чечёка

Нина Шарыгина
По рассказу подруги:
Жила я тогда на даче с мужчиной. Кроликов там держали. И вот под Новый год такой случай...
Я за несколько дней собираю ёлку. Ну,там. наряжаю, чем есть - вата, игрушки кой-какие, дождик. Привезла из города цветы живые и поставила в банку трёхлитровую на столик. Сели с моим за стол ужинать, а я сидела лицом к этому столику с банкой. И вот смотрю... банка, полная воды, наклоняется с боку на бок. И так несколько раз. Потом резко наклонилась и упала на пол! Цветы по полу, ёлка тоже. Правда игрушки ни одной не разбилось.
Мой человек вскочил и матами давай орать на домового. Я утишиваю его, как могу, а его аж трясёт.
Я говорю - ты сам виноват... Зачем прикормил его?
А он, когда хлеб остаётся сухой или какая другая пища, кидает в печку горяшую и приговаривает - это чечёке, это чечёке.
Чечёка по-якутски - домовой.
Или сидим в доме и слышим, оба, шаги на крыльце, такие тяжёлые, мужские. Подхватываюсь, говорю - чо сидишь? Сосед наверно идёт. А он говорит - никто там не идёт.
И точно. Выхожу, а там нет никого.
Однажды проснулись часа в четыре утра от грохота. Вот как колёса без резины и по камням... Приближаются и удаляются. А октябрь месяц, в четыре утра ещё темно. Вот и ждали, когда развиднеется. Да ещё снежок прошёл. А потом вышли, а никакого следа нет даже.
Потом я маму привезла с Украины и спустя время мама стала жаловаться, что домовой ей спать не даёт. То на ноги ляжет, то с волосами играет, то на грудь ляжет и храпит, как мужик добрый. И дышать ей от этого трудно.
Я взяла валенок и позвала домового: Домовой, домовой, поедем со мной. И увезла его на дачу. Видно они с тем домовым не поладили и тот ушёл куда-то.
Зато этот спокойный и проказ не делает.
А тут как-то летом надо было крышу подладить. А уже дело к обеду. Думаю, ладно, пообедаю и потом влезу, сделаю. До вечера время есть. Покушала и прилегла отдохнуть. Глаза открываю, а он сидит в ногах и смотрит на меня. Я не испугалась, я знала, что он тут живёт. Такой маленький, как медвежонок, лохматенький. Ушки кругленькие, как у чебурашки, только поменьше. Мордочка маленько вытянута. И потом я моргнула, а он исчез.
Ну, пошла ещё чайку попить. И вот чай пью, смотрю, а он опять рядом. Ну, думаю, что-то не то. Предупреждает о чём-то. Вышла на улицу и к лестнице. Работа-то не ждёт. И хотела подвинуть чуть-чуть лесенку, а она развалилась. Подгнила уже. Вот и предупреждение о чём.