Был ли взят татарами Клин в 1408 году?

Томилин Михаил Леонидович
         Михаил Леонидович Томилин г. Клин               
         
О нашествии Едигея 1408 года в русские летописи о городе Клин говорят по разному, приведем, как пример несколько источников, так в Новгородской летописи старшего и младшего изводов написано: «В лето 6916 [1408]. Прииха в Новъгород князь Костянтин Дмитриевич от брата своего от великого князя Василья на наместьничьство. Поби владыка Иоанн святыи Софеи свинцом, а маковицю болшюю златоверху устрои. Тои же зимы прииде Едегии, тесть Шадебега цесаря татарьскаго, ратью со многою силою к Москве, месяца ноября в 23 день, и стоя под Москвою сам цесарь, а вои свои роспусти на Рускую землю. И взяша город Переяславль, Ростов, Нижнии Новъгород, Серпохов, и много христиан посекоша, а иных в полон сведоша, и воеваша и до Клина, до тферьскаго рубежа.» То есть татары воевали русскую землю до Клина Тверского рубежа
     Симеоновская летопись - летопись конца XV века, открыта А. А. Шахматовым и названа им так по имени одного из владельцев рукописи — книжного редактора XVII века Никофора Симеонова. Охватывает период с 1177 по 1493 годы. Установлено имя писаря — дьяка Иосифо-Волоколамского монастыря Дмитрия Лапшина, а Иосифо - Волоцкий монастырь находится недалеко от Клина, что интересно для нас. В Симеоновской летописи есть «Сказание о Едигее», которое, как считается представляет собой сделанную около 1413 году тверскую переработку текста Троицкой летописи. Оно является публицистическим памятником, в которой было сказано: «В Тверском княжестве взяли Клинскую волость, что приписана к церкви святого Спаса, и убили множество людей, а других увели в плен.» Чётко о взятии Клина не говорится, говорится о взятии Клинской волости, что приписана к церкви святого Спаса, скорее всего это церковные земли на Клинской земле по Волге, если предположить, что Клинское удельное княжество состояло из волостей, а одна из них принадлежала тверскому епископу. Да и можно ли доверять публицистике?
      По мнению доктора исторических наук В. А. Кучкина  об издании Рогожского летописца в  докладе на международной конференции «Комплексный подход к изучению Древней Руси»:« Рогожский летописец древнерусский летописный свод 15 века Открыт в конце 19 века (по другим данным в 1906 году) в собрании рукописей Рогожского кладбища в Москве…. Он составлен путём соединения материалов из сводов разного происхождения и политической ориентации. Охватывает события от расселения славян до 1412…., а его четвертая часть (с 1375 по 1412) содержит ряд уникальных сведений, особенно за 14 век, не подвергшихся промосковской обработке и освещающих политическое развитие русских земель с точки зрения тверских летописцев». О набегах отрядов Едегея на Тверское княжество в Рогожском летописце сказано следующее: «Оттоле (от Нижнего Новгорода) окаянные спроядцы поидоша к Городку и город взяша огнем пожгоша весь, монастыри и святыя церкви огнем пожгоша…… и поидоше от Гордца в верх по Волзе, воюючи обе страны и быша в Белгородии…».  О Клине вообще ничего не сказано. Но если был татарский отряд шедший от Нижнего Новгорода в верх по Волге, упоминается  Белый городок, и разоряли земли с обоих сторон Волги то это вполне могут быть церковные земли по Волге в Клинской волости Клинского удела.
 
Отрывок из Рогожского летописца
   Что произошло в 1408 году. Великий князь Тверской Иван Михайлович – правнук князя Михаила Тверского продолжил борьбу за единство Тверского княжества, за подчинение удельных князей своей единоличной власти.
