9 Страшное известие

Леонор Пинейру
Fortunae occursiones*

О катастрофе, произошедшей в Лиссабоне, я узнал из письма Терезы де Орта, которое получил в середине января 1756 года:

«Дорогой Паулу!
Мне самой трудно поверить в то, о чем я должна Вам написать. Лиссабона больше нет. В один день, в День Всех Святых, весь город был обращен в руины.
Трагедия ужасна и невообразима. Кажется, четыре стихии объединили свои разрушительные силы, чтобы погубить наш город. Земля сотрясалась у нас под ногами. Огонь объял дома и храмы. Поднявшийся ветер, не стихая, раздувал губительное пламя. Воды Тежу сначала отступили, словно стремясь покинуть погибающую гавань, а затем огромным валом нахлынули на Дворцовую площадь. Уничтожая все на своем пути, они затопили почти весь Нижний город.
Напрасно до начала наводнения обезумевшие от страха люди бежали к Тежу в надежде спастись от огня. Воды реки в тот день тоже несли смерть.       
К нам Господь был милостив. Все мы – мать, отец, брат, я и Анна, Ваша кузина – выжили. Это уже чудо.
Серьезнее всех пострадал отец: он сильно повредил руку, получил перелом. Другие, в том числе и Анна, слава Богу, избежали тяжелых телесных травм.
Если говорить о травмах душевных, хуже всего приходится сейчас моему брату и Вашей кузине. Андре потерял Беатриче. После ее смерти в нем самом словно не осталось жизни. Анна до сих пор не может оправиться от пережитого нервного потрясения. Зизи ни на минуту не отходит от нее, мы стараемся помочь всем, чем можем, но состояние Анны не становится лучше. Я должна быть с Вами честна: Ваша кузина очень плоха.
Как и многие лиссабонцы, в одночасье наша семья лишилась всего. Оба особняка де Орта полностью разрушены. Ваш дом в Лиссабоне уцелел, сейчас за ним следит управляющий. 
Я пишу Вам из Серрана. К счастью, Ваши родители приняли нас в своем доме, за что мы им очень благодарны. В Серране сейчас мы все, кроме Андре. Мой бедный брат ехать с нами отказался, он остался в Лиссабоне.
Паулу, мы просим Вас как можно скорее вернуться в Португалию. Анне необходима Ваша забота. 

Да хранит Вас Господь,
Тереза де Орта 14 ноября 1755 год»

* Удар судьбы (лат.)