Азбука Ахматовой - Наровчатов, Недоброво, Нейгауз

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Сергей Наровчатов, Николай Недоброво, Генрих Нейгауз
* * *
Наровчатов Сергей

Сергей Сергеевич Наровчатов (1919 г., Хвалынск—  1981 г., Коктебель), советский поэт. Герой Социалистического Труда..

19 марта 65. Пренеприятный день устроила мне сегодня Анна Андреевн а . Утром ее телефонный звонок . Скромненько просит об одной небольшой услуге: принять Сергея Сергеевича Наровчатова. А! Я догадалась сразу! Она и его мобилизовала на защиту Иосифа. Да, да, пожалуйста. Жду. Пришел Наровчатов . Вельможно-снисходительно-демократичный . По просьбе Анны Андреевны он написал письмо Смирнову. «Анна Андреевна просила, чтоб вы провери ¬ли, нет ли фактических ошибок... В датах или в чем-нибудь... Я ведь не особенно в курсе». Прочитал мне вслух. Я — «в курсе». Но посылали бы уж лучше подобные письма без меня. Письмо, в той части, где он объясня ¬ет, что такое работа переводчика, толковое. А под конец Бродский именуется мальчишкой и тон просьбы таков: мальчишка, конечно, нашкодил, ну, по заслугам его и наказали, а теперь уж, пожалуй, хватит наказывать, пора миловать. Слушая это вельможно-снисходительное сочинение… Когда Наровчатов кончил и сложил листки, я решительно не понимала, что мне делать. Ошибок фактических нет (о переводах и таланте Бродского он говорит со слов Анны Андреевны), но конец — гадкий .
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
Недоброво Николай

Недоброво Николай Владимирович, (1882, Харьковская губ. — декабрь 1919, Ялта), русский поэт, критик, литературовед. Влюбленный в Ахматову друг  1913 - 1916, умер от туберкулеза.

Три года с Недоброво, до отъезда его в Крым на лечение,  Ахматова называла «царскосельской идилией».

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха,
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои!

* * *
Нейгауз Генрих, пианист.

Зинаида Николаевна Пастернак (1897 - 1968), первая жена Г. Нейгауза, вторая Б. Пастернака. 

Когда его жена ушла к Пастернаку, Нейгауз, на концертах в расстроенных чувствах хлопал крышкой рояля и покидал сцену.
* * *
- Ведь поливают же Ахматову грязью, а она писем “наверх” не пишет.
- Нашли с чем сравнивать, - с раздражением ответила Зинаида Николаевна. - Боря человек современный, насквозь советский, а она нафталином пропахла.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой
* * *
1 июня 32. Москва. Она очень хороша, но страшно дурнеет в те дни, когда в торжественных случаях, ходит в парикмахерскую и приходит оттуда вульгарно изуродованную на два-три дня, пока не разовьется завивка.
Б.Пастернак (из письма)