    В октябре 1408 года совершил очередной поход на Кашин, центр одноимённого княжества, посадив в городе своего наместника. Обычно вмешивавшееся в дела своего северного соседа великое княжество Московское не смогло помочь кашинскому князю Ивану Борисовичу из-за только что закончившейся войны с Литвой и обострения ситуации с Ордой. Кашинский князь Иван Борисович после похода великого князя тверского Ивана Михайловича был заточён в темницу, и своеволие Кашинского удела закончилось. В том же 1408 году великий князь Московский Василий I Дмитриевич, сын князя Дмитрия Донского заключил мир с великим князем литовским Витовтом после первого стояния на реке Угре (оно было против Литвы). Литовские войска выступили в поход на Москву, но на границе государств — реке Угре их встретили московские войска. До сражения дело не дошло, а князья заключили Угорский договор 1408 года, который установил границу между двумя великими княжествами в верховьях реки Оки по рекам Угра, Рёсса, Брынь. Левый приток Оки - река Угра бассейна реки Волги, которая ассоциируется со словами «угроза, угрожающая». Действительно, не допускала сражений на своих берегах.
 В своей книге «Княжество Тверское 1247—1485 годов», изданной в Твери в 1994 году, немецкий историк Эккехард Клюг отмечает: «Едигей напал на Москву, потому что Василий Дмитриевич приютил у себя сыновей Тохтамыша, личных заклятых врагов сильного человека. Помимо этого Едигей обвинил московского великого князя в дурном обращении с татарскими послами». Правда, неизвестно, каких именно детей приютил князь Василий. У Тохтамыша их было 13 от разных жён и наложниц. Скорее всего, это стало предлогом для начала восстановления Едигеем власти Орды над Русью, так как после ордынской смуты русские князья перестали платить дань. По мнению исследователя Константина Шульгина, в 1382 году Тохтамыш не воевал против князя Дмитрия Ивановича Донского, а помогал ему подавить мятеж литовца, самозванца Остея. В 1407 году великий князь Московский Василий I Дмитриевич, дав убежище у себя детям Тохтамыша, показал продолжение дружеских, доверительных отношений князя Дмитрия и хана Тохтамыша. Едигей служил темником, что равнозначно русскому наименованию воинского звания тумэнбаши в Орде. Слово «темник» произошло от русского слова «тьма», то есть десять тысяч. Известно, что Едигей службу начал в войсках Тимура, женатого на его сестре. После победы Тимура над Тохтамышем Едигей в 1407 году, а по другим источникам в 1405 году убил Тохтамыша и практически узурпировал власть в Орде, назначая угодных ему ханов и став новым Мамаем. Дети Тохтамыша оставались законными наследниками, а потому и стали кровными врагами Едигея.
 1 декабре 1408 года Едигей вторгся в Московское великое княжество и подступил к Москве. Василий I для сохранения рода и стабильности в княжестве ушёл в Кострому, поручив защиту столицы дяде Владимиру Андреевичу Храброму. Едигей сразу отправил послов к великому тверскому князю Ивану Михайловичу с требованием «быти у Москвы часа того с всею ратью тверскою, и с пушками, и с тюфяки, и с самострелы и с всеми сосуды градобииными...» Но тверской князь не подчинился требованию Едигея. «Князь же Иван, - отмечал историк Эккехард Клюге, - не хотя сего сотворити, ни изменити крестнаго целованиа и давнаго мира и любви съ великым князем, но сице умысли: с Твери поиде без рати, не в мнозе дружине, и не доехав Москвы възвратися пакы с Клина на Тверь. И таковым коварством перемудрова: ни Едегея разгнева, ни князю великому погруби, обоим обоего избежа. Се же створи уменски паче же истински».
   Великий Тверской князь Иван Михайлович мог бы во пользоваться ситуацией в свою пользу, но понимал, что если Едигей разгромит Москву, то он останется один на один против коварного Едигея, а сила и слава его как полководца ему была известна.В 1399 году, когда Иван стал великим князем Тверским, произошла битва на реке Ворскле, которая считается одним из крупнейших сражений XIV века в Восточной Европе. Тогда 12 августа 1399 года между объединёнными войскоми Великого княжества Литовского, его русскими, польскими и немецкими союзниками под командованием князя Витовта, с одной стороны, и войсками Золотой Орды с другой. Татарами командовали хан Тимур Кутлуга и эмир Едигей, битва завершилось полной победой татарского войска и разгромом литовского.
