Коммунизм победил!

Аникеев Александр Борисович
     Проблема бедности в современных условиях развития экономики и общества в целом крайне актуальна. Бедность возникает, разрастается или идёт на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему избрала правящая элита страны, какой тип общественного воспроизводства осуществляет и в каких условиях, какая партия у власти, как высок уровень дисциплины органов исполнительской и правозащитной власти государства и прочие условия жизни общества.

     Бедность населения ведёт к ухудшению качественных характеристик общества, к росту социально-экономического и гендерного неравенства, к снижению политической активности населения, является причиной социальных беспорядков, преступности и тормозом общественного развития. Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных причин снижения уровня образования и здравоохранения, является проблемой для успешного общественного развития. Именно поэтому, несмотря на огромные природные ресурсы, уровень социального развития населения России сильно отстаёт от многих стран мира, где даже питьевой воды не хватает, а трудящиеся и их семьи живут гораздо лучше.

     Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения основной цели социальной политики в любом обществе, а повышение уровня жизни населения является основным показателем в большинстве социально развитых стран мира. Случаи нищеты в современной России является, с одной стороны, следствием начавшихся с начала 1990-х гг. распродажей средств производства в частные руки, а с другой стороны государство больше почти не контролировало цены на товары, что свидетельствует об отсутствии адекватных мер социальной политики в процессе проведения реформ.

     Но борьба с бедностью в мировом масштабе является одним из основных направлений деятельности ряда международных организаций - ООН, Всемирного банка, МОТ и др. По инициативе Организации Объединенных Наций в 1997 г было провозглашено первое десятилетие, посвящённое борьбе с бедностью. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ было указано, что главным источником преодоления бедности является свободный труд и инициатива граждан. С учётом этого правительство России считает, что центральным звеном концепции преодоления бедности должна стать не материальная помощь бедным, не изменение социально-экономической программы на монополию закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда вместо монополии капитала, а создание государством такой жизни для своих бедных граждан, при которых они сами будут находить условия для зарабатывания денег для своей благополучной жизни. Поэтому в России право на труд не гарантирует каждому право на жизнь достойно количества и квалификации труда, как это должно быть в социальном государстве, и даже право на зарплату пропорционально труду тоже не гарантирует…

     Высокий уровень бедности, связанный с резким снижением реальных доходов населения, безработицей, экономическим неравенством, является характерной чертой современной действительности во многих странах мира. Чрезмерная поляризация общества оказывает негативное влияние и на экономическое развитие России, препятствует развитию её внутреннего рынка и формированию зажиточного слоя общества как платежеспособного большинства населения.

     Вроде бы всё понятно, и вместе с тем, при безусловной значимости многих трудов разных учёных мира и России по преодоления  и снижения уровня бедности,  вопрос эффективной реализации проектов и программ борьбы с бедностью в России остаётся открытым.  Прогнозирование развития ситуации в борьбе с бедностью в условиях глобализации экономики, демографического и финансового кризиса, недостаточных темпов развития экономики страны пока ничего не даёт.  До сих пор в России нет устоявшегося комплексного представления о таком социально-экономическом явлении, как бедность. Измерение и определение бедности с использованием различных баз данных приводят к разным показателям и параметрам бедности, что должно бы подтолкнуть правительство к более серьёзному изучению научной и практической актуальности проблемы, но этого не происходит…


       Предметом критики при росте бедности в любом обществе всегда выступают управленческие отношения, возникающие в процессе государственного воздействия на экономические процессы.  Как уже было сказано, высокий уровень бедности определяется резким снижением реальных доходов населения, ростом безработицы и экономическим неравенством, что является характерной чертой современной буржуазно-рыночной действительности во многих странах мира. Чрезмерная поляризация общества оказывает негативное влияние на экономическое развитие общества и препятствует формированию условий для зажиточности и платёжеспособного большинства населения. Но эта часть населения почему-то остаётся политически недееспособной и даже не пытается объединяться в свою политическую организацию, чтобы сообща бороться со своей нищетой  и безысходностью…

    Понятно, что для решения этих вопросов требуется теоретико-методологическая основа и информационно-эмпирическая база исследования, необходимо применять общенаучные методы познания, включающие методы анализа и синтеза, методики системного и комплексного подходов, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализов для обобщения и прогнозирования развития или спада условий создающих бедность в обществе, необходимы и определённые статистические данные разных стран мира, но если ничего не делается в этом направлении, то может быть правительству России это и не нужно?

    Лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Стиглиц утверждает, что если доходы 10% самых богатых людей превышают доходы 10% самых бедных не более, чем в пять раз, то общество является социально стабильным.

