Д. Аранда. Эпизод войны Викторио

Юрий Дым 61
               

                Даниэль Д. Аранда
                Эпизод войны Викторио, в округе Донья-Ана.



21 августа 1879 года вождь   Викторио и его последователи бежали из резервации   Мескалеро, штат Нью-Мексико(1). В результате этого  многие люди из штатов Техас, Чиуауа и территории Нью-Мексико погибли.  Среди них были некоторые жители округа Донья Ана.
Инцидент во время так называемой войны Викторио начался в пятницу, 10 октября 1879 года. Викторио и его люди разграбили ранчо Ллойда, расположенное примерно в десяти милях к западу от современного Хатча (2). К счастью, мистер и миссис Ллойд не были дома. Был ли там кто-то еще, достоверно не   установлено. Однако были свидетели, наблюдавшие этот рейд. Это были Джордж Аккенбек и мистер Кокс, предположительно со своей семьей. Пока семья Коксов пряталась в большом арройо, Аккенбек отправился в соседнее селение ( деревню) Эль-Колорадо за помощью. (Эль Колорадо сегодня известен как Рэйли). Аккенбеку удалось убедить пятерых мужчин вернуться с ним на помощь: Космо и Виктор Де Ла О, Джулиан Торрес, Нестор Гарсия (3) и мистер Мелендрес, который, вероятно, был связан с миссис Ллойд. Однако,  им не суждено было добраться до ранчо Ллойда, так как примерно в миле от него, на них напали апачи. В короткой, но смертельной засаде Де Ла О, Гарсия и Мелендрес были убиты. Аккенбеку и Торресу удалось бежать, и они вновь вернулись в Эль-Колорадо.
Тем временем, посыльных отправляли в города и деревни вдоль Рио-Гранде, в поисках помощи. За короткое время была собрана группа из тридцати пяти человек, из Эль-Колорадо и Санта-Барбары. Среди них были три брата Лопес: Флоренсио, Транквилино и Савиньо (3), а также братья Хохола (Jojola), Дюран, Лусеро и Серна. Эти люди также, не достигли ранчо. Когда они проезжали через каньон La Ceja. (4), на них напали. Им удалось сбежать после однодневной битвы, но не без жертв. Воодушевленные своей последней победой, апачи преследовали бегущих людей до края деревни, где все население сгруппировалось для отпора. 
Команды спасения начали собираться в Лас-Крусес и Ла-Месилья. Первую группу, состоящую из семнадцати человек, возглавлял один из лучших граждан Лас-Крусес, Юджин Ван Паттен. Ван Паттен (5) вывел свою небольшую группу из Ла-Месильи около пяти часов вечера в воскресенье, 12 октября 1879 года. Они двинулись на запад под холодным сильным дождем, и достигли ранчо Мейсона в час ночи. Утром, после короткого отдыха, люди снова встали на тропу. Они продолжали ехать на запад в течение нескольких миль, пересекли перевал Магдалена, а затем направились на север, возможно, по старой дороге от форта Филмор до форта Торн. Около часа дня, мужчины заметили трех лошадей, в нескольких сотнях ярдов впереди. Их первым побуждением было забрать их, но некоторые из них заподозрили ловушку. Холодные головы взяли верх, и люди спешились, чтобы проверить свое оружие и амуницию, на случай засады. Затем  осторожно двинулись вперед, но так и не добрались до лошадей, потому что  внезапно появившиеся апачи разогнали животных криками, стрельбой, и  размахивая одеялами.   Первым убитым был клерк округа Донья Ана, Уильям Т. Джонс, который получил две винтовочных круглых пули, одна из которых прошла через бедро, а вторая через голову. Началась перестрелка, и следующим убитым был, возможно, Клето Санчес из Лас-Крусес, человек с хорошей репутацией. Уже сбитый с лошади пулей, Санчес встал, опустился на одно колено и продолжил стрельбу. Затем, пуля раздробила его бедро, но он все-равно продолжал сражаться. Сообщается, что он призывал своих товарищей не беспокоиться о нем, и что он все еще в состоянии драться. Он сражался, пока его не застрелили в грудь, в упор. Юджин Ван Паттен, находившийся рядом с Санчесом, вытащил свой карманный пистолет (pocket pistol), приставил его к голове напавшего на Санчеса апача, и буквально выбил ему мозги. Также сообщается, что Ван Паттен застрелил еще одного индейца. Другие убитые в этом бою были: Венцеслао Лара, Панчо Белтран и Непомусено Барраган. По мере того как беглецы приближались к главной дороге на запад, бой постепенно затихал. М.Л.Хики (6) из Ла-Месилья, верхом на черном жеребце, лучшем коне из всего отряда, был далеко впереди всех. По пути своего отступления, он предупредил группу иммигрантов, которые только что пересекли перевал Магдалена, о надвигающейся опасности.