    Неподчинение князя Ивана Михайловича Едигею не понравились, и он направил отряды на Тверь из Москвы и из под Нижнего Новгорода. Клин в то время являлся южным пограничным укреплением великого княжества Тверского. Поэтому первым отражал нападение отряда, посланного Едыгеем из Москвы, и дал время Твери подготовиться к отражению татарского набега. Но тверичи прозевали другой отряд татар, шедший от Нижнего Новгорода и прошедший вдоль Волги и захвативший города Городок, Городец И Белгородок и одну из Клинских волостей принадлежащих Тверскому епископу Однако очередная распря в Орде вынудила Едигея уйти и от Москвы, и отказаться от нападения на Тверь, в том числе и из-за наличия у Твери сильной артиллерии.
     Возникает закономерный вопрос почему тверской князь Иван Михайлович без рати, доехал именно до Клина и вернулся в Тверь?
Считается, что 23 августа 1382 при обороне Москвы от Тохтамыша впервые в России была применена артиллерия. В «Софийском временнике» имеется сообщение, что русские применяли огнестрельное оружие: «тюфяки, пущаще в них... а иные великими пушками». А что в Твери?  В статье Владислава Толстова "Первые: Как тверские русскую артиллерию создавали» говорится о обнаруженной в 1938 году в запасниках Калининского областного музея старинной мортире (которую к сожалению похитили фашисты в 1941 году). Выяснилось, что изделие было изготовлено, скорее всего, в XV веке.  Мортиру нашли в усадьбе ржевских помещиков Лавыревых, они подарили ее музею. «Тверская мортира один из древнейших образцов русского артиллерийского оружия! Толстов отмечает, что: «Тверская мортира.. хотя внешне достаточно грубая и необработанная, швы пригнаны настолько плотно, что их не различить невооруженным глазом. Да что там говорить – согласно классификации, разработанной немецкими историками оружия Якобсом и Келлером, тверская мортира входит в пятерку наиболее качественно изготовленных средневековых «стволов». Автор совершенно справедливо ставит вопрос - Почему именно Тверское княжество стало центром пушечного ремесла на Руси? И отвечает: «На эту тему есть разные версии. Скорее всего, в Тверь, которая меньше всех пострадала от татарского нашествия, стали съезжаться ремесленники, которые со временем и наладили производство собственной артиллерии. О высоком уровне кузнечно-литейного ремесла в Твери в XV столетии говорят и археологические находки на территории бывшего Тверского кремля, и письменные источники. Сохранились даже упоминания о том, как в мирные дни по велению князя тверские пушкари проводили своеобразные «стендовые испытания» – строили ледяные стенки и на потеху горожанам разносили их огнем из мортир в осколки. Тверь стала центром пушечных ремесел.»
 
И обратите внимание, что после того как в Тверском княжестве была создана лучшая на Руси артиллерия нападения на Тверь прекратились, за исключением похода Ивана Третьего в 1485 году, когда московская артиллерия стала превосходить Тверскую по количеству и качеству. Не в этом ли причина захвата Москвой Тверского княжества одним из последних.
 Теперь можно ответить на вопрос - почему тверской князь Иван Михайлович, доехал именно до Клина и вернулся в Тверь? Он привез в Клин для укрепления его обороны, пушки, тюфяки, и самострелы лучшие в то время на Руси. А не как требовал Едигей, обращаясь к князю Ивану Михайловичу: «..быти у Москвы часа того с всею ратью тверскою, и с пушками, и с тюфяки, и с самострелы и с всеми сосуды градобииными...», так как не мог взять Москву без тверской артиллерии. Поэтому Клин считаю не должен был взять татарский отряд шедший из Москвы (скорее всего шедший через Дмитров), что они могли сделать без артиллерии и против неё. Мы привыкли считать Клин маленькой крепостью 90 на 160 метров, но это не так, это был Клинский кремль, а сам город со стенами был намного больше.