Чтобы в сердце родился Христос

Свет Софии
ЧТОБЫ В СЕРДЦЕ РОДИЛСЯ ХРИСТОС

Рождество Христово - прекрасный праздник, который стал началом новой Эпохи для Земли и живущих на ней.

«Господи! Приклони небеса Твои и сойди…» (Пс.143:5) – так веками молили люди. И это сбылось – на Землю пришел Бог, и мир не мог оставаться прежним – Господь все изменил в нем уже тем, что вошел в него.

Каждый год в этот праздник мы славим Бога, благодарим Его за то, что Он пришел к нам. И просим, чтобы Христос родился в нашем сердце. Что означает рождение в сердце Христа? Библия говорит:

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:14-19).

Также есть и такие слова:

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19)

Рождение Христа в сердце – это не просто исполнение всех правил и предписаний, чтение молитв, участие в христианских ритуалах и таинствах – это преображение через принятие вышнего Семени духа. Мы понимаем, что сам процесс рождения – это некий качественный переход, это чудо, в котором возникает качественно новое и возникает оно внутри уже существующего, проявленного.

Пророчество об этом таинстве есть в книге пророка Иезикиля:

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26) .

Там же сказано и следующее:

«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31)

Обобщив все вышесказанное, можно сказать, что рождение в сердце Христа возможно только тогда, когда человек готовит свое сердце для этого – это отречение от грехов, очищение, освобождение от всего наносного. Это возможно только при сильной вере. Человек должен жить не внешним, но внутренним, следовать Закону Бога, а не законам мира. И это невозможно совершить самому человеку – это совершается Святым Духом. И это таинство крайне важно для человека, это выбор между жизнью и смертью его души.

Каменное сердце – это сердце сотворенное, подобно тому, как каменная статуя похожа на человека, по образу которого создана. Плотяное сердце – подобно ожившей статуе, которая становится такой же живой, как и образ с которого она списана.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).

Эта цитата очень похожа на описанный выше процесс. Дух Божий оживляет сотворенного из праха, и он становится живым. Превращение каменного сердца в плотяное – это новое рождение, которое говорит о проникновении духа в земное естество, при котором человек обретает новую – более высшую жизнь.

Дальше вспоминается такая фраза:

«…О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:2,3).

Чтобы Христос мог родиться в душе – человек должен умереть для мира. И тогда в нем раскрывается иная жизнь, сокрытая для мира, но раскрытая в Боге. Сознание человека перемещается от земных целей и восприятия в мир духовный, оно становится объемным, проникающим суть происходящего, ему становятся явны тайны Божьи.

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Павел Евдокимов пишет в книге «Женщина и спасение мира»:

«Так же как Сын вечно рождается, так и человек, который избрал истину, рождается от нее и вечно ее избирает, и каждый раз он ее переживает снова»; «"Человек, – говорил св. Василий Великий, – это тварь, которая получила повеление стать богом", стать обоженной ипостасью. Это понимание ясно выражено у преп. Максима Исповедника: чтобы стать ипостасью, личность (prosopon) призвана "соединить любовью тварную природу с нетварной... через стяжание Благодати". Ясно, что человек с помощью Благодати соединяет в своей тварной ипостаси Божественное и человеческое по образу Христа и таким образом становится "созданным богом " – богом по Благодати»; «"Логос всегда рождается снова в сердцах святых людей", – говорится в Послании к Циогнету (II в.). Для св. Григория Нисского христианская жизнь – это возрастание Младенца Христа в человеческих душах. Для преп. Максима Исповедника духовный подвижник – это тот, в ком полнее всего проявляется рождение Господа Иисуса Христа. "По плоти есть только одна Матерь Христа, но по вере Христос есть плод всех нас", – говорит св. Амвросий Медиоланский».

Иисус Христос – это богочеловек, в Нем Божество неотъемлемо соединено с человеческим естеством. Рождение младенца Христа – это важнейший момент в жизни человека – когда Небесное и земное образует первый узелок в его сердце. И за этим следует «химический» процесс преображения всего его существа. Само рождение – это начало этого процесса, следом идет раскрытие этой новой матрицы.

«…Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16).

Оно происходит через всевозможные испытания, через преодоление, дерзновение, развитие Божественных качеств и даров. Происходит через отречение от всего того, что стоит между человеком и Богом, от всех привязок.

Чтобы объяснить ученикам процесс рождения в душе новой духовной матрицы, Христос рассказывает притчу о семени:

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк.4:26-29).

