Хорошо, что они не помнят

Стас Новосильцев
    Утром пятилетнего Андрюшу провожал в детсад его родной дядя – дядя  Миша. Родители Андрея затеяли в квартире ремонт, и он временно жил у бабушки. Андрею очень не хотелось идти в это заведение, и он старался, как мог, оттянуть момент встречи с воспитательницей и толпой сверстников. При этом использовались нехитрые приемы «почемучек». Он разглядывал встречных прохожих, останавливался, оглядывался и задавал неожиданный вопрос, при этом, не выслушав ответ, задавал новый, уже на другую тему: про цветы и про росу, про собак и кошек, про ворон и воробьев. Фантазия работала в ускоренном темпе. На многие «почему» он давно знал ответы, на многие – забыл в спешке. А на некоторые и не ждал ответов.
    Поняв, что хитрец устроил «карусель»  для продления времени в пути к детсаду, дядя Миша строгим тоном оборвал эту нескончаемую цепочку «почему»:
    - Всё, хватит задавать  бестолковые вопросы, започемучил мозги до кипения. Шагай, давай быстрее.
    И осёкся. Уже мог нарваться на серию вопросов по поводу кипения мозгов. Но Андрей среагировал на строгий окрик и замолчал. Напрасно дядя Миша вздохнул с облегчением. Андрей молчал недолго и выдал, казалось бы, совсем невинный вопрос:
    - Дядя Миша, а вы были во время войны?
Дядя Миша привык к таким крутым поворотам мысли  племянника и машинально ответил:
    - Был.
    - А почему вас не убили?
    Это уже становилось занятным.
    - Я был тогда ещё маленьким.
    - Таким маленьким, что в вас целились и не попали?
    Дядя Миша рассмеялся над ходом мыслей и воображением своего подопечного, и ответил, не думая:
    - Ну да. Целились и не попали.
    - Плохо целились, да?
    - Наверно.
    - А из чего стреляли?
 Это уже какой-то допрос, подумал дядя, и ответил, что на ум пришло:
    - Из гаубицы.
    - А что такое гаубица?
    Пришлось объяснить.
    Вопросы сыпались с детской непосредственностью, дядя Миша ждал очередного, но Андрей замолчал, о чём-то задумавшись. До детсадовской калитки оставалось несколько шагов, больше вопросов не последовало, дядя Миша сдал племянника воспитательнице, выслушал информацию о вчерашних его проделках (в присутствии самого племянника),он понял, почему тот «тянул резину», и направился на работу.
    Что-то не позволяло ему отвлечься от диалога с племянником и думать о предстоящих делах.
    И он понял, что его беспокоит: отсутствие комментария или резюме в конце логической цепи вопросов и ответов. Обычно, если обсуждалась серьезная тема, а не просто разброс «а почему», Андрей подводил итог и, либо отдыхал от своих вопросов, либо переходил к новой теме. А нынче Андрей задумался недаром. Вывод и комментарии он просто не стал озвучивать.
    Отсюда следует, подумал дядя Миша: могло быть три  вывода, точнее, один из трёх.
Первый – хорошо, что плохо целились. Хорошо, что не попали. Это самый приятный вывод для дяди.
Второй - плохо, что наводчик  не умел целиться, и не попал.
Третий - напрасно стреляли из гаубицы. Андрей уже знал, что по воробьям из пушек не палят.
    Что-то подсказывало, что второй и третий варианты более вероятны. Но уточнять бесполезно. Андрей уже забыл и про свои вопросы, и про дядины ответы, да и ни к чему теперь, как говорится, ворошить прошлое. А дядя вспомнил, сколько нотаций и моралей он прочитал племяннику за время его пребывания у них, сколько окриков «нельзя», «перестань», «прекрати немедленно»  получил беспокойный малец, которого в это же время буквально «занянчивали» любвеобильные, сами ещё бездетные, тётки. 
    И дядя Миша сам для себя  подвел итог: - Так тебе и надо, спиногрыз зловредный. Жаль, что в тебя не попали. Из гаубицы.

    Прошло несколько лет. Андрей окончил  среднюю школу, и родители настаивали на поступлении в ВУЗ. Да и самому не хотелось идти работать, а бить баклуши никто не позволит. И он согласился. А когда стал готовиться к вступительным экзаменам, понял, что этот вес ему не поднять. И обратился за помощью к дяде Мише. У того был большой опыт сдачи всяких экзаменов.
    Бегло ознакомившись с багажом племянника, дядя понял, что Андрей мало напрягал мозги и способности в школе, и самодисциплина у племянника почти нулевая. Сам он не сдаст ни одного экзамена. Но случай не безнадёжный, шансы есть. И его охватил азарт и желание помочь племяннику преодолеть и самого себя, и выстроенные перед ним барьеры.
    Изучающе глядя на племянника, он согласился, но поставил ряд условий: Андрей на время подготовки и сдачи сессии переселяется в квартиру дяди; готовится самостоятельно по учебникам, предоставленным дядей, и по составленной программе, которую выполняет беспрекословно и в полном объеме; все темы прорабатывает самостоятельно, для совместной проработки оставляются только не поддающиеся. Ну и, конечно, расписание, и жесткий режим дня.
    Андрей задумчиво констатировал:
    - Короче говоря, домашний арест без права переписки плюс каторга. Но деваться некуда. Согласен.
    И работа закипела. У дяди был ненормированный рабочий день, к тому же часть производственных заданий он мог выполнять дома. Поэтому всё остающееся время он посвящал племяннику. Не разжевывал материал, а задавал наводящие вопросы, заставляя абитуриента мобилизовать умственные резервы (о наличии которых тот сначала и сам не подозревал). Пришлось и самому с помощью школьных учебников вспоминать «давно забытое прошлое».
    Кроме всего прочего, он познакомил абитуриента с некоторыми тактическими приёмами, которые  испытал на собственной практике, он тоже был когда-то и абитуриентом, и студентом. Их племянник «кушал» с особым удовольствием.
    Все экзамены они сдали (по выражению Андрея, который упорно  везде по поводу вступительных экзаменов употреблял местоимение «мы»). Андрей поступил  на первый курс ВУЗа. Когда он сообщил о зачислении в ВУЗ, родители организовали маленький праздник. Они втайне считали безнадёжной попытку своего чада попасть в студенты ВУЗА, и теперь на радостях тоже захотели расслабиться.
    Собрались дядьки, тётки, брат и двоюродные сёстры.  И за столом Андрей  честно признался, что без дяди Миши ничего бы не получилось. А тот у него тут же в шутку спросил:
  - Так хорошо, что в меня не попали, когда целились во время войны?
  Молодой нахал,оказывается, помнил те свои вопросы, состроил глубокомысленную  физиономию, и ответил -  в шутку, конечно:
  - Всё в мире относительно, но в данном случае, безусловно, хорошо, а то я  вряд ли сдал бы вступительные экзамены. Домашний арест без права переписки с часовой вечерней прогулкой – личное ваше открытие. Этот режим я сделал бы обязательным для всех абитуриентов.
    - Ну, спасибо, племяш, ты далеко пойдёшь, только измени курс. Тебе лучше пойти по дипломатической части,- только так и оставалось ответить на эту сентенцию.
    - Спасибо, я подумаю, - с довольной ухмылкой ответствовал племянник.
    Все присутствующие рассмеялись, потому что дядя Миша им в свое время рассказал тот случай с вопросами и ответами по дороге в детсад.

    Видимо, природа специально так устроила, что дети быстро забывают обиды, причинённые им близкими взрослыми, иначе давно бы прекратился род людской.