Познать время через пространство

Алекс Нефедов
Тема Любви - не застывшая в догматизме нот партитура, а сплошная импровизация...
...пишу книгу о событиях XVII века, погружаюсь в ауру той эпохи, размышляю о таинстве постижения Времени через Пространство. И прихожу к выводу, что есть два особенных способа... Если они вас интересуют - советую прочитать до конца. Считайте, что это бесплатный мастер-класс в честь Рождества.
...Очень, преочень давно, без малого полвека назад, родители свозили меня на Бородинское поле. Сначала, правда, мама сводила меня в Бородинскую панораму (заглянули мы тогда и в избу, где проходил легендарный совет в Филях), а уж потом, тёплым летним днём, отец, чутко заметивший мой интерес к Теме, сел за руль своего новенького белоснежного "жигулёнка" и мы покатили по Минскому шоссе. На этом месте повествования я споткнулся, ибо... Ибо отчётливо вспыли в моёй памяти эти безмятежные дни, всплыл и год событий - 1975. Мне 13 лет...
К тому моменту я начал довольно успешно "бороться" с тяжёлым толстовским слогом, с его "Войной и мiром". На самом деле роман именно так называется. Ведь речь идёт в нём действительно о войне, точнее - наполеоновских войнах (сначала был Аустерлиц, Тильзитский мир, а уж потом, спустя семь лет Бородино и пожар Первопрестольной). А между войнами и во время них речь идёт совсем не о мире, в смысле жизни между сражениями, а о Мироздании и Человеке в центре/вокруг него - вокруг и внутри Мiра. Одни беседы/размышления Болконского с дубом чего стоят!
На Бородинском поле отец, вот ведь молодец какой (но это я понял и оценил спустя много-много лет) первым делом показал мне памятный знак, гласящий, что здесь бывал Лев Толстой во время работы над своим знаменитым романом...
... Когда волей судеб я стал впоследствии вполне себе успешным журналистом со склонностью к посредственному/сомнительному литературному труду, то понял, как важно ощутить дух времени, о котором пишешь. Первый шаг к этому пониманию приходит через журналистику, чрез подготовку репортажей с места событий. А уж потом... Даже такой титан слова, как Лев Николаевич, отдал дань этому приёму: приехал-таки на поле Бородинское, окунулся, пусть спустя почти полвека, в ауру тех событий. Хотя ему-то проще было - он пороха понюхал сполна во время Крымской войны и его "Севастопольские рассказы" - яркое тому подтверждение. Так что первый верный способ окунуться в прошлое, почувствовать эпоху, которая тебя интересует - побывать там, где реально происходили исторические события.
Второй способ... Это дано понять и почувствовать не всякому. Ты сидишь за могучим дубовым столом под сводчатым потолком архива. Полумрак. Запах старинной бумаги, орешковых чернил и кожаных переплётов обостряет твоё воображение. Ты весь в ожидании. В принципе, ты знаешь, что сейчас, очень очень скоро произойдёт... Это мне всегда напоминает то предвкушение, которое ощущаешь в ожидании женщины, отправившейся в ванную комнату. Через несколько минут она появится и между вами произойдёт то, что уже не раз бывало и в её, и в твоей жизни. Но ведь будет и что-то особенное, ведь тема Любви - не застывшая в догматизме нот партитура, а сплошная импровизация...Так и со старинной книгой или папкой с пожелтевшей ломкой бумагой документов. Сначала между страницами книги, которую не открывали лет двести, ты находишь невесть как затесавшегося таракана, иссохшего и превращающегося в коричнево-янтарную пыль при первой же брезгливой попытке сковырнуть его ногтем. Затем натыкаешься на пятирублёвую ассигнацию екатерининской эпохи, "заныканную" , а затем забытую чиновником-взяточником и побеждаешь в себе искушение присвоить себе этот ценный и явно неучтённый архивистами подлинный артефакт. А уж потом, вчитавшись в книгу, весь тираж которой был сожжён в 1798 году ( а эту чудом сохранили братья-масоны) или листы реляций, докладов, донесений и рапортов, памяток и меморий ранее засекреченных жандармскими блюстителями , испытываешь неповторимый оргазм открытия. Ты, именно ты, и только ты!!! - мелкий и жалкий человечишка, журналистик-щелкопёр и литератор-неудачник, становишься вдруг открывателем факта, который до тебя проглядели/недоглядели Карамзин, Соловьёв, Костомаров с Ключевским, Макогоненко с самой Милицей (Милицей Васильевной Нечкиной!), Тихомиров с Тарле или Панченко с Западовым! Это ни с чем не сравнимое ощущение - открытие! Но даже если ты и не нашёл ничего нового в полученных на несколько часов в свои руки для изучения книг или документов, то само ментальное общение с ними - это уже проникновение в другие эпохи. Это ушедшее в небытие Время, на которое ещё есть шанс взглянуть во след...
И сегодня я совершил такое путешествие во времени... Продолжение следует.