Задача человека – жить в полноте, следовать Божьему Закону, неуклонно идти за Христом, любя Его и принося плоды этой любви своими делами, очищать свою душу, познавать Бога, познавать себя. Рождение же нового внутри – это таинство Святого Духа, которым человек не может управлять, не в состоянии контролировать. Это Милость Бога. Евдокимов пишет о роли Святого Духа в таинстве преображения человека:

«Библейское повествование о Сотворении мира уже показывает Духа Святого в Его функции материнского согревания той бездны, из которой явится мир (Быт. 1.2), Церковь, Тело Христово. Дух Святой нисходит на Пресвятую Деву, и так осуществляется Рождество Христово. Дух Святой нисходит на апостолов в день Пятидесятницы, и так происходит рождение Церкви, Тела Христова. Он нисходит на хлеб и вино и претворяет их в Плоть и Кровь Господа; из всякого крещаемого Он творит члена Христа. Согласно пророчеству Иоиля (которое апостол Петр цитирует в день Пятидесятницы), Дух Святой действует на протяжении всех времен; из тела истории Он делает тело Царства, Агнца. Здесь сходство действий двух Утешителей: Дух Святой освящает, ваяет, рождает, и в конце Его действования является некая форма Воплощения; и когда это Воплощение достигает своей полноты, Дух Святой свидетельствует о свершенном и являет Славу. Именно Дух Святой "образует" Христа, рождает Его в душе каждого верующего, и именно Он подготавливает эсхатологическое рождение зона Царствия. Отсюда и совершенно ясное объяснение харизматического призвания женщины: это духовное материнство, которое рождает Христа в каждом человеке силой Духа Святого, а в эсхатологические времена рождает Filius Sapientiae, чадо Премудрости — имя, которое принадлежит тому, кто употребляет усилие, чтобы восхитить Царствие».

По сути – рождение Христа в сердце – это рождение Царствия Божия. Царствие Божье – это вечная жизнь, в которой нет места смерти. Это единство души и духа.

«Когда дух начинает возрастать и подчинять себе душу, то она, по словам прп. Макария Великого, «превращается в дух – становится сопричастницей Божества» - так пишет Н. Пестов в книге «Современная практика православного благочестия».

 Процесс такого глобального преобразования внутри человека – по истине филигранный. Множественные усилия, которые человеку иногда кажутся достаточными для его коренного изменения – на поверку приводят лишь к внешне незначительным подвижкам. Человек ожидает от окружающих, что они должны заметить какие грандиозные в нем произошли перемены – но те пожимают плечами. Серьезнейшая работа, чудесные озарения, когда кажется, что ты уже не принадлежишь Земле, состояния полного растворения, блаженства, а также пики боли и страданий, в которых человек преодолевает свою низшую природу, освобождаясь от каких-то греховных пристрастий – все это иногда внешне почти незаметно. Дух человека обладает способностью мгновенно проникать сквозь пространство и время, но чтобы преобразить инертную земную природу – уходят годы длиной во всю жизнь.

Пестов цитирует такое высказывание Макария Великого: «Когда действие Божественной благодати приосеняет душу, по мере веры каждого, и душа приемлет помощь свыше, тогда благодать приосеняет ее только отчасти. И не думай, чтобы в ком-нибудь озарялась вся душа; внутри ее остается еще великая пажить пороку, и человеку потребны великий труд и усилие, соглашенные с действующей в нем благодатью. …Таким образом, душа, в продолжение времени ничем не преогорчающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя пособие. Сама благодать овладевает пажитию в душах и, по мере того, как душа многие годы оказывается благоискусною и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и помышлений пускает корни, пока вся душа не будет объята небесною благодатью, царствующею уже в этом сосуде. Так многие вводимы были в заблуждение самым действием в них благодати: они подумали, что достигли совершенства и сказали: «довольно с нас, не имеем ни в чем нужды». Но Господь бесконечен и непостижим».

Есть люди, что считают себя верующими, много знают о Христе, стараются вести себя по заповедям, как они их понимают, молятся, ходят церковь, но в них еще не начался этот самый важный процесс, их душа не зачала от духа, матрица триединства не зародилась в них. Иногда благодать касается души в какой-то мере и это принимают за духовное рождение, но духовному зачатию предшествует долгий процесс возгревания души, ее пробуждения, а после – покаяния, осознания, очищения.

 Процесс рождения нового духовного человека, как и в земном рождении – это есть история любви, соединения, безостановочного движения к Возлюбленному, завоевывание Его доверия, доказательство верности Ему. Это способна сделать только любовь истинная, жертвенная, в которой человек полностью отдается Возлюбленному, убирая все то, что этому мешает. Только тогда происходит настоящее соединение, которое приводит к духовному зачатию. Постоянное движение ввысь, в котором человек вырывается из оков земного притяжения, земных привычек, пристрастий и завоевывает духовное пространство, наполняется им. И в этом нет остановки – он продолжает жаждать его. Боговдохновенные старцы называли это стяжанием Благодати, Святого Духа.

