Встреча с пифагором

Волдочинский
ПРИМЕЧАТЕЛЬНАЯ КАРТИНА
Если в Острогожском историко-художественном музее имени И.Н. Крамского подняться на второй этаж и пройти в галерею, то в центре стены, противоположной окнам, нельзя не заметить сравнительно большого размера картину. На ней, судя по одеяниям, люди эпохи Древней Греции. Их взоры обращены на восходящее солнце, в руках у них музыкальные инструменты и, в частности, знакомая всем арфа. Внизу справа читаем: «Бронников Федор Андреевич (1827 - 1902). "Гимн пифагорейцев восходящему солнцу".
Что же кроется за этой надписью? Чем примечательна картина?
Автор картины Федор Андреевич Бронников родился 17 сентября 1827 года (по старому стилю) в городе Шадринске Пермской губернии в семье иконописца. Первоначальное образование получил в семье отца. С 1843 по 1847 годы работал в граверной мастерской в Петербурге. Учился в Академии художеств с 1847 по 1853 год у профессора А.Ф. Маркова.
В 1854 году был отправлен пенсионером Академии в Италию. Надо сказать, что в данном случае слово "пенсионер", конечно, никак не вяжется с возрастом 27-летнего Федора Бронникова, и означает лишь то, что за успехи в учебе он был поощрен золотой медалью, а та, в свою очередь, дала ему право на шестилетнее пребывание за границей за счет Академии художеств. Большая золотая медаль художнику была вручена за картину "Пресвятая Дева всех скорбящих" в 1853 году после малой золотой за "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне" (1851 год) и малой серебряной медали - за "Возвращение Одиссея к семейному очагу" (1847 год). В Италии Бронников провел всю жизнь, в Россию приезжая периодически. В 1863 году ему было присвоено звание профессора исторической живописи за картину "Гораций читает свои сатиры Меценату", а в 1870 году Академия художеств удостаивает его медали имени Лебрен за экспрессию в картине "Бедное семейство, изгоняемое с квартиры". В 1894 году Ф.А. Бронников избирается действительным членом Академии художеств.
Он состоял в товариществе передвижных художественных выставок (с 1874 года), участвовал в выставках Академии художеств, Московского общества любителей художеств, международных выставках. Его связывали дружеские отношения с И.Н. Крамским и А.П. Боголюбовым. Далекий от передовых демократических идей своего времени А.Ф. Бронников пользовался, тем не менее, огромной популярностью, прежде всего благодаря выдающемуся живописному мастерству.
Умер художник в Риме 13 сентября 1902 года.
Его работы находятся во многих собраниях России: Государственной Третьяковской галерее (8 работ), Государственном Русском музее (12 работ), Саратовском Государственном художественном музее им. А.Н. Радищева (более 150 работ), художественных музеях Рязани, Калинина, в собраниях ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Казахстан, Венгрия, Великобритания, Италия, Дания, Франция, США).
Замысел "Гимна пифагорейцев восходящему солнцу" у А.Ф. Бронникова возник в 1868 году. Будучи чрезвычайно практичным человеком, художник предпочитал работать над крупными произведениями при наличии прямого заказа. Такой заказ на "Пифагорейцев" он стремился получить в Академии, но ему было отказано, тогда он обратился к Павлу Третьякову, и заказ был сделан.
Ф.А. Бронников начал работу с эскиза, разработав в нем основную композиционную схему и цветовые отношения, предварительно выполнив несколько композиционных рисунков. Эти эскизы, как правило, быстрые по времени, небольшие по размеру писались маслом на бумаге жесткими кистями без тщательной обработки деталей. Если первый эскиз не удовлетворял художника, то работа продолжалась.
Затем шла проработка отдельных фрагментов композиции: при этом Бронников часто прибегал к своему творческому архиву, используя имеющиеся у него этюды, наброски. Следующим этапом была работа с опытными натурщиками, а завершалось все тщательной отработкой деталей в рисунке, в частности драпировки. Особую серию составляли пейзажные и интерьерные этюды, часто в размер большой картины. Большой эскиз Бронниковым выполнялся не всегда.
