что его забрали, с машины последним. Завели в кабинет. Лысый, в летах человек, спросил:
- Евгений, вы  ещё, к чему-то прикасались?
- Да - ответил он. Вот ножичик, я им из щели доставал пакетик.
- Почему вы достали его?
И Краснов рассказал, что было в туалете и о потугах Чернова...
- Потому меня и смутило белое в щели...
- Понял, спасибо. Борис, проводите Краснова на диерацию, потом зайдите на анализы.
Часа через четыре, ему было сказано, что он полностью чист и может заниматься, в той половине, где здоровые.
- Да, вам будет интересно, что это? СлОва, не спрашиваю ибо уверен, что подписывались, о неразглашении. Это чёрная оспа, везде в полку и в том пакетике. Подумайте хорошо...ход событий, едут Органы, будет строгий допрос.
- Спасибо, доктор, я понял.

Допрос шёл второй час. Сначала Евгений записал всё на бумаге, поставил подпись. Думал на этом всё и закончится... А тут... А тут перекрёстные вопросы, попытка сбить с толку и снова...по кругу...Отпустили уже, перед самим утром, в палатку поспать.
Больше досталось Метёлкину, У  Жени и не спросили пока...
А Метёлкин орал, как укушенный, увели на губу, под конвоем. Краснова спас наверно рапорт старшины,  ему вручили "Красную Звезду", за Красногвардейскую службу, бдительнось и готовность искоренить международную Гидру. И органы отцепились от бойца. Был конец 1939-го Падали листья осени, ему вручили отношение, для поступление на ускоренные курсы Красных командиров, которые располагались в окресностях Конотопа. Закончил их в апреле сорок первого и женился там же, свои родные , только дальние, а тут...кнопочка-Конотопочка, целый хутор родни, свадьбу справили добрую, надарили всякой всячины - "на обзаведение". А его возьми и направь на Дальний Восток, с вновь организованной сотней. Три вагона теплушек и полувагон командирского состава. Вот тебе и обзаведение... Одарка плакала, кроме Конотопа, ничего не видела - страшно! Она не боялась только, когда Женька свободен, да никого в купе нет... Но постепенно привыкала.
Со встречноого передали приказ: "Занять оборону в Песчаном.
 Что в Песчаном, как в Песчаном, где фланги,  что в тылу,  а пустыня...... Ночью до заморозков, днём печёт - спасу нет.... С водой беда, без воды вдвое. Для лошадей приспособили блокгауз, а сами ютились по дворам. Местные были недовольны, но помалкивали, до тех пор, пока не напала на посёлок банда. А когда та потеряла, чуть не весь свой состав - зауважали - защитники!
 Постепенно подружились. Свой кузнец Яшка и местный, перековали всех лошадей, приспособили их к пескам, появилось и сено, весеннего покоса
 Бойцы делились овсом. Пришёл приказ и вооружение. И Евгений, завёл список, кому что вручили. Трём крайним дворам "максимы" с полным боекомплектом. Сорокопятку установили на платформе, списанной в запас, но востановленной местными умельцами. Теперь у орудия несли постоянный караул - пушкарь Семён и два бойца, безлошадника, чьи кони пали в дороге. Чтоб быть, хотя бы в десятикилометрове, в курсе дела - по околице постоянно был дозор, звено конных перед посёлдком и за путями, как местные выражались. Внезапное нападение исключалось. Так было до начала войны с фашистом. Активизировались попытки нападения, разной сволочи. Были схватки да ещё какие!. Гонялись за басмачами сутками бывало, теряли  бойцов, но вырубили почти всю нечисть. Получили три грамоты и два раза в приказах отмечали, с благодарностью. Япошки присмирели пока, что там на уме? В конце сорок первого, наведался начштаба полка. Пол дня знакомился с окрестностями, спрашивал, о нуждах.
Потом долго сидели с Евгением...
- Есть соображение, на ближних подступах, рыть траншеи, чтоб в зиму идти спокойно.
- Дело хорошее, думал об этом, но у местных доски, не найдёшь, а без доски, сами понимаете, дождь пойдёт - рыть по новой придётся - бесконечная забота.
- Ты прав... Есть  отходы вагонки, бруски, но коротковаты...
- Ну...было бы из чего, а на месте пригодится.
- Так я вам вагончик пришлю.
- Здорово будет.
- И вот ещё что...сам люблю живую работу, но кому-то нужно и командовать... Готовься, передай дела заму, а сам, на неделе, с вещичками, дрезину пришлю.
Евгений рыпнулся было возразить, но тот официално сказал:
- Мне нужен путный заместитель.
Так Краснов очутился на Узловой - город новый, почти без посадок, что понравилось - шировие улицы, есть где раминуться и шашкой взмахнуть, и грудки напереть. Но долго разглядывать было некогда, он влез в дела, с головой, прежний окзался несостоятельным, столько хостов оставил...
- Дмитрий Иванович, нужна секретарша или машинистка, пока.
- Где я тебе, голубчик, рожу, что ли?
- Так у меня жена курсы кончала.
- Что ж ты, холера, до сих пор, под полой держал?
- Так там, не нужно было...
- Лады, шуруй за ней.

- Дара, собирайся на работу.
- А-то... Аж разогналась, держи, упаду!
- Не дури. В штаб, будешь мне письма печатать.
- Правда? Бегу, мой соколик!
Оформили за пол часа, выдали форму, как положено. Веселей стало. Машинка строчила, без остановок, с утра до вечера.
Наконец, папки на полках, секреты в сейфе, есть время и прибраться, и срочное донесение или приказ напечатать.

Разобравшись с бумагами, Евгений внедрился в подразделения, что-то записывал, что-то помечал в планшетке, потом влез в склады, нашёл уйму нестыковок, недоимок, за который он же и должен отвечать, с вооружением, тоже было, не всё в порядке, что-то горой, что-то пусткой...
 Два вечера подбивал бабки, Дара помогала. И вот он взял папку и подался к начштаба..
 Тот долго вычитывал, записывал...
- Знаешь что, пойдем к командиру, пусть сам поглядит и покумекаем, как будем исправлять положение. Пока тут, не гремит, над головой.
Встретили их чаем с баранками, потом переместились в кабинет и полковник пробежал раз написанное...
- Вы не ошиблись, Евгений Иванович?
- Никак нет. всё проверено и перепроверено.
- М-да... такого, не может быть. Может, при дислокации, потерялось? Может прежний растяпа...
- Не может быть, тогда замом был Бушуев.
- Да, жаль мужика, деловой был, земля ему пухом.. А это оставьте, завтра с утра, ко мне, будем концы с концами...
Но так и не пришлось сводить концы, утром небо было чёрным от японских самолётов. Хорошо зенитки поработали, но и наше добро смешали с песком и копотью. Кто больше понёс потерь, сосчитаешь? Людей полегло добрая половина, столько же и лошадей, кроме тех, что сшиб запор и выгал из конюшни Евгений и Дара, они разбежались и почти все, остались живы.
Потери были огромны, пришлось восстанавливать, с траншей и окопов, но ещё такой налёт и "от япошек останется пшик" - пошутил Евгений и он был недалеко, от истинны.


Для фронта сколачивалась  дивизия, их полк вошёл в её состав Дмитрия Ивановича, забрали в соседний полк, командиром и Евгений остался тут начштабом, Дара отказалась оставаться и работала в штабе дивизии секретарём.
Провожали эшелон с оркестром. Впереди был славный путь, от защиты Москвы, до Праги.  08.01.20