К 100-летию села Петруня

Виктор Панько
К 100-летию села Петруня
Возникновению, становлению и развитию села Петруня,  традиций, обычаев и обрядов его жителей посвящено в краеведческой литературе немало страниц. В первую очередь речь идёт о книге объёмом в 255 страниц «Satul Petrunea la c;ntec ;i la joc», изданной Институтом национальных меньшинств Академии наук Республики Молдова в 1995 году. Её выход был приурочен к 75-летию села. Издание было осуществлено на средства Государственного сельскохозяйственного предприятия «Бируинца» по инициативе и при активной поддержке тогдашнего главного менеджера Ивана Николаевича Проданюка. В подготовке книги к печати я участвовал как собиратель фольклора и консультант, и это участие было существенным, поскольку подавляющее большинство фольклорных записей, были произведены мною, а тексты на двух языках я перенес на бумагу. Расшифровку мелодий осуществил доктор-хабилитат искусствоведения Ярослав Петрович Мироненко.
 
В составлении сборника участвовали также Г.Г.Ботезату, Е.С. Чернега, К.Ф.Попович, Ю.П. Датий. Художественное оформление – Л.С. Никитин.
Основное содержание книги было отведено фольклору. Что же касается истории возникновения села, то ей был посвящён ряд воспоминаний, документов и материалов, в частности, воспоминания основателя села Василе Олару и землемера Ивана Васильевича Мельника, который в апреле 1920 года измерял и распределял землю прибывшим на поселение новосёлам.
Более подробное исследование и описание истории села Петруня провёл историк и краевед, педагог, художник и писатель Сергей Петрович Подгордный в своей книге «Istoria satului Petrunea», подготовленной к публикации моим издательством «SATORI» в 2009, но увидевшей свет лишь в 2014 году в переводе с русского языка, осуществлённом Марией Фокша. В типографии города Бэлць были напечатаны 42 экземпляра за счёт собственных средств Сергея Петровича и его брата Николая Петровича Подгородного. Координировал издание Даниел Гушан.
В 2020 году исполняется 100 лет со дня основания Петруни.
В связи с этим особое внимание читатели могут уделять событиям первых месяцев 1920 года, побудившим группу жителей села Колинкауцы Хотинского уезда тогдашней Бессарабии покинуть родные места и переселиться в наш край.
Недавно, приводя в порядок свои записи 1994 года, в то время я работал научным сотрудником Института национальных меньшинств Академии наук Республики Молдова, обнаружил несколько машинописных страниц «Из истории села Петруня». Скорее всего это – копия материала,отправленного мною в Академию наук и предназначенного для предстоявшего сборника. Вот несколько выдержек из этих записей:
«… в июле 1917 года село Коленкауцы было оккупировано австо-германскими войсками. Все жители были мобилизованы и отправлены в Галицию, где содержались до апреля 1918 года как пленные, после чего они, голые и голодные, вернулись домой. Жилища их были разрушены. Земля была изрыта траншеями. Мимо села проходила линия фронта».
«Малоземельные и безземельные крестьяне собрались 2 октября 1919 года в доме у Думитру Балана….Решили переселиться в нижнюю часть Бессарабии. Уполномоченным для решения этого вопроса избрали Василе Олару».
«18 октября В.Олару выехал в Кишинёв в организацию «Каса ноастрэ», которая занималась аграрными проблемами. Оттуда он получил документ, в котором говорилось, что ряд жителей села Коленкауцы Хотинского уезда желают переселиться и поэтому предлагалось выделить им землю. Подписали: директор Бурияну, секретарь Москалу».
«Олару предстал перед комиссией в Бэлць. Председатель комиссии Думитру Молдовану, члены – Пироган, Ротару и другие. Было принято решение выделить переселенцам землю, принадлежавшую бывшему замлевладельцу Леонарду (Лимбений Ной)».
«Земля была поделена 16 марта 1920 года администратором Григорием Фала вместе с представителями соседних сёл: Лимбений Ной – Цуркану Демьян и Григорий Крук, Яблоана Веке – Кистол Максим и Богданич Василе, Глодень – Чобану Пинтелей и Урсу Петря, Лимбений Векь – Попану Александру».
«Земля, отведённая для села Петруня, была – имаш.Были конфликты с владельцами овец».
«2 апреля 1920 года Василе Олару  определил место для будущего села и протянул борозду».
«12 апреля 1920 года, на третий день Пасхи, все малоземельные и безземельные крестьяне направились из села Коленкауцы пешком, только Арсений Ботнарюк имел запряженную корову и братья Ефим и Филипп Гузоватый – слепого коня, остальные ничего не имели
Переселились:
Олару Василе, Олару Алекса, Олару Якоб, Фаня Илие, Голбан Семион, Чекан Ион, Чекан Дионис, Чекан Петря, Чекан Ион Фёд., Чекан Никита, Орашан Василе, Орашан Афанасий, Ротарь Ион, Гушан Думитру, Гушан Тоадер, Жоян Георге, Гушан Домника, Унгурян Петря, Унгурян Семион, Цыбуляк Сидор, Нямцу Ион, Ватаманюк Сергий, Паска Ион, Гиба Калистрат, Кадельник Петря, Горченко Александру, Горченко Василе, Яцко Константин, Орашан Георгий, Горченко Танас, Хабуля Михаил, Капусняк Володя, Голбан Трифан, Голбан Прокопий, Ботнарюк Арсений, Гончарук Григорий, Тимко Ион,  Майкан Василе, Майкан Алексей, Гончарук Арсений, Мандатарь Матвей, Гончарюк Сидор, Майкан Прокопий, Мельник Василе, Мельник Семион, Гузоватый Филипп, Гузоватый Ефим, Павленчук Никита, Ротарь Григорий, Кируцак Парафтей, Банарь Сидор, Банарь Герасим, Гончарук Тоадер, Припа Андрей, Танас Тихон, Анатичук Григорий, Принь Николай, Принь Григорий, Лазарь Василе, Балан Дмитрий, Унгурян Владимир».
«Фаня Петря и Цыбуляк Сидор первыми сделали шалаши.
Олару Василе, Чекан Феодосий, Майкан Василе, Майкан Алексей, Гузоватый Филипп первыми посторили дома.
Первым в селе родился Гушан Якоб Дмитриевич.
Первым в селе и похоронен на кладбище в Петруне Нямцу Ион».
«К 1923 году в селе жило 108 семей, каждая из которых владела пятью гектарами пашни и одним гектаром имаша(сенокоса)».
Виктор Панько