Среди них был Джон Паркс, который вместе со своей женой, пятью детьми и несколькими другими семьями, переезжал в юго-западный Нью-Мексико из Техаса, где Паркс продавал своих прекрасных скаковых лошадей. На вырученные средства он купил различные товары и продукты питания (включая большое количество муки), чтобы снабдить магазин, который планировал открыть в Ральстоне, штат Нью-Мексико (сегодня известный как город-призрак Шекспир, в округе Идальго). В Ислете Парксы  наняли Прайса Купера и его сыновей, чтобы они доставили его припасы в своих больших фургонах, запряженных волами. После того, как Хики их предупредил, иммигранты быстро собрали фургоны в круг, и приготовились к бою. Однако, испуганные женщины убедили их в обратном, в результате чего они распрягли скот, погрузили своих женщин и детей в более быстрые фургоны меньшего размера, и поспешно вернулись на ранчо Мейсона. Как и следовало ожидать, вскоре появились апачи. Не зная, что все иммигранты сбежали, апачи осторожно подошли к фургонам и,  после нескольких выстрелов, когда поняли истинную ситуацию, все фургоны были ими разграблены, а волы убиты. Все, что могло им пригодиться в хозяйстве, было взято.  Остальное было уничтожено. Рулоны развороченного ситца остались валяться на земле пустыни, и повсюду были разбросаны кучи (тонны) муки.   Они оставили это место в абсолютных руинах.
Разведчики апачей сообщили, что с запада приближается еще один обоз с фургонами. Апачи быстро вернулись по своим следам к перевалу Магдалена, и устроили еще одну засаду, в нескольких милях к западу от него. Караван состоял из примерно дюжины фургонов и старинных мексиканских повозок, так называемых «карретас», и включал в себя по меньшей мере одиннадцать мужчин, одну женщину и одного ребенка. (7) Кроме того, одного  американца, который, вероятно, присоединился к группе в целях  её большей безопасности, и  ехал рядом с повозками. Эти мексиканцы побывали  в районе города Сильвер-Сити, где  продавали сухофрукты, а теперь возвращались по домам в Эль-Пасо, Мексика (сегодня Хуарес), (теперешний Эль-Пасо, штат Техас,   был тогда   известен как Франклин.) Когда скрипящий колесами обоз медленно приблизился  к горе Флэт Топ, он попал в засаду. Бой закончился быстро. Все были убиты, или взяты в плен. Одинокий американец, более лучше вооруженный, чем все остальные, бросился  в заросли большой юкки, в нескольких сотнях ярдов. Он вырыл ножом небольшой окоп, и выпустил более ста пуль  из своего винчестера-44, прежде чем тоже был убит, - еще одна безымянная жертва войны Викторио.
Пока продолжалась эта бойня, остальные люди Ван Паттена добрались до ранчо Мейсона. На следующее утро, во вторник, 14 октября, от 75 до 80 человек, в том числе адвокаты, рабочие и бизнесмены из Рио-Гранде, собрались на площади Ла-Месилья в ответ на призыв о помощи. Вскоре после полудня, они уже шли по следу.  Когда они достигли вершины месы к западу от деревни Пикачо, они остановились на привал, и провели собрание.  Было много квалифицированных мужчин, которые могли бы руководить, такие как шериф Генри Дж. Кунифф, будущие шерифы Мартин Ломан и Гуадалупе Аскарат, а также бывшие калифорнийские колумнисты Джон С. Крауч и Дэвид Вуд.  Их выбором, однако, стал высокий, зловещего вида парень, по имени Уильям Логан Райнерсон. Адвокат по профессии, полковник Райнерсон, как он был известен, также был бывшим калифорнийским коллегой. Джон Крауч и Дон Гуадалупе Аскаратэ были избраны первым и вторым лейтенантами, соответственно.