    Если разрыв достигает десяти и более раз, то создается предреволюционная ситуация. А если более пятнадцати раз, то общество становится безразличным и инертным, в котором никакие социально-экономические реформы невозможны.

    Россия давно перешагнула этот рубеж, и сегодня по этому показателю занимает первое место в мире. В настоящее время в России на 110 миллиардеров приходится 85% всех финансовых ресурсов страны. Такого вопиющего расслоения нет ни в одной стране мира…
   
    Получается, что власть и богатство имущим выгоднее и спокойнее жить, когда разрыв между богатыми и бедными  превышен более чем в пятнадцать раз, когда большая часть общества становится безразличной и инертной к бедственному положению народа в стране, в которой никакой существенной борьбы разрозненные низы вести не могут, а верхам социально-экономические реформы невыгодны…

     Революция в социальном плане обязательно подразумевает прогрессивное, коренное, революционное изменение в социально-экономической жизни общества и не обязательно с вооружённым выступлением народа, правительства, партии, или какой-либо силы извне.

     В некоторых странах революции проводят либо реформаторы сверху, либо парламентским путём, пусть и с мордобитием, но они происходят по воле недовольного режимом народа страны, когда это недовольство уже трудно удержать без помощи насилия.

     Можно не обращать внимание на революционные изменения 1861 года, которые были проведены сверху прогрессивным царём России, но отмена крепостного права не отменила угнетённое состояние трудового народа России, а только сменила угнетателя и крепостное рабство на наёмное.

     Чем революция и отличается от восстаний, правительственных переворотов или регрессивных изменений в жизни народа от репрессивных мер правительства после народных волнений или предательства офицерского корпуса страны.


     В то же время трудами разных учёных уже раскрыты закономерности взаимодействия социально-экономического явления бедности с системой общественного воспроизводства и рынка труда в целом. Доказано, что переход масштабов и уровня бедности в системе общественного воспроизводства за определенный порог порождает цепную реакцию самогенерирования, то есть воспроизводства бедности, сопровождаемую ухудшением качества производительных сил в лице трудящегося народа, сокращением общественного богатства; уменьшает ёмкость внутреннего рынка, сопровождаемого экономическим спадом и сокращением общественного богатства, что усугубляет проблему бедности.

    А снижение инвестиций в развитие национальной экономики в сложившейся системе — это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от трудовой занятости населения. В этой связи российскую бедность можно определить как «рыночную» или «экономическую» бедность, связанную с местом экономически активного населения на рынке труда. Такая бедность, типичная для трудоспособного и занятого в экономике населения, определяется прежде всего несоответствием массы необходимых товаров для благополучия населения и денежной массой , которую имеет это население, а также спецификой развития системы трудовой занятости на низкооплачиваемых работах или из-за неполной и нестабильной занятости при плохой организации как населения занятого в производстве необходимого, так и форм распределения необходимого для ликвидации бедности.

     В рамках такой экономической политики центральное значение должны приобретать не столько меры по повышению зарплаты трудоспособного населения, сколько для развития производства базовых средств для жизни!  Причём с изменением направления всего вектора экономики от прибыли хозяев средств производства к экономике ради удовлетворения насущных потребностей населения по количеству и квалификации общественно необходимого труда ради производства качественных средств для жизни! При этом рост зарплаты в этом случае не должен быть ниже темпа роста цен на базовые потребительские  товары, а минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения при банкротстве тех, кто не в состоянии платить и переход их средств производства в иную платёжеспособную собственность.

     В социальном государстве необходима государственная политика регулирования цен как на базовые средства для жизни, так и на минимальную стоимость рабочей силы на основе потребительских бюджетов для производства и потребления производимых средств для жизни. Регулирование доли фонда заработной платы в доходе предприятий и организаций должно устанавливаться при достижении фондом заработной платы размера, обеспечивающего в совокупности с другими затратами на рабочую силу не менее, чем восстановительное потребление работников и в дальнейшем перераспределяться при росте дохода предприятия по законодательству от количества и квалификации труда работающего на предприятии населения, а не прихотей собственников средств производства. Такая политика приведёт как к росту покупательной способности заработной платы, так и к увеличению благосостояния трудящегося населения  в стремлении к всеобщей занятости по производству средств для жизни и оказанию услуг населению.   Что, следовательно, будет способствовать снижению уровня бедности населения России.

