Скорбь - это свет

Мирослава Дорофеева
Сказка «Про то, когда мы теряем близких».
Сказка «Скорбь».
         На сцене: Комната, камин, на полке над камином куклы ручной работы в образе Ангелов, девушка, привязанная к стулу скотчем, обета в свадебное платье. Красивый мужчина – маньяк, который убил девять невест, а десятой рассказывает, что его с подвигло на такие подвиги и рассуждает о скорби, как таковой.
   Скорбь, что такое скорбь по своей сути? Скорбь – это память о тех, кто жил рядом с нами и умер. Умер или ушел от нас, и мы остались одни. Критерий скорби - это одиночество. А сама скорбь - память, воспоминания, грусть и боль. Оставшись одни, мы скорбим, терзая себя и свое сознание. Скорбь нас засасывает, как трясина в болото. Не успеешь опомниться, как не будет возврата из тьмы, из беспамятства. Скорбь людей загоняет в рамки безумия. Безумие - это тишина. Тишина, которая режет слух и уничтожает рассудок. Тишина звенящая, сжимает мышцы тела в комок или напрягает и струной звенит в сознании и в теле. Осознание тишины - это мука, боль, боль, через боль очищается душа.
   Я был в трясине и слышал тишину. Я остался жить, хотя мечтал сдохнуть, мне руку спасения подал «Ангел скорби». Он стал светом, настоящим белым светом. В тень которого попадая, любой предмет становится видимым и отбрасывает тень. Не видимо то, что пропускает через себя свет.
   Я понял, что скорбь – это свет. Скорбь — это просветление, которое пришло после долгих мук, страданий и боли. Скорбь надо беречь, относится к ней, как к драгоценности и не позволять никому прикасаться к ее чистоте.  Живые люди выставляют на посмешище, тех о ком скорбят. Оскверняя память усопших своими грязными помыслами, желая, чтобы они, ставшие Ангелами, вернулись к ним, живыми и были рядом с ними. Зачем они зовут их в тлен, в разложение, ведь со всеми живыми именно и происходят процессы изменения. Душа рождается в теле, она не может выбрать тело и место рождения – это предопределено. Родившие эту душу – родители, уничтожают, святую кроху, своими помыслами грязными и похотью. Душа не расцветает, как должно происходить по плану творения Бога, а покрывается коррозией, медленно гниет, тлеет, а у плоти, у тела нет выбора, оно растет, болеет, чахнет, стареет и умирает. Собрав вокруг себя тот тлен, что называется родственниками, близкими, друзьями и врагами, что называется одним словом – людьми, которые своей печалью провожают тело, лежащие на смертном одре.
    Душа ликует, освобождается от тела, а скорбь земных людей о теле, заставляет душу 40 дней, метаться между телом, землей, бытием, небом и истиной. Последние кощунство, которое придумали люди, заботясь о своем бренном, материальном, они тело хоронят в землю и только единицы осознают не надо привязываться к тленному, завещают себя кремировать. Потому и чисто - свят иудаизм, что в его погребальном ритуале, кульминацией является сжигание тела. Поэтому йоги с их медитацией ближе всех мыслящих созданий к истине, к Богу, к задуманному Творцом плану бытия человека.
Думаешь, я совершил надругательство, убийство, грех, мерзкий поступок? Ярослава ты так думаешь?
- Нет, - я вздрогнула от его окрика. - Нет, я не думаю о смерти как о наказании. Я, всегда считала, смерть избавлением от тягот земного существования.
    Мораль сей сказки такова: Люди должны вернуться к обряду тризны.
Описание обряда тризны. Ссылка на интернет ресурс: slavyanskieoberegi.ru
В первую очередь, тризна проводилась для того, чтобы защитить живых от посягательств тёмных сил. В этом есть свой смысл, особенно, если учитывать, что во время утраты близкого человека, люди становятся эмоционально очень уязвимыми. И для того, чтобы бесам не удалось захватить господство над душами людей, необходимо было провести Тризну. Тем более, эта совокупность ритуалов облегчала душе переход в иной мир. В современном языке слово тризна трактуется, как синоним поминальных застолий.

Помимо поминальных застолий, в число ритуалов Тризны входило: процесс омовения тела усопшего, его одевание в парадную одежду, ритуальное бдение, и в дальнейшем уже сожжение тела. Сжигали кстати тело на особом помосте, который называли крадом. Затем устраивались игрища и разные состязания, чтобы почтить память ушедшего и развеселить остальных. Подобные традиции существовали и у других народов, например, у греков.

Мы уже вдоволь поговорили о Тризне, о том, как приблизительно она могла проводиться, и откуда собственно и берёт начало этот праздник. Но давайте, теперь взглянем на похоронные процессии древних славян, с другой стороны. Задумаемся, почему всё же тела усопших сжигали и какой сакральный смысл вкладывали в это действо наши предки.