После проведения выборов, они продолжили свое путешествие на запад. Ветер и дождь усилились, как это было тогда, когда группа Ван Паттена выехала на помощь. В тот вечер, когда они прибыли на ранчо Мэйсона, они услышали о последних убийствах, и некоторым стало не по себе. Чувствуя это, рано утром следующего дня полковник Райнерсон подошел к собравшимся и сказал им, что их мертвые друзья и соседи в тот самый момент лежали на равнине, окруженные койотами, и что их долгом было найти их, для надлежащего захоронения. Возможно, им придется сражаться с индейцами в процессе этого, но Райнерсон утверждал, что без явного преимущества с их стороны, сражения не будет.  Он добавил, что, если среди них есть желающие уйти, то чтобы они сразу сделали  это. Дюжина человек, так и сделали. Затем он отдал приказ двигаться вперед, и в этот момент раздались громкие крики приветствия в его честь,  что, возможно, вдохновило двенадцать только что выбывших, потому что они вернулись, и тоже присоединились к группе. Доктор Уильям Брэден Лион, Дж. Б. Хиндс и Филом Барела из группы Ван Паттена, также присоединились, как, вероятно, и Джон Паркс, Прайс Купер, и вся их группа.
Когда они приблизились к перевалу Магдалена, они заметили белую землю впереди, которая выглядела так, словно прошла метель. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это была разбросанная мука, напоминающая снег. Здесь и там были мертвые и умирающие волы. Фургоны были опрокинуты, а их содержимое разбросано. Это было очень обидно для Джона Паркса, потому что он вложил все, что имел, в это предприятие. Но было и еще более душераздирающее зрелище: это два щенка, которых одна из семей оставила, в своем поспешном отступлении на ранчо Мейсона. Один щенок был подвешен за шею на одном из фургонов,  в то время как второй скулящий щенок все еще ковылял на обрубках, которые раньше были его лапами. Он был избавлен от страданий. Партия продолжила свой марш.
К северу от горы Флэт Топ они столкнулись с еще одним ужасным зрелищем. Изуродованные и умирающие волы ревали от боли среди обломков и искалеченных человеческих жертв. Все, что можно было сделать, это вырыть траншею, чтобы похоронить мертвых. В то время как копание продолжалось, некоторые мужчины заметили, как вдали бесцельно движется карретас. При ближайшем рассмотрении они обнаружили, что её возница  был раздутым и разлагающимся телом, которое было прислонено к стенке в сидячем положении. Это было ужасное зрелище. Они похоронили его вместе с другими членами каравана.
Колонна полковника Райнерсона направилась к ранчо Ллойда. По пути они подняли тело Уильяма Т. Джонса, которое тоже находилось в состоянии разложения, и было бы похоронено на месте, если бы доктор Лайон не сказал, что его можно подготовить к перевозке. Следующее тело, к которому они пришли, было сильно изуродовано и находилось в состоянии разложения, как и все остальные. Худшее состояние было у Клето Санчеса, который так отважно сражался. Недовольство возникло, когда возница  фургона  отказался их перевозить. Полковник Райнерсон снова вмешался. Все будут собраны, или все будут похоронены там, где они лежат.   Пабло Мелендрес, из Донья Ана,   заявил, что Джонс уже был в фургоне и что его тело, по крайней мере, должно быть возвращено. Когда другие поддержали его, Райнерсон согласился. Санчес, Белтран, Барраган и Лара были похоронены там, где они лежали.
Люди Райнерсона прибыли в Эль-Колорадо в четверг, 16 октября, в час ночи, и на рассвете направились к ранчо Ллойда. Здесь разрушение было полным. Более ста голов скота и кур были разбросаны, и единственными живыми существами были кошка и теленок. Мало что можно было сделать полезного, поэтому они двинулись в обратный путь и достигли Ла-Месильи в пятницу, 17 октября 1879 года, без дальнейших происшествий.
Похороны тридцатилетнего Уильяма Т. Джонса, в саду на заднем дворе его родителей, завершили этот эпизод из войны Викторио.
Флоренсио К. Лопес, участник боя 11 октября 1879 года в каньоне Ла-Седха, впадал в депрессию и много пил, вспоминая бой, в котором он потерял своего старшего брата Савиньо.(8)