Евдокимов пишет:

«Вера никогда не бывает простой интеллектуальной приверженностью, но это верность личности по отношению к Личности. Я совсем не подчиняюсь, когда люблю и полностью отдаю себя. Я слушаю голос, идущий из моей собственной глубины, и все миры сходятся в ней и говорят со мной. Это уже нельзя назвать подчинением. Христос не подчиняется закону, но Он его исполняет; завершая его. Он его преображает. Это отношения брака, свадебной песни; Библия всегда к ним прибегает, когда речь идет об отношениях между Богом и человеком. В опыте великих подвижников образом Евхаристии является брачный союз. Произнося: "Да будет воля Твоя", я отождествляюсь с любимым существом. Воля Божья прорывается, как струя, из моей собственной воли, она становится моей: "И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2.20)».

Любовь предполагает полное растворение в Любимом, до самоотречения.

«Один арабский поэт рассказывает: "Человек стучится в дверь к Возлюбленному. Возлюбленный спрашивает у него: "Кто ты?" И человек отвечает: "Это я". Возлюбленный говорит: "Уходи, еще не пришло время тебе войти". После долгого путешествия, как бы сжигаемый огнем, несчастный возвращается и приближается к дому Возлюбленного. Он стучит. Возлюбленный спрашивает: "Кто у дверей?" Человек отвечает: "Это ты". "Тогда, – говорит Возлюбленный, – раз ты – это Я, войди ко Мне" («Женщина и спасение мира» П.Евдокимов).

Пока человек держится за что-то свое – он не сможет соединится с Богом. Лишь полная самоотдача дает возможность такому единению. Любовь – это всегда жертвенность, потому что, входя в пространство Любви – человек уже не может оставаться тем, кем он был, это всегда риск, это всегда шаг от привычного в полную неизвестность. Но когда любишь – ты идешь по тончайшему канату Любви, ни за что не держась, и если любишь по-настоящему, то эта тончайшая нить становится прочным мостом, где твердо ступает твоя нога.

«Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои» (Пс.17:37); «…Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс.39:3).

Все потому, что Любовь обладает способностью открывать Истину, сжигать иллюзию и ложь, она открывает путь к Богу и ведет по нему. Имея ее в сердце, человек видит всегда пред собой Бога и его путь освещен и безопасен.

Когда в сердце рождается Христос – земная жизнь отходит на второй план. Жизнь раскрывается на новом глубинном уровне и все прежде бывшее, выглядит лишь как преддверие настоящей жизни. И человек должен понимать, что ничего важнее этого процесса не существует. Когда эта новая жизнь раскрывается в тебе – необходимо сделать все, чтобы дать ей взрасти в полную меру.

«…И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20)

– это подобно тому как семя, начиная расти, отдает всего себя для растущего внутри зародыша, оно будто тает, исчезает в своей привычной форме, но в нем растет жизнь. И маленькая семечка вырастает в могучее дерево, которое по времени принесет плоды.

Любовь ко Христу – это полное принятие всего того, что Он хочет от нас.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15)  - говорит Он нам.

А также Он говорит:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:37,38).

Любовь ко Христу – это полное принятие и другого Утешителя – следом за словами «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» - следует фраза: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16).

Миссия Христа раскрывается в миссии Духа Истины. Взрастание Христа в душе в полный возраст – приводит человека к духовной зрелости, в которой происходит еще более вышнее рождение – рождение его как самодостаточной духовной личности, целостной, полноценной, в которой произошла полная победа духа, соединившего все три начала воедино. И это уже – обожение, полное претворение тварного в живое, земного – в небесное. 

Христос родился на Земле, чтобы в нас смогло родиться Божье Царство, Он принес на Землю Небесное Семя, которое посеял в живых душах. И ныне пришло время Плодов. Когда птицы высиживают яйца – до времени нельзя увидеть что из них произойдет – они внешне не меняются, но внутри все иначе, все готовится к рождению. И когда наступает созревание – скорлупа трескается и становится видно – кто появляется на свет, а какие яйца остались бесплодны.

Накануне Рождества Господа нашего Иисуса Христа мы готовим свою душу к встрече с Ним и вновь просим нового, более глубокого проникновения в нас Истины, более глубокого единения с Богом, с Духом Святым, в котором произойдет новое рождение, ради которого и дана нам эта жизнь. Христос рождается! Славьте Его!