В Шадринском городском краеведческом музее хранится три первоначальных эскиза "Пифагорейцев". Все они раз в 20 меньше, чем картина из Острогожского музея. На одном из эскизов только группа пифагорейцев, плотно занят первый план, но не проработан пейзаж. Второй более близок к картине: появилась группа зрителей, найдено основное колористическое решение. Третий эскиз проработан тщательно в пейзаже, существенна перестановка в группах, но эскиз также далек от решения в картине. Время работы над этими эскизами - 1868-1869 годы.
В собрании того же Шадринского музея имеется один из этюдных рисунков к картине. Он двусторонний, сочетающий этапы работы над обнаженной натурой с последующей драпировкой. На одной стороне - "Обнаженный натурщик с поднятыми руками", на другой - "Две мужские фигуры в одеяниях"
Известен также пейзажный этюд 1869 г. из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, почти полностью перешедший в картину: "Пейзаж. Заход солнца".
"Гимн пифагорейцев", написанный по заказу П.М. Третьякова, появился на Академической выставке в 1873 г. На ней отбирались полотна для международной выставки в Вене. Академическую выставку посетил Ф.М. Достоевский, и свои впечатления описал в "Дневнике писателя". Статья так и называется "По поводу выставки". Есть в ней строки, посвященные рассматриваемой нами картине: "Вот, например, "Гимн пифагорейцев" Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая действительность". Попробуем понять, почему Достоевский посчитал "почти фантастическую" картину Бронникова не уступающей по значению картинам его коллег, рисующим "текущую действительность". Для этого углубимся в сюжет картины.
С ЧЕМ ПИФАГОР ОБРАЩАЛСЯ К СОЛНЦУ?
Пифагор, древнегреческий философ и математик, основал секту, которая была одновременно и философской школой, и политической партией. В основе учения секты - борьба за чистоту духа аристократии.
Пифагорейцы верили в бессмертие человека, именно они возродили в Древней Греции учение о переселении душ (анималистические обычаи), поклонение всему живому. Группировка была в оппозиции к официальной религии. Единственным подлинным божеством, которому поклонялись пифагорейцы, и выделяли его из сонма богов, был бог Солнца - Гелиос, в честь которого устраивались ежедневные утренние церемонии - встречи восходящего солнца, сопровождавшиеся песнопениями.
Пифагорейцы делились на "акусматиков" и "математиков". В основе всего пифагорейского мировоззрения стояло учение о цифрах. Но число в толковании Пифагора не являлось абстрактным количеством, а, напротив, передавало качество всех вещей в мире. Его считали источником мировой гармонии. Геометрия, музыка, архитектура, астрономия, устройство вселенной и человека - все, по мысли Пифагора, подчинено законам чисел.
Пифагорейцы занимались познанием и музыкальной структуры космоса, связывая ее также с числом. Это, по их мнению, составляло гармонию сфер. По представлениям пифагорейцев, небесные тела, движущиеся в космосе, через определенные гармонически упорядоченные интервалы издают звуки, которые постоянно воздействуют на нас, однако мы не воспринимаем их. Музыкально-числовая гармония пронизывает все мировое пространство (макрокосм), а также душу человека (микрокосм). Земная лира пифагорейцами мыслилась как точное подобие вселенной, а игра на ней как бы приобщала играющего к гармонии вселенной. Все это создавало в сознании человека фундамент общественности, идею величественного здания жизни.
Насколько важна была игра пифагорейцев при восходе солнца, спустя много веков объяснял Николай Рерих. Вот что писал он в книге "Живая этика": "Свет для звука является лучшим очистительным фильтром. Только одичание человечества может запереть звук в пыль темноты". Внимание Рериха к учению пифагорейцев не случайно. Ведь изучаемые им йоги развили музыкально-световую концепцию пифагореизма.
ОТКУДА "ПИФАГРОЕЙЦЫ" В ОСТРОГОЖСКЕ?
