Остров Рюген, как место исхода варягов Русь

Сергей Вишнёв
Сергей Вишнёв

Один из спорных вопросов в истории древней Руси, это место, откуда Рюрик с братьями пришли в …. Куда? И вот тут тоже есть широкое поле для всякого рода суждений. Дело в том, что в летописях всевозможных по-разному говорится о том, куда именно пришли братья. Так, в летописи по Лаврентьевскому списку говорится, что Рюрик сразу по приходу сел в Новгороде, причём Новгород уже был до него построен пришедшими к озеру Ильмень Словенами: «Словени же седоша окола езеря Илмеря прозвашася своимъ именемъ и сделаша град и нарекоша и Новгородъ».
В летописи по Ипатьевскому списку говорится несколько иначе, а именно: Рюрик пришёл сначала к Словенам «… и срубил город Ладогу…». Далее в этой же летописи говорится, что только через два года после того, как два брата Рюрика вдруг резко и одновременно умирают, Рюрик «… прише к Ильмеру и сруби город над Волхово и прозваша и Новгоро и седе тут княж…».
    
Впрочем, это мы немного отвлеклись, поэтому давайте вернёмся к началу разговора, то есть посмотрим один из вариантов, который предлагают нам антинорманисты о месте исхода Рюрика с братьями. Надо сказать, что в отличии от норманистов, которые упрямо стоят на том, что варяги-Русь пришли из восточной Скандинавии, у антинорманистов по поводу того, откуда пришли братья, вариантов, ну очень много, и как один из вариантов – остров Рюген. Этот вариант строится на следующем: Русы, это –  Руги (они же Рузы, они же Рутены и т.д.), то есть, это ни много ни мало балтийские Славяне, жившие на острове Рюген. Каких-либо существенных доказательств по этому варианту со стороны антинорманистов так и не предоставлено. Все их доказательства сводятся к тому, что:
1) славянское название острова Рюген, это – Руян, начинается на частичку «ру-», то есть, как бы «Русь»,
2) на этом острове жили славяне,
3) просто надо тупо верить во всё то, что говорят антинорманисты.
      
Ну, что тут сказать? Есть немало слов в языке русском начинающихся на частичку «ру-», но не все они равнозначны. К примеру: рубаха, ручка, руль, рука, руда, рубанок и т.д. Не думаю, что кому-то придёт в голову отождествить «рубаху» с тем же «рулём» только потому, что эти слова начинаются на «ру-». А вот у антинорманистов такое может быть запросто и Руги у них легко становятся Русами. В этом случае хочется напомнить следующее – согласно Иордану пришедшие Готы потеснили Ругов (Ульмеругов) и прогнали их со своих мест, после чего потеснили и Вандалов. Можно сказать, что Ругов на южном побережье Балтийского моря не было уже со II века н.э. (после Р.Х.), а мы рассматриваем век IX. С другой стороны допускаю, что племя Ругов продолжало существовать в Прибалтике, и, может быть, это даже было славянское племя, но это были Руги…, но никак не Русы.
      
Кстати, о Русах. Все люди между собой общаются путём языковой речи. Сказанное одним улавливается на слух другим и только потом услышанное передаётся письмом. В своё время Г.З.Байер обратил внимание на такой документ, как –  «Бертинские анналы». Собственно говоря, благодаря Байеру мы и знакомы сейчас с этим документом. В данном случае, для нас представляет интерес этот документ в том, что в нём говорится о неких послах народа Рос. Письмо было на латыни, и название народа там было написано так –  «Rhos». Как обычно я зашёл в переводчик google и посмотрел, есть ли перевод слова «Rhos» с латыни на русский и как оно произносится. Перевода слова нет, но есть звуковое отображение и слышится только – [Р о с]. Ни чего более. Никаких Ругов. Только – [Р о с]. Тогда мне стало интересно, как на греческом будет слово «рус». Захожу опять в интернет в переводчик google уже с этим вопросом. Ответ был такой – ;;;;;;; и слышится – [Р о с и к о с]. И опять же никакие ни Рузы, ни Рутены, ни Руги, только – Росикос, то есть опять всё то же – Рос.
    
