Франция Православная. Глава 10

Филипьева Татьяна Васильевна
(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 10. ЛИТУРГИЯ У МОЩЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ
 
     Про иерея Николая Никишина рассказал мне священник Филипп из Трёхсвятительского храма, и я ему за это очень благодарна, ибо знакомство с таким необычным человеком значительно обогатило моё пребывание во Франции и духовно, и душевно. За время своей жизни за границей отец Николай хорошо выучил французский язык. Он легко, открыто и непринуждённо общается со всеми людьми, а с французами умеет находить такой контакт, что они помогают ему увидеть редкостные святыни, о существовании которых мало кто знает. А если и слышали, то даже сами французы, не говоря уже об эмигрантах, не имеют понятия, где они находятся. Отец Николай весь светится искромётной энергией и оптимизмом. Он лёгок на подъём и много путешествует по городам, окормляя православных в разных уголках Франции. Зная лучше прочих, где  и какие православные святыни находятся, отец Николай часто организует паломнические поездки по святым местам.
     И вот я узнала, что у мощей равноапостольной царицы Елены отец Николай будет служить Литургию. «Как же это возможно? — подумала я. — Ведь мощи находятся в католическом храме». Оказалось, существует официальное разрешение от церковных властей Франции, и православные могут обособленно совершать молитвы у мощей великой святой.
     Тихим солнечным утром, когда только начинали открываться магазины и кафе, я уже стояла на улице Сен-Дени у открытых дверей старинной церкви Сен-Лё-Сен-Жиль, построенной в готическом стиле. Слова «готический», «готика» восходят к слову «готы» — так называли во Франции самых бедных, презренных людей, относящихся к низшему сословию. Виктор Гюго писал, что и им, самым обычным людям, простым и убогим, тоже нужно и можно молиться в храмах Божьих.
     За массивными старинными дверями я увидела другие, уже современные стеклянные двери, через которые каждый мимо проходящий может заглянуть внутрь церкви, а если душа позовёт, то и войти. Я вошла. В глубине храма, в небольшой крипте под алтарём, которая обыкновенно пустует, отец Николай с помощниками готовился к Литургии. Увидев меня, незнакомую ему женщину, батюшка сам подошёл, спросил имя и благословил. Потом сказал, обращаясь ко всем пришедшим: «Сейчас начнём служить. Встаньте поближе, здесь не концерт, где слушают других. Прошу всех молиться и петь. Как сами споём, как станем молиться, такая и выйдет у нас Литургия».
     Никто не мешал: туристов, забредающих сюда поглазеть на внутреннее убранство церкви, в это раннее время ещё не пускают. Католическая монахиня, отвечающая за порядок в храме, с большим уважением относится к богослужению православных.
     Был обычный рабочий день, и на службу пришли молодые женщины, должно быть мамы с детками, были и мужчины — всего человек двенадцать, и это, надо сказать, довольно много для православной эмиграции. И как же хорошо пели! Несколько человек исповедовались и причащались. Воистину, Христос был посреди нас. В конце Литургии батюшка сказал проповедь о святой царице Елене. Он не просто изложил известные факты из жития, но сумел тронуть сердца слушающих, показав трагичность её жизненного пути. Говорил отец Николай очень просто, как в задушевной доверительной беседе, без пафоса и академических фраз. Я так запомнила его слова.
     «Родилась святая Елена около 249 года в Вифании. Выросла, да только замуж не вышла, а стала жить с одним римским офицером в гражданском браке. Ведь сейчас такое сплошь и рядом. Знатный он был, а она из простой семьи, так что их брак был невозможен, а они любили друг друга. Звали его Констанций Хлор, и родила она ему сына, и назвали его Константином. И случилось так, что её знатный муж стал правителем всей империи. И больше не могли они жить вместе, вынужден был муж отправить жену — мать своего сына — вон со двора. Представляете, каково ей было? Как болело её женское сердце! Сколько слёз она пролила, оплакивая свою несчастную судьбу. Что ей было делать? Можно было собачку завести (это отец Николай намекал на то, что во Франции одинокие люди часто заводят собак); можно было в секту какую-нибудь пойти, но она смирилась и пришла к Богу. А потом её сын Константин стал византийским императором. Это он воздвиг первую христианскую базилику. И мать свою он взял обратно ко двору. Было святой Елене тогда где-то 60–65 лет, и её заслуга в том, что своей святой жизнью, через своего сына она всю страну сделала православной. Вот ведь как! Великая женщина выбрала великий путь. И стали они с сыном могущественными покровителями христиан. Когда святой Елене было уже около восьмидесяти лет, в 326 году от Р.Х., самым большим их с сыном подвигом стало обретение ЧестнОго и Животворящего Креста Господня (1).
     А теперь мы стоим здесь, рядом с её мощами. Они греют наши души и сердца. Через них мы получаем огонь веры Христовой. И то, что здесь, в пустом и холодном месте, вдруг стало возможным совершать Божественную литургию, и сегодня уже было несколько причастников — это лучшее доказательство живой силы и живой православной веры в живого Бога. Аминь».
     Слушая про царицу Елену, я плакала, как плачут от радости, когда вновь обретают давно потерянного родного и любимого человека. Все приложились к мощам, затем ко кресту и в мирном настроении духа стали расходиться.
     У входа в крипту я прочитала следующее.
     «В 848 году в Риме, где была похоронена царица Елена, французский монах Тёджис получил исцеление по молитвам к ней. Тогда монах похитил её мощи и тайно перенёс их в свой монастырь в Овинье близ Реймса. Однако сначала их подлинность не признали и решили подвергнуть монаха испытанию кипятком. Но он всё претерпел и даже остался невредим, веря, что ему помогает святая Елена. Так мощи обрели новое место. С IX века Овинье постепенно стал известным центром паломничества христиан. Известно, что во время революции 1789 года отец Дом-Гроссар спас мощи от вандализма. В парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль мощи находятся с 1820 года».
     Рядом с золотистым ковчежцем-мощевиком, ярко освещённым большими белыми свечами и множеством маленьких свечей в красных и белых стаканчиках, — живописная икона равноапостольной Елены и несколько бумажных иконок. До начала Литургии люди не были знакомы друг с другом, но отец Николай сумел всех объединить так, что возникло чувство общности и дружбы.
     По пятницам отец Николай собирает здесь православных на чтение акафиста. Накануне праздника святителя Николая, как раз в пятницу 21 мая, тоже читали акафист. Батюшка дал каждому заранее приготовленный текст акафиста и благословил петь всем вместе. Круглая крипта под алтарём, где находятся мощи, обычно закрыта, в ней темно и холодно. Но специально для нас её открыли, и она оживилась мягким светом горящих свечей и сразу стала тёплой и праздничной. Ещё бы, ведь хозяйка этого места — сама равноапостольная царица Елена.
     Уже через пару часов неутомимый батюшка ехал на скоростном поезде на восток, в столицу Лотарингии город Нанси, чтобы на следующее утро служить Литургию у мощей святителя Николая. В том же поезде ехала с ним и я.


(1) Праздник Обретение ЧестнОго и Животворящего Креста Господня отмечается Церковью 6/19 марта. День памяти равноапостольного царя Константина (†337) и матери его царицы Елены (†327) — 21 мая/3 июня.


(Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/03/1621)