     Таким образом выявляется основное направление государственной стратегии борьбы с бедностью — социальное партнерство населения в сфере занятости, проведение промышленной политики и в сфере услуг на удовлетворение всё возрастающих потребностей населения по количеству и квалификации труда, и соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров для создание условий для обеспечения продуктивной занятости при введении норм социальных гарантий по труду. Причём это должно проводиться при развитии ресурсосберегающих  и природосохраняющих технологий, обеспечивая защиту интересов отечественного производителя при сохранении рынка вне социально-бытовой сферы и на производимое сверх необходимого для социального благополучия населения.

     Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколение как будущее население страны, имея дополнительные бонусы за послушания,  хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.

     Понятно, что в таком социальном государстве (социализме) за все социальные гарантии расплачиваются своим общественно необходимым трудом трудящееся население страны, а никак не представители привилегированного бюрократического аппарата власти, то есть государство. Ведь и при капитализме за всё расплачиваются налогоплательщики, а не государство.
   
 
     При определении претендентов на получение адресной социальной помощи можно дополнить существующую на сегодняшний день проверку нуждаемости соответствующих семей в необходимых нормах по жилью, основным продуктам питания и по одежде, исходя из следующего подхода: стоимость обслуживания необходимого имущества находящегося в собственности гражданина или семьи не должна быть ниже официально установленного регионального минимального стандарта необходимого для обеспечения энергией, водой, санитарной канализацией или иной формы утилизации отходов жизнедеятельности населения, сохраняя относительно свободные рыночные отношения на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия народа.

      Такой алгоритм формирования программы преодоления бедности в регионах России невозможен без целевой государственной программы организации населения и работы с ним для её реализации.   Всё это необходимо делать для уменьшения численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в % от общей численности населения, для роста среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения в % к предыдущему году, для увеличение размера государственной социальной помощи нуждающимся в % к предыдущему году. Количества трудоустроенных граждан и количество получивших поддержку на организацию и развитие производства необходимого для удовлетворения насущных потребностей для малообеспеченных семей и зарегистрированных безработных в регионе должно быть хорошо просчитано по бизнес планам.

      Таким образом делать это необходимо, если мы хотим решать проблему нищеты населения и формировать производство для обеспечения всех трудящихся необходимыми каждому  базовыми средствами для социально благополучной жизни, а не только ради прибыли владельцев этих средств производства. А сформировать это при соответствующей организации можно достаточно просто по формуле — от каждого по способностям каждому по необходимости от общего количества производимых в обществе средств для жизни по нормам для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого и производительного труда в рабочее время и отдыха после праведного труда на благо общества от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества необходимого труда для благополучия общества, а благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны для благополучия каждого. А с развитием экономики повышать нормы социальных гарантий, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей сверх необходимых базовых потребностей каждого для нормального развития и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления!

     Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом рабочем месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества.

     Необходимо только учитывать, что подушевые расходы требуемые на развитие и содержание военного, энергетического, интеллектуального, научного, технического, культурного, производственного, транспортного, образовательного, медицинского потенциала страны значительно больше, чем требуется для удовлетворения ежедневных и естественных насущных потребностей отдельных здоровых членов общества для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всех граждан страны для производительного труда и благополучной жизни всего общества. Но разве не для их благополучия всё это должно надёжно работать? И разве не трудящиеся должны обеспечивать надёжную работу всей экономики страны? Поэтому управлять нужно не людьми, а производством и машинами согласно социально-экономических законов общества при хорошо организованном образовании членов общества!

     Теоретическая и практическая значимость предлагаемого заключается в теоретико-методологическом обосновании мероприятий по снижению бедности населения России, а результаты жизни социально развитых стран мира позволяют органам законодательной и правозащитной власти при их доброй воле улучшить программу по социальному развитию нашего государства.  Для этого необходимо только повысить эффективность работы министерств и ведомств социального блока  для социальной защиты населения и преодоления бедности, совершенствуя политику социально-производственных отношений для более справедливого распределения производимых в обществе средств для жизни.   
.
     Экономический кризис в России конца XX и начала XXI веков связан с процессом преодоления макроэкономических несоответствий, накопленных за период функционирования как тоталитарной экономики государственного капитализма, так и с процессом коренной перестройки всей экономической системы страны без учёта принципов социальной справедливости и насущных интересов народа страны. Закономерным следствием сочетания объективных и субъективных факторов кризиса явилось, во-первых, обнищание большинства жителей России после всех процессов перестройки общества, во-вторых, необоснованная дифференциация доходов населения. Исходные причины распространения бедности обусловлены современным социально-экономическим положением большинства населения, при котором его определённая часть относится непосредственно к категории бедных и усиливает угрозу бедности для других.  В результате экономического кризиса увеличилась доля населения, которая традиционно относится к бедным слоям, это многодетные и неполные семьи, инвалиды, пенсионеры. А такая категория бедных, как работающие бедные, то есть трудоустроенные граждане, которые не могут обеспечить себе нормальный социальный уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с её выплатой, для многих стран мира уже давно нонсенс и таких ГРАЖДАН быть не может, такими могут быть только НЕГРАЖДАНЕ, а ГРАЖДАНЕ хорошо защищены государственными законами с рождения и в процессе всей своей жизни и это правильно.  Но только не для России и не для бывших республиках союза и СЭВ…

