Ингушская граница Каука Кавкаса

Галл Гелиа
* Где на Северном Кавказе пролегала граница между древними народами Кавкас ( КаУКа’с, Галга) и Лекас... ?
* Средневековый историк Мровелли утверждает что граница между братьями это «Ломеки» - горная река...  (учитывая что река  Терек, горная река буквально только  на 1/4,  а Сулак на 3/4.....  ).. Выходит вейнахская граница около перевала «Хулху-лау»( аварское гъалгъаял - Г1алг1а) и буквального запретного топонима Хьарам  ... Харамие—довольно обширный участок в Андийском хребте на границе Чечни и Дагестана, севернее озера Казенойам. Рядом находится горный перевал Харамие, разделяющий долины рек Харачой и Унсатлен; высота – 2177 метров. Ороним переводится с вайнахского, как «запретное». Многие годы между чеченцами и андийцами шла непрекращающаяся борьба за этот участок хребта. Собрался специальный Совет страны гор, где были представители с обеих сторон. Долго обсуждали, но к примирению не пришли. Самым лучшим разрешением этого вопроса, стоившего многих жертв, народ нашел объявить «запретной»
*
* Хулхулау — перевал Хулху-лау
* ущелье и река в республике Чечня; истоки находятся в Дагестане, на склонах перевала Харамие, впадает в р.Сунжу в районе г.Гудермеса. Этимология гидронима затемнена, но, возможно, в основе названия лежит вайнахское хуолай – «копна или аварское гъалгъаял( гъ соответствует ингушскому Г1)  С такими же названиями сохранились два знаменитых перевала на Кавказе; в Ингушетии Дарьяльское ущелье, военно грузинская дорога в прошлом галгайская дорога и галгайский колхский перевал в Карачаевске .. Клухорский ( галгайский) перевал — один из невысоких перевалов через главный Кавказский хребет а также с таким название река и озеро.
* Г1алг1а название  древних колхов которые родственны термину Кавказ каУКа’с ..
В энциклопедическом словаре Фридриха Арнольда Брокгауза и Ильи Абрамовича Ефрона говорится, что Хулхулау «довольно большая речка Терской области. Получает начало из хребта Цобомеэр и соседних с ним гор. Длина около 100 верст, впадает в Сунжу. В низовьях своих известна под именем Белой. На берегах ее расположено много аулов, в том числе и Ведень, бывший резиденцией Шамиля. Xулхулау принимает в себя много притоков, вытекающих из местных гор Грозненского округа и Сунженского отдела Терской области».
В Харачое заканчивается асфальт. Отсюда начинается тропа мятежного имама Чечни и Дагестана, ведущая к перевалу Харами,


В Топонимическом словаре Кавказа под редакцией А. В. Твердого сказано, что «Харами (Харамие) – довольно обширный участок в Андийском хребте на границе Чечни и Дагестана, разделяющий долины рек Харачой и Ахкете; высота – 2177 метров. Ороним переводится с вайнахского как «запретное». Многие годы между чеченцами и андийцами шла непрекращающаяся борьба за этот участок хребта. Собрался специальный Совет страны гор, где были представители с обеих сторон. Долго обсуждали, но к примирению не пришли. Самым лучшим разрешением этого вопроса, стоившего многих жертв, народ нашел объявить «запретной» – «хьарам и, следовательно, ничейной горой».
С седловины перевала открывается вид на сверкающую изумрудом акваторию озера Кезеной-ам, о котором расскажем в следующей зарисовке. Озеро Кезеной-Ам (Эйзен-Ам) расположено в горной Чечне, на южном склоне Андийского хребта, у самой границы с Дагестаном, на высоте 1870 метров над уровнем океана.


Горные общества Нохчи-Мохк, верховья Хухулау и Аксая, Мичик - территория по рекам Мичик и Качкалык - в области Качкалыковского хребта составляли восточную границу Чечни. Говоря о возникновении термина Ичкерия, исследователи связывают его с "Мичикской землицей" (русские источники XVII-XVIII вв.). К более позднему времени относится возникновение группы качкалыковцев (не позже первой половины XVIII в.). Следующее селение — Сержень-Юрт — растянулось вдоль реки Хулхулау на целых 6 километров.

Над всем ущельем господствует священная  вершина горы Эрты-корт Родина Кунта хаджи.