Люди, о которых известно, что они были убиты в мексиканском караване: Фернандо Бермудес, Хесус Беннудес, Агапито Теллес, Блас Тапия, Фелипе Тапия, Роке Канделарио, Франсиско Канделарио, Анизето Абейта, Теодоро Дуран, Фаустино Диас и Марселино Гомес. Некоторые из мужчин из Санта-Барбары и Эль-Колорадо, которые участвовали: Савино С. Лопес, Транкилино С. Лопес, Флоренсио С. Лопес, Диего Дюран, Лучано Дюран, Виктор Дюран, братья Жожола, братья Лусеро, Анастасио Серна (?), Викториано Сема (?) (Возможно, это были не Сема, которые участвовали. Возможно, были другие Серна в отряде). Членами отряда Ван Паттена были: Уильям Т. Джонс, доктор Уильям Брэйден Лион, Дж. Б. Хиндс, Непомусено Барраган, Венцеслао Лара, Клето Санчес, Панчо Белтран, Хасинто Армихо. Николас Армихо, М. Л. Микки и Филом Барела. Мужчины из Лас-Крусес, как известно, были с полковником Уильямом Логаном Райнерсоном: Дэвид Вуд, Генри Дж. Кунифф, Гваделупа Аскарат, Анастасио Аскарат, В.Л. Джеррел, Адам Сонс, Альберт Брюер, Эд Уэйкфилд, Джеймс Камбрес, Антонио Луера, Джон Майерс, Мартин Ломан. Джозеф Дюпер, Леонс Фрейссонет, Антонио Луна, Хуан Оливар, доктор Антонио С. Монтеро. От Ла-Месилья: Джон С. Крауч, Дж. У. Саутвик, Б. Макколл, Х. К. Бун, Чарльз Ф. Булл, Пабло Гамбоа, Дезидорио Гамбоа, Моррис Фройденталь, Дж. У. Келер, Анастасио Гарсия, Хиральдо Гарсия, Фелипе Лопес и Тибурсио Лопес (братья из Савино, Транквилино и Флоренсио Лопес из Эль-Колорадо), Круз Чаваррия, Вальтер Краудер, Уильям Эдмондс, Даниэль Фрице. Младший, Франциско Баррио младший, О. С. Касад, Родриго Рулес, Генри Д. Боуман. От Доньи Ана и Пикачо: Евангелист Чавес, Сиксто Гарсия, Памфило Гонсалес, Нерис Трухильо, Л. Аподака, К. Бенавидес, Фелипе Гарсия, Хосе Пэйлин, Хосе Лопес, Сильверио Барела, Франсиско Барела. От Санто Томаса: Франко Салазар, Рамон Салазар, Леонид Провенсио. Из Чамберино: Чон Гарсия, Франциско Армихо, Румальдо Меса, Хесус Сандовал. Мистер Хиксон и Грегорио Гарсия (вероятно, из Ла Месиллы) были с Ван Паттеном, или Райнерсоном.