Огонь в жизни наших предков занимал главное место. Древние славяне были огнепоклонниками. Огонь был животворящей и созидательной энергией, очищающей душу от всякой скверны. Все ритуалы, все поклонения богам в разных храмах не проходили без огня. Для древних славян вселенная была создана в кузнице Праотца Сварога, а в кузнице у нас что? Правильно — огонь. Первые боги появились от искр — это тоже огонь. Всё, что окружало в старину славян, всё было проявлением первозданной стихии. Даже любовь для наших предков была проявлением огня. Однако, огонь мог быть разным в их понимании: и согревающим, с обжигающим, и ласковым, и свирепым. Стихия была дуалистичной в представлении славян. Она могла созидать, но и разрушать, однако тоже могла. Смерть человека, трактовалась, не как окончание самой жизни, а как переход души в иное измерение. Поэтому, для того, чтоб помочь душе покинуть обитель смертного мира, тело сжигали. Костёр разводили просто огромным, так, как в старину славяне верили, что по огненному столпу, что устремлялся в небо, душа уходила в иной мир. Тем более, огонь служил не только своего рода телепортом между мирами, но и как очиститель. Душа должна была избавиться от грехов, сотворённой смертной плотью, с помощью священного пламени. Без этого, душа не могла бы перейти в загробный мир, так как оказалась бы просто недостойна этого. После сожжения тела, прах развевался по ветру, это символизировало возвращения плоти к плоти, так, как тело человека — это часть мира Яви, а душа принадлежит небесной материи.

В похоронных ритуалах древних славян важным атрибутом так же служила лодка, или ладья. По преданию, для того, чтобы оказаться в мире мёртвых, душе предстояло переплыть речку Смородину. После этого, душа усопшего оказывалась в том месте, которое было ей уготовано. По некоторым верованиям, душа пересекала реку проходя по Калиновому мосту. Но всё же некоторые славянские племена сжигали своих усопших в лодках. Но, всё это может показаться читателю недоказанным. Автор попытается привести исторические сводки, и описание погребальных ритуалов у славян, которые были запечатлены иностранными путешественниками и учёными, в своих трудах.

У древних славян ещё в восьмом веке существовал обычай, когда при сожжении на костре тела мужчины, его жена по своей воли принимала смерть, чтобы быть сожжённой вместе со своим мужем. Этот обычай основывался на том веровании, согласно которому, женщина могла вступить в так называемый языческий рай, только вместе с мужем. Подобный поступок вызывал у всех одобрение и уважение. Подобный ритуал был широко распространён у балтийских славян, а также у северо-западных народов.

Масуди, арабский автор, который жил в десятом веке, пишет о том, что на Руси, у словенов и сербов было принято сжигать своих усопших, а вот дунайские болгары, по его описанию могли по своему усмотрению и сжечь, и похоронить тело в землю. Лев Диакон из Византии, описывает как воины князя Святослава сожгли тела своих павших соратников. Существует исторические свидетельства подобного ритуала в Польше во времена правления князя Мечислава. Согласно «Повести временных лет», племена кривичей, северян и радимичей, ещё в десятом веке сжигали своих покойников, тогда, как племена древлян и полян хоронили.

Подобные исторические сводки позволяют утверждать, что всё же исконные славяне сжигали тела усопших. После сожжения, останки обычно хоронились в неглубоких могилках. С началом великого расселения славянских народов, которое датируется шестым веком, появились и многочисленные различия в погребальных ритуалах. Например, в центральной части славянских земель стала практиковаться особенность захоронения останков в курганах. Они представляли собой единое пространство, где хоронили всех, просто для каждого усопшего вырывалась отдельная ямка. В юго-восточной части Славии курганное захоронение не прижилось, но зато там распространился обычай просто хоронить не сожжённые тела в земле. По мнению исследователей, подобное сочетание столь разных способов захоронения уходит своими корнями в римскую эпоху, и заимствован он из верований иранских народов. Симбиоз культур происходил на рубеже второго и четвёртого века, на территории Северного Причерноморья. В этом нет ничего странного, так, как когда две культуры существуют рядом с друг — другом, то невозможно избежать взаимодействия языков, культуры, традиций и религиозных представлений. Так, например, приставка «бог» перешла к славянам, от иранских народов. Отсюда и появились Стрибог, Даждьбог. Таким образом судить о том, что традиция захоронения мертвых у славян является результатом христианского влияния в корне ошибочна, так, как этот ритуал существовал задолго до прихода православия на землю славян. Постепенно обряд сожжения усопших сошёл на нет. Данное действо датируется одиннадцатым веком, и здесь конечно уже не обошлось без вмешательства новой религии — христианства.

