Псков город воин

Томилин Михаил Леонидович
    Михаил Леонидович Томилин г. Клин      

               
   В октябре 2014 года после Новгорода решил поехать в Псков, чтобы познакомился с русской былью, древним городом. Поздняя осень, деревья скинули листву можно без помех рассмотреть здания, храмы. Взял карту города, литературу о нём, считаю, что первое знакомство должно быть без посредников и без чужих эмоций, с чистого листа и всю его историческую часть должен обойти пешком, осмотреть, прочувствовать.
   Утром, рано 9 октября 2014 года на рейсовом автобусе выехал из Новгорода дорога районная, местная «убита» напрочь, правда откосы окошены, везде вдоль дороги поля заброшены, фермы и колхозные постройки порушены, как в фильмах о войне. Какой оккупант прошёл?   В редких деревнях расположенных вдоль трассы новых домов не видно, много заброшенных, как в Тверской области так и в Псковской, а в Московской «выращивают» только коттеджи. Деревни обезлюдели и вымерли, есть случаи заселения их мигрантами из Азии, Кавказа. Обидно, грустно и жалко, при Союзе каждый клочок земли был обработан, скошен, ухожен, не говоря о царской России.
Русь под корень подрубили. Да и погода соответствует, идёт беспросветный дождь. Но русские названия согревают Шумск, реки Медведь, Ситня, Кебь.  Указатели на Лугу, Порхов, деревни Лудонь, Комарино, Гмырино, Цапелька, Мараморочка, Ротный двор (рота – древнерусский до христианский закон, клятва) и другие. Храмов не видно, только выехав на региональную трассу, увидели Феофилову пустынь, от которой остался один храм, он весь в лесах, залиты и новые фундаменты. Пустынь восстанавливается. Обращает на себя внимание ухоженность леса, по крайней мере, не видно с дороги бурелома и валежника, как в Подмосковье.                Въехали в Псковскую область, землю легендарных кривичей (и Тверской землей они владели, кривич, от кривавый, то есть кровный) такие же поля, леса, просторы, но возникает чувство связи с предками, какое – то волнение.
  История сделала свой виток во времени, опять Псковская земля наш рубеж, форпост с Западом, как во времена царствования Иоанна Грозного. Не зря чувство близости к предкам возникает на краю русской земли, об этом написал замечательный русский поэт Игорь Северянин, правда ему пришлось жить по ту сторону границы в Эстонии, в стихотворении «Предгневье»: «..Родится русским слишком мало, им надо быть, им надо стать.» и бьющее в цель «Предвоскресье»: « Божьей волей воскресала снова, как весна, как солнце, как Христос. »  Вся история Пскова это военная история. Псков в XVI веке по размерам и красоте сравнивали с Римом и Парижем.
    В девять утра был в Пскове. Бросил вещи в гостиницу и бродил по городу до шести вечера, весь день шёл дождь, кроме центра ливнёвка на улицах не справляются, широкие улицы города залиты водой тротуары тоже, вода и грязь, можно идти только по бордюрам и по газонам.
    Познакомился с городом, несмотря на дождь, захватил сразу, своим духом – духом воина, первым принимавшим многочисленных врагов, его кремлём и чудесными храмами. Внешний вид храмов понравился, своей неповторимостью, развёрнутостью к человеку, уютностью. Храмы состоят из множества, разно уровневых пристроек (появлялись с течением времени и знаменовали собой какие – то важные события в жизни горожан, концов города, именитых людей), то есть каждый пристроенный алтарь храма – событие, а храм летопись, история в камне.  А всё вместе смотрится гармонично, красиво как – то, по домашнему, храмы одновременно крепкие, мощные поставленные на века. Отличительной чертой псковских храмов является узор мережка, или псковский узор бегунец или поребрик . Понял, почему ценились псковские строители, и почему их приглашали строить храмы в московском кремле. Они чувствовали пространство здания, объём, гармонию его с человеком. Псковские храмы – русское чудо. По пути к кремлю зашёл в храм XIV века Василия на горке. С наружи большой, напоминает новгородские, но внутри своды, (в новгородских периода республики, потолки ровные, низкие, но подклети для хранения барахла, товара огромные) столпы, но всё равно места мало. Вместо, привычных нам колоколен – звонницы, но если стать у храма со звонницей строго с западной стороны, то вход в храм напоминает русскую печь, а в древности на Руси существовал обряд «Перепекания». К нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита и прочих недугов. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. «Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя. При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания», младенца предварительно обмазывали ржаным тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня». Всем известен этот обряд в сказках о Бабе Яге. В храме тоже человек, как бы допекается. Но всё же колокольни особенно шатровые имеют больше торжественности и гармонируют с храмом.
