Записки музоведа

Леонид Берёзов
Музы (мыслящие) - богини искусств, иносказательно – вдохновение. У греков их девять. Они – олимпийки, то есть богини Зевсова мира. Это – творческий коллектив под управлением Музовода (Мусогета) Аполлона, бога света и солнца. Кроме того, у него были и внештатные творческие "работницы".
 
Девять муз, которых знает весь европейский мир, родились у Зевса и богини памяти Мнемосины в Пиэрии и жили на Олимпе. Любили проводить время у источника вдохновения Гиппокрены на горе Геликон в Беотии, или у Кастальского источника вдохновения на горе Парнас в Фокиде.

Музы, как и все боги, имеют свои храмы и первый из них – Мусейон в Александрии. Сейчас таких храмов у них больше, чем у большинства других богов. Музы знают прошлое, настоящее и будущее, и связывают их между собой. Они покровительствуют людям искусства, передают им свой дар.

Кроме девяти муз – дочерей Зевса, известны три музы дозевсова происхождения: Мелета, Мнема и Аойда. На барельефе, привезённом мной из Греции,  после изображений девяти муз даны – древнегреческой клинописью –  имена ещё семи, кроме трёх древних, упомянутых выше. Итого – девятнадцать.
 
Меня давно интересовал вопрос, кто ограничил число муз девятью? Ведь это же должен быть выдающийся эстетик – знаток искусств! Наверно сам Аполлон? Однако сегодня энциклопедия сообщила мне следующее. …  Из Македонии в соседнюю с ней Фракию прибыл Пиэр, по имени которого была названа здешняя гора, на которой родились и жили 9 муз. Поэтому их иногда называют Пиэридами. Он установил число муз (девять) и дал им имена! Пиэр, как видно, был большой авторитет в искусствах тех времён: вменил музам в обязанности блюсти тот или иной род искусств!

А вот более вероятная моя версия того, почему муз только 9 и их число с веками не увеличивается, как ни стараются музоведы вставить в список новых своих протеже. Ограничив их список девятью дочерьми самого Зевса, Пиэр обеспечил свой карьерный рост: с его именем с тех пор связывают любой процесс продвижения кого-то в боги, полубоги и звёзды, и занимающихся этим пиарщиков.

Давайте запишем для памяти имена и специализацию всех известных и малоизвестных нам муз.

1. Полигимния – гимническая поэзия и музыка.
2. Каллиопа – эпос.
3. Эвтерпа – лирика.
4. Талия – комедия.
5. Клио – история.
6. Эрато – эротика.
7. Мельпомена – трагедия.
8. Терпсихора – танец.
9. Урания – астрономия.
10. Мелета – опытность.
11. Мнема – память.
12. Аойда – песня.
13. Техна – скульптура и живопись.
14. Каи - ?
15. Зеноя - ?
16. Олимпия - ?
17. Аглая - ?
18. Моисая - ?
19. Гиеридея - ?

Как видите представления «древних» греков о родах искусств заметно отличаются от наших. Сейчас, например считается, что есть только три рода литературы: эпос, лирика и драма. В них входит 19 основных её жанров.  Драма, например, имеет 4 жанра: комедию, трагедию, драму и трагикомедию.
Откуда на барельефе появились музы № 14 - 19, сказать не могу. Лично мои музы , в литературных родах и жанрах которых я пишу прозу и стихи, имеют номера 1 - 5. Главной же всероссийской музой сейчас, и давно уже, является Аойда - песня. Но об этом исполнители песен не знают и имени её не прославляют. Не от этого ли их отраслевая муза уже лет 20 не дарит им вдохновения? Вспомните: в 1985 - 1995 годах был бум бравурной попсы, настоящие звёзды, затем - спад. Далее - подражалки-повторялки, фабричное производство вокала; появились короли ремейков, затем - ремейки королей попсы. Затем бывшим звёздам надоело халтурить-повторяться (в ту же, что и встарь прихлопку и притопку) - в условиях, когда Аойда стоит к ним спиной. Сели жюрить других, то есть служить уже не музе, а Фемиде. Что покажет дальнейший "прогресс"?

Он уже и показывает: на Олимп наших пристрастий взошла моя любимая муза Талия (Комедия)! По ходу "бортонув" вихлястозадую Аойду. Браво, Талия!