Теперь, что касается непосредственно самого острова Рюген, то название острова читалось по-разному: немецкий – R;gen [Р у Г е Н], латинский – Rugia [р у д ж а], н.-лужицкий – Rujany [р у я н ы], Rjana [р ь я н а], в.-лужицкий – Rujany, польский – Rugia [р у г и я], полабский – Rana [р а н а]. То есть и Руген, и Руджа, и Руяны, и Рьяна, и Рана и ни в одном из названий даже и близко не проскальзывает что-то подобное на «Рус» или «Рос». Общим здесь является только частичка «ру-», на которую начинаются большинство из этих слов и, к которой, как известно, антинорманисты имеют огромное пристрастие на уровне маниакальной навязчивости.
      
Второй аргумент антинорманистов – на острове Рюген жили Славяне. В связи с этим антинорманисты делают вывод, ну просто потрясающий – раз современные Русские есть Славяне, то значит и общность Рус, которая пришла к Словенам и Кривичам, была тоже Славяне и пришла эта общность именно с острова Рюген. У меня лично нет слов. Логика «железобетонная»…. В соответствии с этой «логикой» можно предположить такую ситуацию: подходит ребёнок к старому человеку и спрашивает – «Вы девочка?». Дед, конечно же, отвечает – «Нет». Отсюда ребёнок в соответствии со своим возрастом и уровнем мышления делает логический вывод – «Раз вы не девочка, значит вы – мальчик». Вот именно такие рассуждения и на таком уровне и присутствуют в арсенале антинорманистов. То есть, что-то так, знаете ли, очень близко, но не то.
      
Но, самый безупречный и, пожалуй, самый основной, это третий аргумент – чтобы ни говорили антинорманисты, всё следует принимать на чистую веру. И это, как бы, незыблемо. А говорят антинорманисты порой вещи весьма презабавные. Так, к примеру, кому-то когда-то пришло в голову, что поскольку остров Рюген в одном из своих многочисленных названий имеет название «Руян», а у А.С.Пушкина в сказке «О царе Салтане» имеется остров Буян, созвучный с островом Руян, то остров Рюген, это и есть этот самый – Буян. То есть всё в соответствии с только что сказанным об уровне мышления антинорманистов. А ведь именно это и приводит в доказательство автор фильма «Рюрик, потерянная быль» в своём фильме и при этом произносит цитату из сказки: «С златоглавыми церквами, с теремами и садами…». Простите, какие златоглавые церкви? Рассматриваемое нами время, это середина IX века. Тогда все прибалтийские Славяне, да и восточные тоже были язычниками, чему свидетельство деревянная статуя Свентовита на острове Рюген. Более того, те, кто захватил остров, а это были Даны, не были православными, поэтому никаких златоглавых церквей на этом острове отродясь не бывало.
      
Кстати, если быть более внимательным при прочтении сказки, то не трудно заметить, что в сказке говорится о двух разных островах. Остров, на котором происходят основные события, на берег которого выплеснула волна бочку с царицей и царевичем, названия не имеет, но именно о нём и рассказывают корабельщики царю Салтану, что он «С златоглавыми церквами…». Другой же остров, мимо которого постоянно проходят купцы,  и есть остров Буян. Тогда почему о Буяне-Руяне автор фильма говорит, что там были эти самые златоглавые церкви? Возможно, автор фильма по методу «Носовского-Фоменко» просто объединил два разных острова в одно целое. Такое у антинорманистов тоже бывает. Что же всё-таки касательно острова Рюген, то, может быть, Александр Сергеевич и слышал что-то об острове Руян, может быть, но уж никак не увязывал его с местом исхода Рюрика, как на том настаивает автор фильма. Поэт рифмовал Буян-Салтан и не более того. Бывает так, что поэты и писатели берут действительные названия и переиначивают их на свой манер, для своего произведения. Так, к примеру, у писателя А.Грина (А.С.Гриневский) в его произведениях («Бегущая по волнам», «Алые паруса» и др.) есть город Лисс. Понятно, что это вымышленное название города и по одной из версий, это уменьшительное от – Лиссабон. То же самое мы видим и у А.С.Пушкина.
      
