Духовные лемминги

Нестор Утопист
В уставы почти всех католических монашеских орденов в Средние века, помимимо молитвы, помощи больным и страждущим, входила добровольная бедность. Непривязанность мусульманских дервишей к жизненным благам была такой, что в сознании восточных народов стала даже нарицательной. Йогины Индии, искавшие познания Абсолюта странствовали, имея всего несколько вещей вроде одеяла, чаши для подаяния и нескольких ритуальных предметов. Царевич Сиддхартха оставил дворец, красавицу-жену и все положенные ему царские роскошь и великолепие ради истины Освобождения.Чтобы познать Дао, адепты уходили в горные хижины, имея при себе ровно столько, чтобы не перешагнуть порог голодной смерти. Православные русские монахи не одобряли стяжания и сребролюбия, призывали верующих к скромности и благочестию в миру. И это еще далеко не все....
Задыхаясь в торгашеском смраде общества потребления, живой человек отчаянно ищет отдушину, какой-то выход, «духовный кислород», который позволит ему просто не «сойти с ума», не сломаться под грузом жизненных проблем. И вот чаще всего именно в этот момент, в социальных медиа «случайно» обнаруживаются «вкрадчивые» и «ласково улыбающиеся», «благостные наставники», «коучи» чего угодно. Они всегда тут как тут! От йоги до холотропного дыхания, или просто персоны с хорошо поставленными уверенными голосами, которые все «поняли», «осознали» или даже достигли «просветления», «озарения» и самадхи «с семенем» и «без семени» (для особо продвинутых и начитанных). Они сулят избавление жизненных проблем и «просветление» за скромную плату. И исстрадавшийся человек сломя голову, снимает со счета иногда последние деньги, и бросается в их липкие сети.
Удивительно, но люди конца 20 начала 21 века называют «духовностью»: обретение «счастья», «внутренней гармонии», «душевного умиротворения» и внутренних силы и энергии для достижения исключительно личных целей. Общество потребления сделало «духовность» одним из бесконечного множества товаров. Они собираются на стадионах послушать какого-нибудь Энтони Роббинса, ожидая от него раскрытия сокровенных тайн мироздания. Они считают себя «хозяевами» своих судьб, не имея сил и возможности хотя бы на неделю или месяц оторваться от экранчиков смартфонов и айпадов. Не говоря уже о такой «фантастике», чтобы держать длительный пост, обет молчания, уйти на пол-года или год в «затвор» или монастырь и т.п.
Наивные, они уверены, что есть надежный рецепт или способ достижения желаемых состояний сознания, нужно только найти «учителя» и заплатить ему кругленькую сумму, на худой конец купить его книжку, и «благодать», поток «шакти» или «внутренняя сила» сразу же станут их «собственностью». Они всегда остаются ни с чем. А после, уже на склоне лет разочарованно рассказывают таким же «ищущим», что дескать «все это выдумки», «обман» и «шарлатанство». Если они честные люди, когда-нибудь они признаются себе, что деньги и время жизни были потрачены впустую.
Может быть у редких единиц хватит мужества отбросить все, и начать все сначала. Даже если эта попытка не увенчается результатом, им наградой будет «воля» и «трезвость», что уже немало.
А если им повезет, и после многих лет бесплодных попыток у них однажды начнет «получаться», они обретут бесценный опыт, по сравнению с которым, все блага этого мира покажутся им незначительной и легковесной мишурой. Вы может-быть спросите меня: «Ну а чем жизнь всех этих замечательных людей лучше, чем богатая и комфортная жизнь успешного буржуа?»
Ничем. Кроме того, что в отличии от сытых обывателей, они перестали быть социальными биороботами с тремя кнопками: ужасом перед болезнями и смертью, жаждой власти, успеха, доступных удовольствий и жизненных благ и инстинктом размножения.