Как Жванецкого сняли с парохода

Виктор Астраханцев
( О фильме С.Урсуляка «Одесский пароход»)

В первый  день Нового года   телевидение  преподнесло  телезрителям подарок  -  показ премьеры   кинофильма «Одесский пароход»,  по миниатюрам  Михаила Жванецкого,  которые уже несколько десятков лет   несут в  себе энергетику бурлеска и парадоксального мышления. 
Сочинения Жванецкого  представляют собой  своего рода фокус. Вот Мих. Мих.  достанет из своего портфеля листы со своими миниатюрами,  начнёт их читать и все его слушатели  поражаются  иносказаниями и  неожиданными   остротами. Или выйдет на сцену Карцев,  начнет  повторяет одно и то же слово «Авас»,  или хвалиться тем, что вчера раки были по пять, а завтра по три, но маленькие,  и  зрительный зал  будет покатывается от хохота.

А если ты сам возьмешь этот текст и попытаешь им повеселить  своих близких, то скорее всего,  никакого эффекта не достигнешь  -  у  персонажей Жванецкого свой секрет  юмора -   высокое шутовство и предельная убежденность в своей  правоте,  умение вложить в минимум слов парадоксальный смысл.  Именно этим и  завоевывает Мих. Мих. своих поклонников
Потому интерес к этому фильму,   снятому  известным режиссером  Сергеем Урсуляком, стремительно нарастал.   Зритель помнил  его сериал «Ликвидация»,  показывающий  жизненные перипетии полных жизни и юмора одесситов, и ожидал фейерверк сатирических озарений.

Но   начало фильма несколько  озадачило -  проходил один, другой эпизод,  все было  показано  предметно и натурально:  пароход белый-беленький, капитан  в безукоризненном кителе, матросы в тельняшках,  а Жванецкого нет, как  нет! Фарсовые ситуации игрались всерьез,  юмор оказался натужным, оставляя недоумение, почему  капитан парохода, - герой  великолепного  актера Сергея Маковецкого   кажется глупым и недалеким,  а его партнеры усиленно комикуя,  показывают нечто  невнятное.

Режиссер добросовестно  переносил  на пленку  эксцентричные ситуации сатирика   в  силе натуральной школы,   как типическое в типическом.  Вот   пассажир Миша, (его играет Сергей Пускепалис)   пытается позвонить  сестре  с сообщением о своем приезде по   телефону с плохой связью. Он   играет сцену по правде жизни,   волнуется,  напрягается, даже вытирает пот со лба. Но его беспомощность в борьбе с телефоном только   вызывает жалость и изгоняет с экрана юмор. 
Более гибка и разнообразна  в этой сцене  его  партнерша Чулпан Хаматова,  которая тоже борется с капризным телефоном, но у неё есть  второй план - радость, от предстоящей встречи . Тут и возникает разночтение – у   одного натуральность игры и скука, у второй  -  двуплановость и  радостное ощущение преодоления  помехи. Но  в целом и этот эпизод пролетает мимо жанра и мимо автора -  стили их  игры не согласуются  между собой.

В следующем эпизоде   материализован  сон Миши,  о том, что  самолет,   в котором он летит, теряет управление,  команда пилотов,  испуганная и  пьяная, просит  у пассажиров то  отвертку,  то веревку, чтобы провести ремонт. А  потом в страхе и испуге, вцепившись втроем в рули управления,  каким-то образом   сажает самолет.
Тяжёлое впечатление оставляет  эпизод, где  разъяренный непониманием  своего сынишки отец (Владимир  Машков)  учит   арифметике. «Вот две  морковки... я сжираю одну, сколько  у тебя останется?» И  он действительно,   на глазах запуганного мальчика пожирает в кадре этот немытый  грязный корнеплод. Мальчик в ужасе, зритель в страхе,  и тут уже не юмора или сатиры, как бы он мальца не забил. И вообще – А был ли мальчик»?