В общем, есть ли доказательства, нет ли их, для антинорманистов это не столь уж и важно. Важно только то, что инакомыслие преступно, а потому: «сказано люминий, значит – люминий, а шибко грамотные пойдут грузить чугунец». И вот изо всех сил стараются антинорманисты притянуть осла за уши, лишь бы хоть как-то сошлось с нужным для них ответом. Увы. Это дорога в лучшем случае в тупик, а в худшем в никуда. И именно в этих направлениях и стараются антинорманисты затянуть всех, кто хоть как-то подался их фантазиям, возведённых ими в ранг «железобетонной логики».
      
Так является ли Рюген местом исхода варягов Русь? В те времена сильнейшими на Балтике были Южные Свеи, больше известные как – Даны. У Саксона Грамматика в его работе «Деяния Данов» говорится о том, что Даны воевали со всеми на Балтике и все платили им дань. Правда, был случай, после битвы при Бровалле (770/775 г.), когда Даны потеряли былую мощь. Этим сразу же воспользовались Склавы, то есть – Славяне. Скорее всего, это были Ободриты, так как они были соседями Данов. Саксон Грамматик весьма подробно и не таясь, описывает, как Склавы-Славяне захватили весь полуостров Ютландия и остров Фюн. Но Даны быстро оправились, «разобрались» с Северными Свеями и уже совместными усилиями нанесли ряд тяжёлых поражений Склавам-Славянам заставив их опять платить дань.
    
Так что же представлял из себя остров Рюген-Руян? В википедии вы найдёте следубщее:
«Руяне владели крупным флотом и располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали военные походы, вели войны по защите своих территорий. Например, некоторые провинции Дании до эпохи короля Вальдемара I платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вел с ними. Одно время княжество славян-руян стало столь могущественным и отважным, что руяне стали хозяевами чуть ли не всего Балтийского моря, которое довольно долгое время называлось Морем Ругов».
    
Об этом же талдычат и всевозможные новоявленные «историки» дилетанты с ультра-правым ура-патриотическим уклоном – Славяне, это круто и всех во все времена били. Я не спорю, гордится своими предками надо, но и признавать поражения тоже. А главное, при этом, проявлять определённые знания. Давайте посмотрим на цитату из википедии. Когда, то есть в какое время Руяне имели сильный флот и были сильны на Балтике? – во времена Вальдемара I, то есть в середине XII века. Однако при этом те же горе-историки умалчивают тот факт, что именно в этом же веке в это же самое время (1168 г.) Даны нанесли сокрушительное поражение Руянам, их столица Аркона была разрушена, а святилище Свентовита уничтожено. С этого момента остров Руян стал частью еписковства Роскилле  и была первая попытка насильственного обращения жителей острова в католичество.
    
Внимательный читатель, наверное, уже обратил внимание, что  сейчас разговор шёл о XII веке, в то время, как нас интересуют события  века IX. Так вот ни в одной хронике, ни в одной летописи вы не найдёте что-либо, что говорило бы о возвышении Руяна именно в это время. Напротив, это время было «эпохи викингов». Официальным началом так называемой «эпоха викингов» послужило нападение в 793 году на монастырь святого Кутберта, что расположен на острове Линдисфарн (восточное побрежье центральной Англии). Закончилась «эпоха викингов» в XI веке. Вот только с этого времени можно допустить, что начало происходить возвышение острова Руян на Балтике. На этом фоне фраза из википедии «…некоторые провинции Дании до эпохи короля Вальдемара I  платили дань руянам» звучит весьма не корректно, вводя в заблуждение иных «исследоваетлей».
В IX веке Скандинавы, и в частности Даны, правили бал на Балтике, но никак не Руяне.
    
Исходя из вышесказанного делаем вывод – говорить всерьёз о том, что варяги Русь пришли с острова Рюген, просто безграмотно и невежественно.