Эртен-корта - горная вершина в Введенском районе Чечни; находится в северной части района, в междуречье Хулхулау и Гансол. Высота – 1162 метра. Вершина этой горы – древнее культовое место. В топонимике и языке вайнахов встречаются несколько вариантов, близких по значению: эртина, йортой, йоьрда, гоьрга, ерди, юьрда, юьрдин, жльрда и др. Вероятно, все эти варианты восходят к имени святого Георгия, получившее большое почитание у горцев – вайнахов, а таже и к названию реки Иордан, в которой якобы Иоанн Предтеча (Креститель) провел крещение Иисуса Христа. Этот обряд получил название йордан. Йордан мог дать впоследствии некоторые из приведенных выше вариантов, в частности, Йорда, жьорда. Хевсурский праздник Георгоба у вайнахов называется йорта. Многочисленные полевые материалы дают возможность отнести Эртина к древнему культовому месту. На юго-западной окраине с.Ца-Ведено находится урочище Элгазан-бассо, где многие века функционировал храм, являясь центром для всех жителей долины р.Хулхулау, в том числе и для Эрсаной и Гуной, проживавших на восточных склонах г.Эртен-корта, а также для Элистанжи и других населенных пунктов бассейна р.Басс. Другим весьма важным по имеющим только автономное значение, могла явиться и гора Горга-лам («круглая»). Гора получила такое название не потому, что «круглая», а потому, что на ее вершине находилось определенное место, куда чеченцы собирались для отправления религиозного праздника. Из всего этого следует, что в основу Эртена могли лечь трансформированные понятия о святых и культах. По поверьям мусульман, здесь, на этой возвышенности, один раз в году собирается Совет святых. До 1864 года, до самого момента ареста здесь жил один из самых популярных и любимых в народе святой мудрец Кунта-Хаджи Кишиев, проповедник тариканской секты «Къадирия». В народе Кунта-Хаджи имеет несколько имен, данных ему, чтобы возвеличить его: Делан Вели, Элчанан Вераз, Эхартан Да, Хатиймун Вели и др. Здесь находится могила матери Кунта Хаджи со склепом. Могила стала центром поклонения мусульман Чечни, Ингушетии и Дагестана. На территории Чечни имеется ряд объектов, в том числе и горных вершин, где присутствует основа Эртин, например: - гора Ердыкорт (1453 м), расположенная в междуречье Ассы и Фортанга



Андийское Койсу, она берет свое начало аж в грузинских горах и затем протекает в Дагестане через Цумадинский, Ботлихский, Гумбетовский, Унцукульский районы и возле аула Гимры сливается с Аварским Койсу. А дальше объединенная река называется Сулаком. Тут опять кумыкское «су-сув», а дальше непонятно: «лак»? По-аварски это звучит «лахъ»,

У входа в ущелье говорливой горной речки Хулхулау, справа от дороги, возвышается холм с плоской вершиной и крутыми, почти отвесными склонами. Высота его около 18 метров. На холме обнаружен памятник древнейшей истории нашего края.
Только в 1967 году археологи закончили длившиеся много лет раскопки интереснейшего поселения, получившего в науке наименование Сержень-Юртовского. Установлено, что это поселение существовало в период между X и VII веками до повой эры, то есть почти 2800 лет тому назад. Неподалеку был и могильник местного племени.
Сам холм служил для жителей древнего поселка прекрасным естественным укреплением при защите от нападения врагов.
Во время раскопок были расчищены сохранившиеся улицы вымощенные гравием и булыжником, остатки жилых построек, мастерской литейщика, ямы-хранилища.
Найдено большое количество разнообразных предметов. Тут вещи хозяйственного обихода и быта, оружие. Собрана лепная глиняная посуда, бронзовые украшения, серпы, ножи, наконечники стрел из бронзы, различные изделия из кости, глины, камня.
Археологам удалось не только воссоздать картину жизни поселка, но и установить причину его гибели. Это произошло в середине VII века до новой эры, когда кочевые орды скифов и их союзников — савроматов — устремились через Северный Кавказ в
Переднюю Азию, чтобы принять участие в борьбе древних государств — Ассирии, Мидии и Урарту...
Извивается по склонам живописного ущелья автомобильная дорога. Вокруг — щетинистые от лесов невысокие горы Ичкерии.
Ичкерия — слово тюркское и означает оно внутренняя область. Так прозвали степные соседи чеченцев и ингушей эту благодатную землю.


Дорога на перевале раздваивается. Одна тянется по хребту в Дагестан, другая извилинами опускается вниз к озеру. Многовековую историю имеет дорога, по которой вы проехали.
Еще в X веке арабский географ и путешественник Масуди упоминал, что из царства Серир (аварские районы Дагестана) в страну алан (равнины Предкавказья) ведет трехдневный путь среди гор, лугов и лесов. И пролегает он через перевал Харамя и Харачоевскую котловину. Возможно, что племя, оставившее могильник на южной окраине Харачоя, как раз и охраняло важную военно-торговую дорогу.