В чем же дело?  Видимо, в агротехнике - эксцентрика и гротеск   персонажей  Жванецкого не прорастает в актерах, которые успешно играли в прошлых фильмах Урсуляка. Слишком разная у них природа. Жванецкий, как драматург,  сформировался в  театре Аркадия Райкина. Он мыслит концентрированными образами,  словесным трюком, двусмысленностью, точной объемной фразой, характерностью,  пре дельностью актерской задачи   контрастом внутреннего и внешнего. А заняты  в фильме театральные актеры: В.Машков, С.Пореченков. С.Крючкова, С.Гармаш, С.Маковецкий, Ч.Хаматова, Ф.Добронравов, М.Ефремов, которые нацелены на постепенное разворачивание образа: на протяжение всего спектакля,  а  в сериале  и того дольше - в ходе  нескольких серий. 

Режиссер пригласил «своих» актеров, с которыми у него есть понимание, найден общий язык, но… на принципиально ином материале. И если актеров можно назвать «своими»,  то играть им надо иной для них литературный материал.
Это могли  бы  сделать «чужие» актеры. Представим, что в фильме можно было занять Р.Карцева и В.Ильченко, гайдаевскую тройку – Г.Вицина, Ю.Никулина, Е.Моргунова,  Г.Хазанова, С.Крамарова, Б.Брондукова, Г.Буркова, или просеять  орду юмористов и кэвээнщиков, чтобы  сделать подходящий отбор.. Мы увидели бы тогда  совсем другой фильм.  Но  смысла нет разбираться в совершенной ошибке или режиссерском  эксперименте. Есть то, что сделано.

А  вот  Жванецкий, видимо, понял, что ему  в этом кино места нет,  что у фильма  какой-то иной скучный и плоский  автор. Тягучая атмосфера фильма, убитые ритмы и отсутствие юмора настолько очевидны и чужеродны автору, что Мих. Миху ничего другого не осталось, как втихую  сойти с судна. И он, действительно уходит! 
Режиссер, словно понимая, что этот неудобный персонаж тут только мешается, выстраивает  неспешный  кадр,  в котором автор  сценарного материала  М.М.Жванецкий  выходит из своей  квартиры, тяжело спускается  по лестнице, унося с собой  свой знаменитый портфель, идет к   выходу со двора,  оборачивается, с сожалением и горечью   озирает  этот двор  с чуждыми ему  мрачными и скучными  жителями,  и…  уходит и со двора, и из фильма.

= = = 
Теперь,  оставшись без автора, не лишне подумать,  какой же цели  добивался режиссер,  создавая этот фильм.?  В начале  фильма он сделал  заставку «Действие происходит в 70-х годах прошлого века, когда мы жили плохо… но хорошо.»  Отдадим должно таланту автора за использование двусмысленности.  Но та же мысль включена  и в  аннотацию к фильму: « События разворачиваются в 70-е – 80-е годы,  это казалось самым беспечным и спокойным».

Эти экспозиционные  тексты говорят о том, что  режиссер   находится в позиции  внутренней полемики с прошлым страны,  фиксируя внимание  зрителя на сходстве  элементов  прошлого с настоящим. И делает он за счет обильного  включения в ткань фильма  цитат из советских фильмов.
 
И действительно, самолет, потерявший в фильме  управление,  отсылает   к  советскому  фильму «Экипаж»,  – зримому  образу прошедшей  перестройки,  которой философ   Зиновьев   дал   образное и ёмкое  название «Катастройка».  Большую часть  пространство фильма занимают хоры, исполняющий   советские песни,  певец напоминающий Ободзинского,  или  одного из Песняров.   
Женский хор  в бело-голубых  одеждах   своей строгой статикой и   проникно-венным лирическим звучанием  отсылает к   кадрам  странствующего  по стране  хора из «Мелодии для флейты с оркестром», которого отправили к гастроли по стране и забыли о нем..

Но если и  дальше идти вслед за  режиссером по цепочке его аналогий, то  скоро придем к фильму, в котором  наиболее остро выражено  неприятие  хорового пения, как приметы советской  жизни  - к «Собачьему сердцу» (Реж. Владимир Бортко) и его  главному герою – профессору Преображенскому, популярному в творческой среде, как радикальный  оппонент  складывающемуся укладу жизни  в первые годы  новой власти.
Похоже, что режиссер находится под обаянием этого образа и предлагает зрителю посмотреть  его  глазами  на жизнь советского общества  более позднего периода, герои которого оживают в миниатюрах  Жванецкого. 

