Не знаешь, что пригодится

Павел Мягкий
«Я была в выпускном классе, когда у нас в школе  объявили, что через полтора месяца будет день самоуправления», начала свой рассказ Татьяна Николаевна, наша соседка по дому.

Мы проживаем в прекрасном микрорайоне города, который построили для работников Газпрома строители Турции и Венгрии. Наш микрорайон называли «русской Швейцарией», так как дома были построены  в готическом стиле.

Татьяна Николаевна миловидная женщина лет 45, среднего роста, довольно симпатичная, но немного полноватая. Таким женщинам, как говорят, полнота идет.

Она является подругой моей жены и дочери. Мы знаем ее, по меньшей мере, лет 15. Она помогла моей младшей дочери устроиться на работу в Москву на приличный оклад в муниципальное предприятие.

Мать Татьяны Николаевны за свою жизнь шесть раз выходила замуж, и вот теперь Татьяне Николаевне пригодился сын последнего мужа матери. Этот человек занимает неплохую должность в муниципалитете и пообещал своей «сестре», как они всегда называют друг друга не иначе, как «брат» и «сестра», помочь ей с работой.
Они встретились. И когда зашел вопрос о работе для моей дочери, то Татьяна Николаевна напрямую спросила: «Тебе нужны свои люди?». Этот вопрос сразу же отбросил все сомнения «брата». И моей дочери, как «своему человеку», тоже предоставили работу.

По дороге в Москву, а наш городок отстоит от Москвы в двух часах езды на электричке, Татьяна Николаевна рассказала моей дочери потрясающую историю своей жизни. История произвела большое впечатление на мою дочь.

Дочь, зная мое пристрастие к литературной деятельности, посоветовала мне встретиться с Татьяной Николаевной и не только выслушать ее рассказ, но и записать его на диктофон. У Татьяны Николаевны, по словам моей дочери, очень красивый, эмоционально-выраженный, образный русский язык.
Его необходимо обязательно, без изменений внести в мой рассказ. Получится что-то невероятное.

Я несколько раз назначал встречу с Татьяной Николаевной, но были какие-то препятствия. И вот, наконец-то, встреча состоялась.
Я пред встречей купил карту памяти в мобильный телефон, но еще толком не мог пользоваться диктофоном. Поэтому я воспроизвожу рассказ Татьяны Николаевны частично по памяти, частично дословно из диктофона.

«Так вот, я в классе была отличницей по русскому языку и литературе. Мне предложили на один день стать учителем русской литературы в десятом классе. Мне заранее дали тему. Это была тема по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина» - «Путь Кондрата Майданникова от единоличника середняка до председателя колхоза».
Я всегда очень добросовестно относилась к заданиям, особенно по русской литературе, поэтому сразу включилась в работу. Я переворошила весь роман вдоль и поперек. Книга у меня была вся в закладках.

И вот, настал день самоуправления. Я вошла в класс. Все сорок пять минут урока пролетели, как песня. Ученики десятого класса сидели вот так», Татьяна Николаевна подложила правую руку под щеку.
«Никто даже не шелохнулся, все сидели, как завороженные», продолжила она свой рассказ.

«Никогда не знаешь, что может тебе пригодиться в жизни. Представь себе, я поступаю в Харьковский университет на факультет пищевой промышленности. А мне, как отличнице, нужно было сдать всего два экзамена – химию, как профилирующий предмет, и  литературу сочинение.

Химию я сдала на пять, так как перед поступлением ходила к репетитору. Так вот, открывают доску, на которой написаны темы сочинений и, что я читаю, одна из тем – «Путь Кондрата Майданникова от единоличника середняка до председателя колхоза». Вот поистине не знаешь, что может  пригодиться тебе в жизни.

Я влегкую написала сочинение на шести страницах и сижу полчаса,  сложив руки. Раньше не разрешали выходить из аудитории до конца экзамена. Я, кажется, только одну запятую не поставила.

Выхожу я из университета, а моя мама меня ждет. Состояние у нее, как перед инфарктом. «Ну, что доченька?», она спрашивает, а сама вот-вот упадет в обморок. Я не стала ее мучить: «Мама, все хорошо».

Нам нужно было ехать от университета домой через весь Харьков, где-то в течение часа. Я всю дорогу рассказывала маме об экзамене. Весь автобус слушал. Некоторые люди даже проехали свои остановки, чтобы дослушать мой рассказ до конца. Вот так, я поступила  в университет».

Репетитор

«Перед тем, как сдавать экзамены в университет, я ходила к репетитору – заведующему кафедры химического факультета Харьковского университета», продолжила свой рассказ Татьяна Николаевна о своем поступлении в Харьковский университет.

«Была такая фирма «Березка», в которой преподаватели были зарегистрированы. Она была, как бы частная. Я обратилась туда и стала заниматься с этим преподавателем.
Я потом первые два года постоянно общалась с ним, так как занималась  научной работой. Мы изготавливали средство для удаления нагара на посуде, сковороде и тому подобное.

Так вот, вернусь к репетиторству. Когда я пришла к репетитору, то он сказал мне, что базовые знания у меня хорошие, но этого мало.
Тебе нужно пойти на Благовещенский рынок и купить учебник для поступающих в вузы под редакцией Хомченко. Этот учебник нужно выучить наизусть. Он даст тебе базу,  на которую потом можно нанизывать все другие знания по химии. Это, как скелет у рыбы, на котором держится все остальное.

Здесь нужны две вещи – хорошая память  и  желание. Память у меня была хорошая, а желание было поступить в университет. Поэтому эти два качества у меня были.
На все про все у меня ушло две недели. Я занималась с репетитором два раза в день. Утром он проверял, как я выучила вечернее задание, а вечером – утреннее. То есть учеба шла полным ходом.

За каждое занятие моя мама платила по  20 рублей. В 1986 году это были большие деньги.

От занятий был побочный эффект. Когда мама меня будила утром на занятия, то я, просыпаясь, говорила: «Метан, бутан, пропан…». То есть, то, что я должна знать как «отче наш» в любом состоянии.

Потом мне знание основ химии очень пригодилось в учебе, так как химия была профилирующим предметом на моем факультете.
Я на пять сдала вступительный экзамен, и учеба в университете мне далась очень легко».

Когда Татьяна Николаевна закончила свой рассказ, то я подумал, как раньше серьезно относились к образованию. Наверное, теперь нет таких специалистов, которые могли так подготовить молодого человека в вуз. С каждым годом мы что-то ценное теряем, что восполнить потом просто невозможно.