О вере

Картасов
Вчера  Вечером, перед самым Рождеством,  я пошел в Храм. В этом Храме  я не был около шести лет. За то время, что я здесь не был, в этом святом месте ничего не изменилось: те же высокие ели по обеим сторонам от тяжелой входной двери, та же осанистая женщина в пестрой, лихо подвязанной косынке на голове. Только одно изменилось с тех пор - Настоятель  постарел, очень постарел. Да и Иерей возмужал. Поседел, располнел, вошел в возраст, можно сказать. В остальном же ничего не изменилось. Особенно прихожане. Они те же. Новых, конечно, не знаю, но те, кого знал раньше, они особо не поменялись. Может глубоко в душе и в лучшую сторону, но внешне не особо. Те же милые люди, хотя говорить с ними, в общем-то, не о чем.
       В этот Храм я ревностно и неуклонно  приходил каждую субботу и воскресенье несколько  неоднозначных по восприятию лет подряд. Трудные, конечно, были годы. Действительно неоднозначные. Затем ходить перестал. Сам не понимал почему. Малозначимые препятствия разумеется были, они всегда и в любом начинании есть, но здесь все разом как - то порвалось. Может надорвался или разочаровался? Я сам в этом ничего даже для самого себя уяснить не мог, не говоря уже о том, чтобы объяснить другим. Мне было стыдно от других прихожан, и всячески избегал случайных встреч с ними на улицах города. Все эти годы я пытался найти ответ на вопрос "Что произошло?". И ещё узнать,а можно ли было этого надлома каким - то образом избежать?
        Чтобы не ходить вокруг да около, могу рассказать о некоторых поразивших меня моментах. Я изначально не хотел о них говорить, потому как предполагаю, моменты эти лично мои, у других, надеюсь, всё протекает они иначе. И зачем на чужие проблемы наваливать еще и свои?! Но раз уж зашел  этот разговор - скажу. Во-первых, Будучи или стараясь быть благочестивым в Храме, на улице, дома или на работе от этого благочестия у меня не оставалось и следа. Я мог мириться с этим месяц, два, пусть год, но всю жизнь быть лицемером мне с моим впечатлительным характером сильно претит.
          Во-вторых, мне в голову пришла не знаю верная или неверная мысль: Ни один человек, вне зависимости от того выстаивает он службы или не выстаивает, по сути, ни от чего не застрахован. С ним или его близкими может произойти всё, что угодно. Любой здравомыслящий скажет, что это и так понятно, но меня эта мысль поразила, и притом наповал.
         И третий момент, это как всегда, обязательно женщины. Будучи на тот момент одинок, различные помыслы грубо нарушали желаемый порядок течения мыслей. Я имею в виду, правильных мыслей.
               

     Это лишь некоторые из видимых причин, но главное в том, что были и невидимые. И о них речь в дальнейшем.
               

   Но пока расскажу, что недавно  в букинистическом магазине   случайно  среди стопок потертых книг нашел "Историю Православной церкви". Поначалу  обрадовался.  Мне показалось, что в этой внушительной по размеру  книге могли быть какие - то новые неизвестные мне факты из истории Церкви, а заодно и некоторые ответы на застрявшие в моем незнающем покоя сердце. Но авторы  сочинения оказались на много умнее, чем можно было предполагать. В самых первых строках они  предупреждают, что данная книга  исследованием не является, а отражает только общеизвестные факты из истории Православной Церкви. То есть жаренных фактов здесь не ищите. Но если вы хотите еще раз прочитать о том, что уже не раз читали или слышали, только уже другими словами , тогда эта книга для вас. Очень умно  с их стороны.
               

      Определенно - духовная литература, отражающая внутренний поиск человека, его муки, сомнения, а, главное, сам процесс становления его личной веры практически отсутствует. А процесс или прогресс он обязательно должен быть. Все, что рассказывается и пишется о раскаивщихся грешниках это, конечно, возможно. Поверить в это я просто обязан, но мне жутко интересно, что было в действительности с этими людьми дальше, после их обращения к Богу. Хотя, что было с ними дальше я прекрасно знаю на своём собственном опыте. То есть было все у них не так уж и однозначно, как нам всегда преподносят.
 

      Есть, конечно , единичные произведения Достоевского, Чехова, Толстого, Флобера  , да и других писателей, где  поднимаются эти вопросы. Но люди это светские, невоцерковленные и мнение их чисто субъективное. Очень часто они красиво все  преподносят, но к нашей реальной жизни это неприменимо. Вернее совсем не применимо.
               