     Система рыночного распределения не может работать на социальную справедливость по определению, ибо она буржуазна по своей сути. Деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР присвоения средств для жизни теми, у кого их достаточно для такого присвоения в ущерб тем, у кого их мало. Поэтому МОНОПОЛИЯ КАПИТАЛА при достижении пороговых величин должна смениться на монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДА! При капитализме, чтобы добиться относительно эквивалентных результатов в таких условиях, одной части населению приходится затрачивать несоизмеримо больше усилий, ради благополучия другой, более ленивой и изобретательной в своём отлынивании от общественно необходимого и полезного для общества труда.  Отсюда вполне справедливое нежелание населения участвовать в такой экономике общества, стремление выживать добыванием денег всеми возможными способами, вплоть до криминальных, вместо стремления добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для своего благополучия, и какие-либо законы, кроме закона соответствия трудового вклада и материального вознаграждения по труду, здесь бессильны.

    Там, где нет экономического побуждения для добросовестного участия в общественно необходимом труде, там появляются всевозможные принудительные формы и естественное сопротивление такому принуждению.

    Товарная экономика невероятно расточительна, ибо часто чиновники и бизнесмены безразличны к нуждам населения, когда купленные за деньги от продажи нефти и газа в стране гниют импортные продукты труда заграничных трудящихся на миллиарды рублей,  стимулом к закупке которых была не потребность в этих продуктах российского населения, а сам процесс переговоров о прибыли, суммы сделок и откатов, зарубежные поездки и кратковременное приобщение всевозможных дельцов к импорту, а значит и к «красивой жизни» за вырученные от спекуляции деньги.  Уже давно известно, что в мире более 50% продуктов питания ВЫБРАСЫВАЕТСЯ на свалки от неумения их сохранить!!!  А это значит, что половина трудящихся пищевой промышленности работала зря, а половина денег населения потраченные на покупку продуктов просто выброшены!!!

    Отмена монополии капитала и внедрение монополии законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда должно ликвидировать мошенническую сущность денег как посредника в сделках купли-продажи и как  эквивалента количественной меры при измерении труда и производимых им ценностей необходимых для развития общества. Именно это должно открыть новую эру в социально-экономических взаимоотношениях людей в процессе развития человечества, как в своё время изменили жизнь людей отмена рабовладения, а затем отмена крепостного права.      

      И в полном уничтожении института частной собственности нет никакой необходимости, ибо превращение частной собственности на землю, на мастерскую или на завод в общественную или государственную собственность не делает необходимые для жизни социальные блага доступными каждому по количеству и квалификации своего труда, это меняет только характер собственности средств производства, а способ распределения средств для продолжения жизни сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве! Поэтому необходимо уничтожить частную собственность на производимые трудящимися средства для жизни и сформировать их распределение по количеству и квалификации общественно необходимого труда на благо общества, чтобы иметь право на их необходимое для благополучной жизни количеством относительно равномерно от их общей производимой массы от относительно равного количества рабочего времени как относительно равного количества труда, а не по капиталу! А качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды можно организовать и по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны! Вот тогда социальная система в обществе станет саморазвивающейся и сама уничтожит классовое разделение на класс угнетателей и на класс угнетённых!

     И никакого переходного периода не было между рабовладельческим и феодальным государством, между феодальным и капиталистическим! Отменили закон с монополией права на рабовладение и законом утвердили крепостное право - нет рабовладельческого государства! Отменили монополию закона на крепостное право и сформировалось право наёмного труда и монополия капитала - нет феодального, отменили монополию капитала и установили монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ - нет капитализма!!!  А если на необходимые социальные блага уже нет монополии капитала, а есть монополия закона о социальных гарантиях хотя бы в социально-бытовой сфере по количеству и квалификации труда, то какой же это капитализм?  Это уже социализм! А когда гарантии распространятся и на все средства коммуникаций, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, то начнётся коммунизм! Но и это не рай для всех, идиоты недовольные даже самыми справедливыми законами всегда найдутся...