Переодевая хоры   в костюмы цветов российского флага (красно-бело-голубой), режиссер  словно  пытается через героев Мих Миха  выставить критическую оценку  нашей современной жизни, которая,  якобы, повторяет  привычку 20-х годов  петь хором патриотические песни, и  по сути  так и сталась в  большевистском прошлом .   
И для большей убедительности  насыщает  фильм  тяжеловесными «черными»  эпизодами  с пьянствующим президиумом заводского собрания, похоронами без покойника, и   заблудившимися пьяницами. 

И если бы  профессор  Преображенский мог посмотреть этот фильм, он имел все основания сказать,  что жизнь за сотню лет не поменялась:   « Как пел этот пролетарьят в моё время под красным флагом, так поет и поныне, сменив лишь цвета на флагах. А Шариков, успел  размножиться,  - вон сколько их! И у них  по-прежнему разруха в голове. Крепка порода! Такую  никаким Марксом не воспитать».
Тут пора бы  Шариковым торжествовать. Но любопытно, что  они будут это делать в унисон ( или терцию – как получится) с Преображенским и его поклонниками,    образуя ядро  нового хорового состава.
Так, сняв с парохода  творца парадоксов Михаила Жванецкого, режиссер заменил его  брюзжащим Преображенским,  более близким  и понятным   современной интеллигентской тусовке   своей критическим  глубокомыслием.

Но как бы ни был обаятелен  Преображенский в исполнении  Е.Евстигнеева, у него недостаточно  потенциала  для превращения его в  либеральную  икону. В  его  знаменитых высказываниях  много случайного, нелогичного и просто  пустякового.  Попробуем  убедиться в том  на примере его известной  сентенции:
«Если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.» 
Во – первых, петь  профессору  хором одному в своей у квартире никак  не получится, -  из одного человека хора не выстроишь.  Для этого нужно минимум 12  голосов.
Во-вторых,  такая логическая связь: будешь петь -  получишь разруху в голове,   не имеет места быть! . Одно не исключает другого.   Игра  на скрипке не помешала  Эйнштейну делать открытия, а сочинение академической музыки  - стать Бородину выдающимся химиком своего времени. Искусство и тем более, музыка  гармонизирует  мышление, а не разрушает его.

Наконец, Преображенский,   говоря о   ежевечерних операциях, противоречит сам себе.  Ведь он возмущался тем, что  раз в месяц отключают электричество.  Но тогда  зачем назначать операции на вечер?   Почему не назначать  их утром или в полдень, а вечер освободить для занятий искусством?
Но для людей амбиционных это было бы скучным занятием -  на чём же тогда оттягиваться из-за чужих несовершенств и изрекать разные благоглупости о  разрухе в чужих головах?
О  том писал  в одной из своих работ философ  Никита Быстров, что «Собачье сердце»,  вышедшее на экраны в 1988 году, в разгар горбачевской перестройки,  стало едва ли не культовым фильмом антисоветски настроенной интеллигенции.
«Советская интеллигенция почти в точности повторила судьбу Преображенских. Находясь в экстазе по поводу «Собачьего сердца», выступая против Шариковых, ратуя за Преображенских, она получила в результате систему и с Преображенскими, и с Шариковыми, то есть капитализм. Причем лишь немногие стали Преображенскими, зато Шариковых - пруд пруди.»
 
И вот прошло треть века, сменилась целая эпоха,  пришли новые хозяева жизни - олигархи и демагоги,  дельцы   и расхитители, сменился расклад основных  противостоящих сил в обществе, антисоветские настроения дозрели до  официальной идеологии,  появились новые типы героев, а лучше из творцов  всё перетирают конфликты и  типы прошлого времени и  создают новые произведения. оглядываясь на сложившиеся группы и группки, свою тусовку. 
И в этой суете  где-то обронили классика  сатиры Михаила Жванецкого!
Так,  может,  и в самом деле в Консерватории надо что-то подправить?  И,конечно,  посмотреть фильм «Одесский пароход»

2020 г.
= = = = =
Приглашаю в кинозал - https://youtu.be/y8JpYmoOFCI