Как в одной деревне решили проблему безрыбья

Аркадий Шитов
Кому из нас рыболовов не случалось сталкиваться с полным отсутствием клева! Когда случается глобальное бесклевье, рыболову не остается ничего другого, как прервать свои занятия рыбалкой и дожидаться благоприятных изменений в активности рыбы. Но есть примеры и другого подхода к делу. Бывает, что рыболовы сообща и заблаговременно закладывают условия для успешной рыбалки, и бесклевья для них не бывает.

Вот о таком полезном деле хочу рассказать своим коллегам – любителям ужения рыбы. Деревня, где произошли описываемые события, находится в Подмосковье, недалеко от того места, где река Н*** впадает в Москву-реку. Домов в деревне много. Глубокий овраг разделяет деревню на две неравные части. Большая часть деревни протянулась вдоль главной улицы, по обе ее стороны, а к оврагу выходят лишь огороды, заросшие высокой травой и крапивой. Малая часть деревни расположена так, что все дома находятся недалеко от оврага, и некоторые из домов стоят на его краю. Обе части деревни соединяет дорога, которая проходит по насыпи, пересекающей овраг от одного края до другого. В этом овраге по обе стороны насыпи были когда-то два маленьких прудика, где деревенские мальчишки ловили мелких карасиков и купались в знойные летние дни.

Случилось так, что в малой части деревни стало проживать много любителей ужения рыбы, и в частности, карасей. Это в основном были зрелые мужчины – механизаторы, умельцы на все руки, и рыбалка для них была и отдыхом, и вообще любимым делом. Сговорились как-то мужики и решили превратить свой заросший маленький прудик в полноценный водоем. Местность позволяла сделать это без особых финансовых затрат. Для этого надо было построить плотину и обустроить ее так, чтобы пруд не переполнялся во время весеннего паводка и вода не размывала бы плотину. Сказано – сделано. Собрали мужики народ, пригнали технику, и недели не прошло, как новая плотина с регулируемым сливом была готова, и даже насыпь, по которой через овраг проходила дорога, сделали повыше метра на полтора. Получилось два пруда, расположенные каскадом, один ниже другого.

Верхний пруд небольшой, метров сто пятьдесят длиной, но глубокий. Глубина его у плотины более трех с половиной метров. Второй пруд, нижний, побольше. Длина его метров триста, а ширина сто двадцать, и тоже довольно глубокий. Внешнее очертание пруда грушевидной формы. Широкая часть его расположена у плотины, а узкая находится в верхнем конце у дороги, насыпь которой служит плотиной для верхнего пруда. Особенностью водной системы прудов является то, что где-то в верховьях оврага находятся ключи, и от них по дну оврага течет небольшой ручеек, который впадает в верхний пруд. Весной при таянии снега и после обильных дождей вода с окрестных полей стекает в овраг, и тогда ручеек становится быстрым и полноводным. Ручьевая вода поступает в пруды, и поэтому они являются проточными, хотя водоток небольшой. Бывает так, что во время засушливого лета ручеек почти пересыхает, но это случается не каждый год.

Когда пруды наполнились водой, стали местные жители их зарыблять. Мальчишки по старинке: наловят где-нибудь в ведерко карасиков и выпустят их в пруды. Однако сейчас другие времена. Мужики собрались и в складчину купили весной в рыбхозе двести килограммов взрослых серебряных карасей и небольших карпиков-годовичков. Купленную рыбу выпустили в пруды, а кроме рыбы, купили четыре мешка корма, чтобы первое время кормить рыбу, пока она не обживется на новом месте.

Между собой мужики договорились, чтобы первое лето карпиков до августа не ловить, а если и попадется какой на крючок, то отпускать. Карасей ловить можно больших, но не более пяти штук за утро.
В результате всех этих трудов в прудах прижились караси и карпы. К концу первого лета появилось в прудах много карасей-сеголетков, а карпики к этому времени выросли и весили уже более полкилограмма.

В августе по общему согласию все ограничения были сняты: лови как сможешь и сколько сможешь, но не жадничай!
Так и повелось: каждую весну закупают мужики рыбью молодь, выпускают в пруды и рыбачат потом в свое удовольствие. Покупают в основном карпиков. Карасей не покупают специально, но берут, если невзначай попадутся вместе с карпами. Правила ужения таковы: карасей можно ловить с весны до поздней осени без ограничений, а карпов – с середины июня, маленьких отпускать.

Теперь рыбы в прудах стало много. Караси подросли, иногда попадаются по килограмму. Карпы перезимовали не одну зиму, словом, прижились и за несколько лет превратились в больших рыб, вес которых достигает трех с половиной килограммов. Но взять их стало непросто. Рвут карпы тонкие снасти, а на грубую снасть не клюют. Не карпы – профессора, не обманешь. Нечасто удается кому-нибудь из рыболовов поймать такого. Разговоров потом на неделю, вся деревня знает.

Конечно, не простое это дело: надо и деньги собрать, и транспорт достать, и рыбу закупить да привезти. Все это требует времени и труда. Но, несмотря ни на что, дело живет, и каждый год с весны до поздней осени сидят на берегах прудов рыболовы.

Июль 2007 г.