Теперь зададимся вопросом: как столь известная картина попала в Острогожск?
Работа, написанная по заказу П.М. Третьякова, и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Именно она выставлялась и в Вене в 1873 году, и в Париже в 1878 году, а вот для академической выставки 1870 года Бронников написал повторение этой картины. Вообще в 70-е годы интерес к произведениям Бронникова был большой, поэтому все повторения датированы именно этим периодом, но все они небольшие по размеру. Первое по времени повторение "Пифагорейцев" принадлежит Музею изобразительных искусств Казахстана. Скорее всего, именно эта работа выставлялась в академии в 1970 году на премию в 1000 рублей. Картина эта в полтора раза меньше той, которую мы видим в острогожском музее, а повторение из Рязанского областного художественного музея меньше втрое, к тому же оно не окончено. В литературе встречается сообщение о повторении, выполненном Бронниковым в 1874-75 г для господина Крахта из Нью-Йорка.
Острогожскому музею "Пифагорейцев" подарил Михаил Михайлович Мелентьев, врач от Бога, тонкий ценитель музыки, коллекционер произведений искусств. Родился Мелентьев в 1882 году в небогатой острогожской купеческой семье, в которой росло 8 детей. Желание получить образование привело Мелентьева сначала в Острогожскую гимназию, а потом на медицинский факультет Московского университета. С началом первой мировой войны он направляется на военную службу врачом в Кронштадтский военно-морской госпиталь, где и застает его февральская революция 1917 года. Событие, потрясшее Россию, обернулось для Мелентьева огромной личной трагедией: восставшие матросы расстреляли его любимую девушку. И до конца жизни он так и не создал семью. Его семьей становится взятый на воспитание в 1918 году 14-летний Володя Свитальский, у которого вскоре открылся талант художника-графика. 1931 год открывает новую черную полосу в жизни Мелентьева - Володя Свитальский попадает за участие в студенческом движении сначала в Бутырскую тюрьму, а затем на Соловки.
В 1933 году арестовывают самого Мелентьева по делу четырнадцати врачей (во главе с личным врачом М. Горького - Д.В. Никитиным). "Изменники родины", "троцкистско-бухаринские предатели", "от их подлой руки..." - такие эпитетами характеризовала "подельников" Мелентьева советская печать того времени. 7 месяцев Михаил Михайлович провел в Бутырке, потом был выслан в Медвежью Гору (Карелия, Беломорканал). Там занимал ряд высоких медицинских должностей. После Соловков к нему в Карелию приезжает Свитальский.
В 1936 году Мелентьев возвращается в Москву, а через год переживает еще одну жизненную трагедию: в Загорске Володя умирает.
В годы войны Мелентьев продолжает исполнять святой долг врача: в эвакуации в Чкалове (Оренбурге) заведует городской поликлиникой, а с 1943 года до конца войны возглавляет во Владимире обе городские больницы.
И в Тарусе, куда Михаил Михайлович после войны переезжает вместе с сестрой, он продолжает врачебную деятельность, даже выйдя на пенсию.
Свою коллекцию произведений искусства Мелентьев собирал в течение всей жизни. В ней были работы Альберта Бенуа, Поленова, Малявина, французский гобелен, выполненный по картинам Монсантье, бисерные вышивки старинных мастериц, стекло и фарфор знаменитых русских заводов, изысканная мебель красного дерева. Все это на склоне лет Михаил Михайлович решил передать в музей Острогожска. Среди этих ценнейших вещей были и работы Свитальского. С этой богатейшей коллекцией и попали в Острогожск "Пифагорейцы" Бронникова.
Вот так в истории одной картины переплелись Пифагор и Рерих, Третьяков и Достоевский, Древняя Греция и недавняя Россия, музыка и математика, философия и политика, войны и революции, жестокость и доброта.
Вглядитесь в светлые лица пифагрейцев, обращенные к солнцу. Может, и вам захочется приобщиться к гармонии вселенной и строить жизнь по ее великим законам, а не изобретать свои, неуклюжие, противоречивые и потому неисполняемые.