Крещенские купания или научи дурака

Сергей Вишнёв
Сергей Вишнёв

Сразу хочу сказать, что никого не хочу обидеть, но уж очень поговорка наша русская, о которой я скажу в конце, соответствует теме нашего разговора. А разговор наш пойдёт о том, как такое могло случиться, что люди, причём далеко не «моржи», лезут в прорубь в трескучие морозы? Что за надобность-то такая? Мне говорят – крещение.… А что есть крещение?

И тут вспомнился мне один случай, точнее разговор, который произошёл давно. Одна дама в разговоре со мной поведала мне о том, что спросила у местного батюшки – «А что такое крещение?» Зря она это сделала. Вообще-то желательно придерживаться правила – прежде, чем задать вопрос, надо подумать, а можно ли на него ответить. В данном случае, дама поступила чисто по-женски – она спросила. Ответ батюшки был в полном соответствии с вопросом – «Сие есть таинство». Как видим очень глубокомысленно и главное, что всё понятно. Правда, не всем. И вот решил я докопаться до сути данного вопроса. А вопрос этот, надо заметить, имеет ох какую интересную историю. Если читатель не против, то я приглашаю его в эту самую историю и окунуться.

Мало кто знает, поскольку об этом не говорят, но при князе Владимире крестилась не вся Русь, а только часть её и до середины XVII века на Руси относительно мирно сосуществовали две религии – языческая религия наших предков и привнесённая из Византии в X веке христианская религия. В 1650-1652 годах Никоном была проведена так называемая реформа Русской церкви. Специальным своим указом патриарх Никон указал всех, кто не будет подчиняться нововведениям, считать еретиками, отлучать от церкви и предавать анафеме. Это привело к недовольству значительной части среди священнослужителей и мирян, которые были готовы на восстания, уход в леса и самосожжения, только бы не подчиняться реформаторским нововведениям. Состоявшийся в 1667 году  Большой Московский Собор, принял двоякое постановление: с одной стороны он осудил и низложил патриарха Никона, но с другой утвердил все реформы церкви и предал анафеме тех, кто противился ее проведению. Государство поддержало церковную реформу Русской церкви. Все противники реформы стали именоваться старообрядцами и раскольниками, и подлежали преследованию.

Под видом реорганизации церкви началась самая настоящая война и с языческой верой. Эта война была поддержана царём Алексеем Михайловичем, который был ярый приверженец христианства. С того времени и пошли подмены, когда обычаи и праздники наших предков стали представляться, как христианские. Полностью уничтожить язычество в душе восточных славян не удалось. Какие-то праздники так и остались под своими именами, к примеру – Масленица. Другие языческие праздники приурочили к ближайшим христианским праздникам. Так, у наших предков был прекрасный праздник «Купаленка». Он был приурочен ко дню летнего Солнцестояния, когда день самый длинный  в году, а ночь самая короткая. В эту-то ночь и совершалось действительно таинство – очищение души и тела. Для этого сперва прыгали через костёр. Считалось, что в тот момент, когда тело проходит над огнём, происходит сжигание всего нечистого, что накопилось в человеке за год. Но после того, как сгорят все нечисти, условно считалось, что в душе и на теле остаётся пепел, поэтому происходил второй этап очищения – водой. Люди заходили в ближайший водоём, чаще всего в реку. Река предпочтительней закрытому водоёму, поскольку с потоком воды с человека уносится весь пепел от сгоревших нечистей. После такого обряда, человек чувствовал себя очищенным от скверны и в какой-то степени перерожденным. Но! Это происходило летом. Причём в те времена погода в этот день стояла, как правило, ясная, а ночь была тёплой.

Что же происходило на Ближнем Востоке? Первым, согласно Библии, кто начал практиковать обряд очищения водой, то есть – крещение, был Иоанн, получивший прозвище Креститель.  Мы не будем с вами здесь заострять своё внимание на том, что именно проповедовал Иоанн, была ли у него какая-то своя вера. Точнее, вера-то у него как раз таки и была. Своими речами Иоанн притягивал к себе людей и проводил над ними обряд крещения, то есть – очищение водой. Первоначальный смысл этого обряда заключался в том, что человек, пришедший к Иоанну, как бы с водой смывал не столько свои старые грехи, сколько свою старую веру, если такова у него была, и уже очищенным входил в новую веру. Если бы голова Иоанна не оказалась на блюде, а оставалась на плечах хозяина, то вполне возможно, что христиане не были бы сейчас христианами.

И вот к Иоанну приходит Иисус и просит окрестить себя. С некоторыми препирательствами обряд крещения проходит, причём настолько успешно, что когда Иисус вышел из воды, небеса как бы разверзлись, и на Иисуса снизошёл Дух Святой в виде голубя. Здесь следует заметить, что случилось это, когда Иисусу было тридцать лет и у него уже было в достаточной степени сформировано своё мировоззрение. С какой же тогда целью Иисус принял обряд крещения? Вот так вот трудно сразу сказать. Возможно Иисус, предполагая создать новую религиозную общность, решил пока на первых порах побывать в уже имеющейся общности. А возможно Иисус таким образом примерял обряды, которые потом будет практиковать в уже собственной общности. Всё может быть. Гадать не будем.
   
Как видим, батюшка был прав, назвав обряд крещения таинством, но прав только отчасти, потому что не раскрыл основной сути этого таинства. А почему не раскрыл? Может быть, и сам не знал, а может быть и потому, что сразу же посыпались бы и другие вопросы. Если крещение, то бишь, очищение водой есть, по сути, вхождение человека в новую веру, то почему в прорубь лезут те, у кого уже висит крест на шее? Если Иисус крестился в жарком краю и в тёплой воде, то почему русским надо обязательно лезть в прорубь именно тогда, когда стоят трескучие морозы? Если обряд крещения есть только очищение, то почему бы эту массовую процедуру не перенести на празднование Ивановой ночи?» Кстати, название праздника «Иванова ночь» было приурочено к дню рождения самого Иоанна Крестителя (Предтечи). А поскольку этот день близок к языческому празднику «Купаленка», то, чтобы вытравить из памяти истинное название праздника, вот и появилось новое усреднённое название – «ночь Ивана Купалы».

Как-то я разговаривал с бывшим полицейским из Нарвы. Он рассказал, что в Нарве в своё время был такой случай – после того, когда и участники и сочувствующие во главе с батюшкой покинули место крещения, на берегу осталось лежать какое-то тёмное пятно. При приближении этим пятном оказался один из участников процесса.  Как поётся в песне – «Отряд не заметил потери бойца…» Вызванная «Скорая помощь» уже ничем помочь не смогла. Вряд ли столь плачевный исход произошёл потому, что грехи были настолько тяжкие, что и крещение не помогло. И вот тут-то как раз, как и не вспомнить нашу мудрую поговорку – «Научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».

А желающим очиститься в эту пору мой искренний совет – идите в баню.