 
                Карта:


10 окт. - Аккенбек едет в Эль-Колорадо.        11 октября -  Аккенбек возвращается на ранчо Ллойда.
11 -  Аккенбек попадает  в засаду.        11 - Аккенбек бежит в Эль-Колорадо.
11 – Отряд спасателей отправляется в путь.        11-12 октября - Отряд попадает в засаду.
12 - Поездка отряда Ван Паттена на ранчо Слокума /Мейсона.  13окт. - Ван Паттен едет на ранчо Ллойда.
13 - Ван Паттен попадает в засаду.           13 – Отход отряда на ранчо Слокума / Мейсона.
13 - Апачи преследуют Ван Паттена и уничтожают его
мексиканский обоз с карретас.      13 – Разгром обоза апачами.       14окт.  - Отряд Райнерсона.
15окт.  - Райнерсон достигает Эль Колорадо.      16окт. - Райнерсон достигает ранчо Ллойда.



 
1
Имя Викторио вызывало мысли об убийстве, предательстве и обмане среди его противников. Среди апачей, он считался хорошим человеком и героем. Викторио сделал то, что от него ожидали в те смутные годы. Он увел свой народ из голодной и убийственной  резервации в Сан-Карлос в 1877 году, вскоре после этого сдался в форте Вингейт, и ему было разрешено вернуться в Охо-Кальенте. Узнав, что его снова отправят в Сан-Карлос, он сбежал в резервацию  Мескалеро. Трагические и предательские  события и привели его к  последней фазе сопротивления, известной как «война Викторио».

2
Хэтч, Н.М., возник в начале 1880-х годов с приходом железной дороги. Он был назван в честь генерал-майора Бревета Эдварда Хэтча.

3
Нестор Гарсия был родственником братьев Лопес. Он был найден с пятнадцатью стрелами в  теле.

4
La Ceja Canyon - это, вероятно, название каньона, известного сегодня как Horse Canyon.

5
Юджин Ван Паттен, который, возможно, был связан с Джоном Баттерфилдом, приехал в Нью-Мексико из Рима, Нью-Йорк, чтобы работать на одной из станций Баттерфилдской дороги. Во время Гражданской войны был на стороне Конфедерации. Ван Паттен воевал с индейцами, принимал участие в задержании преступников, был важной фигурой в милиции Нью-Мексико и служил в качестве шерифа округа Донья-Ана. Ван Паттен, которого многие называют «Дон Эухенио», сыграл важную роль в создании поселка Тортугас. Юджин Ван Паттен - действительно человек, достойный дальнейшего изучения.

6
Прекрасная картина, посвященная поездке М. Л. Хики, была выполнена Альбертом Фонтаном-младшим. Она висит у входа в музей Гадсдена в Ла-Месилья.
7
Согласно «Вестям Месильи» от 18 октября 1879 года, один из членов каравана ехал впереди остальных, и находился в Месилье во время резни.
8
Савиньо было примерно сорок лет, он был старшим из пяти братьев Лопес. Говорят, что его нашли с  окровавленной флягой.


                Даниэль Д. АРАНДА

Родом из Лас-Крусес, по профессии пожарный. Он всегда был страстным любителем истории и с удовольствием участвовал в исторических исследованиях людей и событий в долине Месилья. Его более широкие интересы включают различные индейские племена, и их лидеров. Он делится с писателями и историками своим глубоким знанием апачей, и их войны. Он также провел исследование ранних семей, которые поселились в округе Донья- Ана. Его статьи появились в нескольких западных периодических изданиях. Он является членом «The Westerners», Совета по военному прошлому Америки, а также «The Order of the Indian Wars» и, конечно же, Исторического общества округа Донья-Ана.