За день до праздника начинали готовить баню.
Каждому маленькому гражданину мама связывала в одну кучку его одежонку. Чистую,
прожаренную в печи от известных козявок, вымороженную на морозе и пахнувшую
свежестью. Хорошо топили русскую печь сухим навозом затем выгребали жар, до
чиста выметали, вытирали сырой тряпкой, надетой на рогач- под печи(пол печи),
и по мере остывания до приемлемой температуры, застилали ржаной соломой.
Отец ещё бросал туда веточки мяты и чабреца, чтоб был хороший дух.
Перед лазом ставили корыто с водой, сажали нас по двое, мылили, тёрли суконкой
от старой варежки, часто мы орали, что мыло попадало в глаза, нас сразу ставили
на место: отправить на печь без бани. Мы изо всей силы начинали терпеть мыло-
молчали, а отец это приветствовал:"Терпи казак - атаманом будешь".
После такой пренеприятной чистки - пожалуйте в печь.
Минут на 5-7, чтоб расширились поры и на коже не осталось ни одной грязинки.
Можно и подольше там побалдеть, но у родителей свой регламент.
Вылезать не хотелось: сухое тепло, чистая солома, весной пахнувшие травы.
Современные сауны и рядом не стояли с той "допотопной"банькой и этого не забыть
никогда. Из печи нас снова сажали в корыто, обмывали, насухо вытирали льняной
утиркой и отправляли на печь. Там кто-то из взрослых детей принимал следующего
чистого, облачал в приготовленное бельишко.
А когда ополаскивали нас в корыте, то мама причитывала что то,вроде,заговора:
"С гуся вода- с Вани худоба" и плевалась через левое плечо.
На печке, разомлевшие от чистоты, мы не дождавшись ужина, засыпали крепким
здоровым сном, а мать с отцом всё орудовали у печки,наводя глянец на остальных
своих,а бывало и племянников.В конце банного дня,еле державшаяся на ногах мать,
распрямляя затекшие суставы, говорила:"Слава Богу, кажись-все, прямо концу
края не видать".
Отец же ей на это, смеясь, отвечал:"Кто же в этом виноват, если их целая -
-"Гвардия".
И начинали разбирать всё, предназначенное для банного дня.