1970

Леонид Блохин
                1970


   В моем детстве у детей было множество игрушек. Мало того , что их можно было купить в магазине  «Детский мир», их еще и делали  сами. Вот небольшой отрывок из другого моего рассказа: « Я помню дядю Ваню с самого раннего детства. Когда он, по моим сегодняшним меркам, совсем еще не старый человек работал на заводе "Рулон". На этом заводе выпускали оргстекло и местные умельцы делали из этого материала различные вещицы. Дядя Ваня приносил для меня игрушки с завода. Например, у меня был олень из черного оргстекла точь-в-точь такой, который устанавливали на капот автомобиля "Волга", молоток из красного оргстекла в натуральную величину. Когда дядя Ваня принес желтый топорик, тоже в натуральную величину, моей радости не было предела!»


  Еще у меня был педальная лошадка, почти велосипед, На которой можно ездить по квартире, прикладывая только усилия ног. Такие громоздкие игрушки были не у всех. В основном люди жили в очень стесненных условиях.


  Придерживаясь общего мнения, что с ребенком до пяти лет ездить на юг не стоит, мои родители,  мужественно дождавшись моего пятилетнего возраста,  решили поехать отдохнуть на юг. Особого выбора места поездки не было, так как спонтанные заграничные поездки были полностью исключены, по причине отсутствия каких-либо связей с руководством заводов или профсоюзов. Выбор пал на Крым. Так как, по мнению знатоков пляжного отдыха, там были более удобные песчаные пляжи, которых на черноморском побережье Кавказа не отыскать. Ехать решено было «дикарем» то есть без путевок.

 
   Билеты покупались заранее, но даже за сорок пять суток уже нельзя было купить туда и обратно, можно только в один конец. Это не остановило моих родителей. Так мы оказались в Евпатории. Город и тогда уже считался детской здравницей.
   Жили в частном секторе, ходили на пляж пешком. На пляжах же проводили большую часть времени. В то время пляж похож был на  восточный шалман: песочек, лежаков нет, куча загорающих лежат на своих покрывальцах, люди едят арбузы и лузгают семечки, кидая отходы прямо в песок, между ними ходят фотографы с обезьянками на плечах, бабки, которые продают эти самые семечки.


  И где-то поодаль от толпы работает фотохудожник, к нему небольшая очередь. Перед ним  песке стоит зоне , на спицах которого покачиваются пластиковые шары, беседки, ракеты. Сфотографировались и мы. Долгое время потом у нас дома стояло беседка со стеклянным глазком на куполе, заглянув в который можно было увидеть счастливую семью на фоне моря – папа, мама и я.


  В городе, на центральном рынке, гастролировал тогда аттракцион,  в котором отважный мотоциклист ездил по стенам круглого шатра, прямо у ног зрителей, наших ног. Но самое большое впечатление на меня тогда произвело море!


   В один из дней, когда на море стоял полный штиль и светило яркое солнце, родители взяли напрокат  лодку,  и мы отправились в море на пару часов. Там, вдалеке от берега в воде плавали красивые медузы и резвились дельфины.  Мы вернулись на берег, обожженные южным солнцем и пропитанные солеными брызгами. Ни о каких спасательных жилетах тогда даже не помышлял. Мы с матерью, не умевшие плавать, надеялись на отца.


Для того чтобы достать обратные билеты, нужно было ехать на вокзал и отстоять огромную очередь. Помню,  как в один из дней мы поехали в Симферополь за железнодорожными билетами и простояли в очереди  около восьми часов, находясь, все это время,  в душном помещении вокзала. Работали несколько касс, но очередь шла очень медленно, потому что для того, чтобы продать билет на поезд,  кассиру нужно было позвонить по междугородней линии в Москву и уточнить какие есть места в нужном поезде, потом распечатать билет.  На каждого клиента у кассира уходило не менее двадцати минут.


   Билет представлял собой кусочек темно коричневого плотного картона длиной со спичечный коробок, но гораздо уже его. Ехать нам нужно было через Москву, поэтому для пересадки с поезда на поезд, билеты нужно было прокомпостировать.
   После юга мне много лет снился один и тот же сон: я иду по бульвару, справа и слева дорога с односторонним движением, а между ними проходят узкие трамвайные пути, которые в конце бульвара уходят в землю. Этот сон всегда казался мне странным, пока я , будучи уже учеником старших классов, не рассказал его отцу. Он мне ответил: «Да это же Евпатория!». В то время в Евпатории ходили трамвайчики, которые имели две кабины, впереди и сзади, когда трамвай доезжал до конечной остановки, вагоновожатый просто переходил в другую кабину, поэтому и не было там разворотных трамвайных колец. До чего же цепкая детская память!


   Вспомнились детские впечатления об инвалидах на улицах. В то время их было в городе огромное количество.  Тогда еще было много живых участников Великой отечественной войны. Вопреки сегодняшним рассказам о зверствах Сталина, никто инвалидов войны не ущемлял, и тем более не расстреливал. Многие из них дожили до глубокой старости.


   Многие ходило на костылях без одной ноги, некоторые без обеих ног ездили на самодельных деревянных площадках, поставленных на колесики из шарикоподшипников, отталкиваясь от земли специальными толкателями. Большинство из них носили на груди награды. Везде их пропускали без очередей, и они пользовались непременным уважением у окружающих.


   В этом году Советским Союзом был запущен на Луну «Луноход-1». Помню кадры телевизионных репортажей о его передвижениях на лунной поверхности . Никакого ажиотажа от этой несомненной победе  советской науки не наблюдалось. Толи люди уже устали от бравурных отчетов о космической гонке, толи считалось, что это все вторично после высадки американцев на Луну, не знаю, но смотреть на робота в космосе было интересно.