      Есть разные религиозные книги. Скажу больше - их очень много.  В них рассказывается о святых, подвижниках, мученниках, даются советы на всю жизнь и на каждый день. Но нигде не говорится о мучительном поиске своего пути в этом океане безумных сомнений и диких искушений. Я не хочу сейчас говорить буквально о каждом вопросе, сомнении или искушении, что встают на пути человека, решившего посвятить остаток своей жизни вере и религии. Но в общем картина такова- Человек пытается стать лучше и ничего у него не получается. Да говорят, и не может получиться. Тогда, извините, зачем эта великая гора книг, где раздаются неприменимые к нашей реальной жизни советы старых людей, которые пережили все желания и которым по большому  счету  от жизни и от плоти ничего не нужно?! Легко сытому говорить о пользе недоедания.
               

    Как-то я прочитал об одном писателе - эмигранте. Он написал, не помню точно, или повесть или роман о Сергие Радонежском, великом подвижнике и святом. Так вот - мне его произведение было интересно тем, что в нем он изобразил не святого, а обычного человека со своим характером , у которого очень сложно складывались отношения с окружающими людьми и даже с подопечными ему монахами. Ни в одной церковной книге об этом не упоминается, чтобы не разрушать строгую картину идилии в дремучих лесах старой Руси.  Везде ведется рассказ о великом святом и подвижнике, а также о подвиге, что он совершил, основав великую обитель и организовав  славную на тот момент братию.  О том же, что он был прежде всего человек со своим собственным  характером, страстями и сомнениями не сказано ни слова. Почему? - Не знаю.
               

    Лишь с появлением интернета я несколько раз натыкался на частные статьи , где молодые люди в красках расписывали то горькое разочарование, что испытали они после своего опыта пребывания в вере. У меня такого глубокого разочарования не было, был только надлом. Но мне хватило  и этого . Пять лет я практически не ходил в Храм, хотя от веры не отступил. Те же молодые люди, чьи статьи я читал, они на, мой взгляд, если и вернутся в лоно Церкви, то случится это не скоро. Ну что ж, на войне потери не считают.
            
                В начале своего религиозного опыта новообращенный испытывает сильнейший энтузиазм. Наивный Человек первые несколько лет усиленно молится, исповедует свои грехи, ищет  пути изменить себя и, частично, мир вокруг себя, мысленно пребывает больше на небесах, верит в чудеса и во все самое лучшее. Он верит всему, о чем  ему говорят, делает все, что  ему говорят и, кажется, готов лбом прошибить стены, которые, в принципе, сам же и возвел. Люди близкие к Церкви называют таких людей словом Неофит. То есть люди горячие, порывистые и жутко воодушевленные. Можно  сказать те, кто несколько оторвался от реальности - это и есть неофиты. Полагаю, основная масса неофитов остается в Церкви. Те же, кто не выдержал или в чем то разочаровался, уходят.

     Так, что же могло произойти, чтобы человек посещающий регулярно службы, соблюдающий посты и старающийся  следовать всем церковным правилам, неожиданно рвет с этим и уходит обиженный и разочарованный и чуть ли еще и камнями не бросается?
       

      Если исходить из мысли,что человек неисправим и сделаться ему лучше, чем он есть - идея фантастическая - это бы могло многое объяснить. То есть, человек хотел приблизиться к божественному, прекратить грешить, побороть свои скрытые страсти, по сути дела, стать почти святым или хотя бы праведником, но ничего ровным счетом у него из этого не вышло, и покатился он кубарем, как валун с горы.   
                Но  слабое звено здесь заключается в том, что о Боге, о божественном мы можем судить только нашими земными  категориями. Рассуждая об этом, мы подключаем логику, делаем удобные, кажущиеся нам умными  выводы  и, исходя из них, строим свое самое справедливое, самое логически правильно выстроенное мировосприятие, и с таким мировосприятием очень даже комфортно живем. Хотя часто  оно крайне примитивно.   
               

     Никто толком не знает путей Божьих, не знает его замысла, чего Он хочет от нас, и потому мы вечно сомневаемся. Вполне возможно, что Богу известно о нашей слабости и переживать особо не стоит.


  Я говорю "о нашей слабости", хотя не имею права говорить за всех. И еще:  много здесь чего мною было сказано, но это ни на шаг не приблизило нас к сути вопроса. Но ответа пока нет. Ответ будет дальше и не здесь. Вы сами знаете где и когда.