Ибн-Доста, арабский автор, живший в девятом веке, писал в своей работе «Книга драгоценных драгоценностей», что у славян было принято сжигать тела усопших. А вот при описании ритуала захоронения у русских, данный автор описывает, что когда умирал зажиточный русский, то, его хоронили его в могиле похожей на дом. Туда вместе с телом хоронили одежду, драгоценности и другие ценности. Так же в могилу укладывались припасы с едой, и напитки. Вместе с усопшим данной могиле располагалась и жена усопшего, будучи ещё живой. Могилу закрывали, и женщина умирала в заточении. Данный автор, так же подчёркивает, что подобное явление было основано на добровольном решении самих жён.

Весьма интересное описание о ритуале погребения у русов, даёт нам арабский путешественник, Ахмед Ибн — Фадлан. Он побывал на побережье реки Волги. Данное действо датируется приблизительно 921 годом (возможна неточность в один год). Во время своего путешествия Фадлан познакомился с русскими купцами, при этом он стал свидетелем похорон. Автор уточняет, что описанные им похороны принадлежали зажиточному и весьма богатому человеку. Похороны богатых отличались своей многоступенчатостью ритуалов, тогда как, для похорон бедняка сколачивали лодку и просто сжигали тело в нём.

Похоронная процессия богатого человека начиналась следующим образом: для начала тело на десять дней укладывали в могилу с настилом. Туда же укладывали припасы с едой и хмельные напитки. В течение десяти дней происходило деление нажитого покойником богатства. Треть от имущества отходила к семье усопшего, на треть средств шили богатый, похоронный наряд, а остальная треть тратилась на изготовление хмельного напитка, которое использовалось для поминания умершего. В этот период сопутствующими элементами подготовки к похоронам, считались музыка, пьянство и сексуальная свобода.

Принадлежащим умершему рабыням и рабам задавали вопрос, кто из них был готов последовать вслед за своим господином. Обычно, на такое соглашались девушки. К добровольной жертве приставляли в услужение двоих девушек, которые должны были быть с ней повсюду. Арабский путешественник даже описывает, что эти девушки мыли жертве ноги своими руками. Перед погребальной церемонией жертва могла сполна насладиться всеми радостями жизни: петь, танцевать, есть и пить самое лучшее и предаваться плотским утехам.

Погребение руса, которое было описано Фадланом, скорее всего проводилось в походных условиях. Именно поэтому, его хоронили в его корабле, где был устроен шалаш. Сам корабль был вытащен из воды на землю и закреплён на своего рода помосте. Туда приводили разных животных: собак, петухов, лошадей и коров. Все они разделывались на две части, а их мясо бросалось в шалаш. Вокруг корабля свои шатры располагали ближайшие родственники умершего. В день похорон, выбранная в жертвы девушка, ходила от шатра к шатру, где каждый мужчина вступал с ней в половую связь. И делалось это якобы из любви и уважения к усопшему её господину. Затем девушку три раза поднимали за ноги эти же мужчины, и она произносила ритуальные фразы, где она рассказывала о том, как видела своих отца и мать, своего господина в великолепном саду, который звал её к себе. Затем девушке давали выпить два кубка с хмельными напитками. Испивая первый кубок, жертва прощалась со своими подругами, а второй кубок служил скорее прощанием с жизнью, так, как после его распития девушку увели в шалаш шесть мужчин. Всё процессию возглавляла старуха, которую именовали ангелом смерти. Снаружи оставшиеся мужчины начинали бить в свои щиты, чтобы никто не слышал вопли убиваемой девушки. Внутри шалаша сначала происходило половое сношение всех шести мужчин с жертвой, а затем её уложили рядом с телом её господина. Двое мужчин держали её руки, двое мужчин ноги, а остальным в руки старуха давала верёвку, которой они душили девушку, в то время, пока старуха тыкала ножом под рёбра жертвы. После сам корабль был сожжен, а на его месте затем был сооружён своего рода холм, где был поставлен деревянный памятник, в виде столба, и на нём написали имя умершего.

Конечно, вышеописанный сюжет из рассказа арабского путешественника относится уже к началу десятого века, но всё же это то же часть нашей культуры и истории. Оно показывает, как за несколько веков изменились ритуалы и представления о погребальных церемониях у древних славян. Что-то может показаться читателю очень пугающим и просто ужасным, но не стоит забывать о том, что каждое действие было свойственно своей эпохе, а у каждой эпохи своё мышления и представление. Во всяком случае, смерть не была чем-то пугающим для наших предков. Песни, танцы, распитие хмельных напитков и свободные половые сношения указывают совершенно на обратную реакцию. Ни в одной доподлинно известной исторической сводке не упоминается о ритуале плача над усопшим. Это пришло уже с христианством.