ФевральЯ. Через призму внутреннего мира

Олег Калинка
Спектакль Алексея Образцова «ФевральЯ» - явление особое и удивительное в современном театральном пространстве, его невозможно смотреть в режиме отстраненного наблюдения, он требует от зрителя полного абстрагирования от реалий жизни и абсолютного внимания. «ФевральЯ» предлагает зрителю заглянуть за ширму нашей внешней оболочки на мире эмоций, чувств, ассоциаций. Спектакль предоставляет нам возможность погрузиться в сложным мир глубин нашей души, познать видение жизни через призму эмоций и чувств. Алексей Образцов вводит зрителей в этот сложный и эмоционально-чувствительный мир постепенно, процесс познания его начинается до начала спектакля через невероятно атмосферные сценические решения. Сценическая инсталляция первой картины спектакля открывает зрителю панораму просторов укрытых снежным одеялом, в этой ауре подобно призракам появляются силуэты, их образы и движения очень органичны. Это видение поражает особой живописностью, но в нём нет эстетики художественного полотна, её мягкие тона и краски слегка затянуты туманной дымкой и это картина зимних грез, возникающих в подсознании спящего. Персонажи, этого полотна, воплощены в силуэтной манере контурной пластики, их лики возникают в нашем сознании, но они не абстрактны, за этой вуалью грёз угадываются реальные люди. Эти картины в «ФевральЯ» существует вне временных и географических рамок, они открывают зрителю сложный мир человеческих переживаний, ощущений. Через создание этих видений, Алексей Образцов подводит зрителя к восприятию реальности  и образов, существующих в подсознании персонажей спектакля. В спектакле зритель видит события жизнь через призму мира эмоций и чувств, переживаний, в этом видении «ФевральЯ» - это эмоционально - чувственная составляющая играет главную роль в сценическое пространстве спектакля. Это пространство невероятно чувственно, сцена воплощает страну видений, силуэтов-образов и голосов, эти голоса создают ощущение иллюзии, она обретает реальное воплощение через богатство оттенков.  Мир, созданный в «ФевральЯ» поражает богатством оттенков голосового диапазона. Зритель открывает для себя этот хрупкий, иллюзорный мир-шепота, который временами слегка доноситься до зрителя, он временами он создаёт эффект словесного фона. Из этой паутины сливающихся в шепоте слов возникают реплики диалогов, доносятся обрывки слов, фраз. Другой сильный речевой прием спектакля в бормотании, оно подобно бреду человека, охваченного ночными кошмарами, ужасными видениями. Он вырывается из уст героя, сливается в звуковой поток, похожий на человеческую речь, из неё вырываются отдельные слова, обрывки, реплики, похожие на бред или речь. Алексей Образцов в «ФевральЯ» сплетает различные сценические приёмы в одном действе и в этом тонком сплетении символизм играет немаловажную роль и благодаря этому тандему достигается экспрессивность пластики сценических образов, все они многомерна, зрители видят их в отражении нашего подсознания. Этот подход в сценическом воплощении позволяет создать ассоциативный ряд символов, в которых отражается взаимоотношение человека с окружающим миром, его желание жить свободно, вне предрассудков и стереотипов, его тяга к познанию и многое другое. Спектакль «ФевральЯ» не пытается создать из фрагментов картину внутреннего мира его героев или логическую цепочку событий,  он отображает их сознание реагирующее на события их жизни. «ФевральЯ» -это спектакль-ритуал и это ритуал открытия сложного мира, в котором живет каждый из нас живёт, внутреннего  мира скрытого за внешней оболочкой условностей современного общества. В стрессах нашей динамичной жизни людей двадцать первого века, сегодня каждому из нас нужно остановиться на короткое мгновенье и пройти ритуал имя, которому «ФервральЯ"