   Но после присоединения Пскова к Москве появились среди псковских храмов московские разных веков (их много построили во время расцвета храмового строительства в России в XIX веке) в Пскове ко многим храмам псковского стиля пристроены храмы Московские XVII – XIX веков, Москва утверждалась, новоявленные храмы смотрятся как чужеродные тела, как костыли (так же и в Новгороде). В иконной лавке женщина сказала: «Из пятидесяти оставшихся храмов действует тридцать». Не смог не зайти в очень красивый храм Великомучиницы Анастасии Узорешительницы XV века, где есть копия Туринской плащаницы, как в Сретенском монастыре в Москве, но как говорят исцелений и чудес от неё нет, что заставляет о многом задуматься.
   Побывал у Поганкиных и Меньшиковых палат, у сказочного двора Познаева с интересным крыльцом со столпами в виде дынек, еще в 2003 году был в развалинах, сейчас в руках у частника, отреставрирован. В городе два памятника княгине Ольге, один из них псковичи зовут Ольга Зурабовна, не трудно догадаться почему.
   Поразил Псковский седой кремль, с огромным высотой 78 метров Троицким собором.  Кремль сложен из известняка, перси, (грудь, которой он встречал врага) кремлёвский захаб, всё дышит историей, древностью.  Кремль поменьше Новгородского, но солидней, строже. К кремлю примыкает Довмонтов город, названный в честь литовского князя Довмонта, который его и построил. Принял православие с именем Тимофея бил врагов, 33 года правил, выиграл восемь сражений.
   У западной стены, внутри кремля семи метровый раскоп в культурном слое, в свой второй приезд уже с экскурсией, от экскурсовода узнал, что по мнению археологов работающих в городе, Пскову более 2000 лет, но официально первое упоминание и рождение города признано в 903 году.  Кремль и Довмонтов город окружает Окольный город, в котором было более сорока башен.  На другой день обошёл весь окольный город по границам стен, которые правда сохранились не везде, во многих местах стена превратилась в небольшой каменно – земельный вал, залезал и ходил по ним, их не застраивают, но земли в центре нет и охранные зоны, как и везде в исторических городах уменьшаются. Есть и отреставрированные участки, даже приспособленные под магазинчики и кафе, был и у башен Гремячей, Михайловской, Петровской, Свинузской, Мстиславской, Волковой за Загряжским захабом, Покровской и других названных в основном по храмам находящимся рядом. Ворота в Окольном городе представляли собой захабы, каменные мешки упиравшиеся в башни, в которые как в ловушку попадали враги.
     По – моему, ритм жизни в Пскове бьет сильнее, чем в Новгороде. На другой день отправился в Поганкины палаты, в которых находится Псковский музей и картинная галерея. На здании памятная табличка посвящённая Савве Ямщикову большому русскому человеку, реставратору, много потрудившемуся на благо Пскова.  Он любил его, защищал его наследие, вернул святыню города икону Божьей Матери Псково – Покровскую увезённую немцами.  В 1974 году нашёл её в Германии в частной коллекции. 
     Музей беднее Новгорода, но не по экспонатам, новгородцы подсуетились и получили федеральный статус и билеты дешевле и средства есть. В псковском, имеющим региональный статус, бедненько и просто, фанерные стенды, потрёпанные паркетные полы, но достойно. Как говорил местный старец Николай: «Где просто, там ангелов со сто».  В музее много икон, целые залы это и «Спас не дрёманое око» и «Архангел Михаил воевода» и другие псковской школы, но выставленные в ряд, находящиеся вне храма, они в заточении. Смотрятся неправильно, в храмах и другое освещение и объёмы и высота   в иконостасе, а в музее различаешь мелкие детали, как у Заболотского «… и чем отчётливей детали предметов расположенных вокруг, тем необъятней делаются дали…», это верно для картин, а у икон обратная перспектива, ты как бы входишь в неё. Отсюда огромные глаза (как базедовы) у святых, изображения похожи на картины наивного искусства и много других несуразностей, наверное сделано специально. Иконы в музеях невыносимое зрелище. Как в Новгороде. Поразила митра игумена с пятиконечными звёздами, хотя в память о пяти кровоточащих ранах Христа. Интересное наблюдение мне рассказала женщина в художественном салоне о иконах псковской школы XIV – XVI веков, говорит, что определяет сразу на выставках: «Смотришь в глаза святых, в них какая – то смешинка, лукавинка». Думаю, каждый воспринимает, как душа раскрывается.
     Краеведческий музей хороший, Новгороду не уступает, но мне больше понравился музей археологии в Курске, об этом в другой раз. Это и фрагменты керамики X века с руническими знаками и бусы египетские, даже туалет XVII века в Паганкиных палатах. Сравнил оружие, русские бердыши, копья, вообще русское оружие в отличие от западного оружия (протозанов, алебард происходящих кстати от нашего бердыша, бер – медведь, дыш – дышло, палка, кол) имеет простые формы без всяких закорючек и загибов и «вычуров», им просто нужно бить врага. Увидел меч князя Довмонта 70 -80 сантиметров и двуручный меч князя Всеволода 100 – 110 сантиметров. Деньги времён республиканского Пскова – «псковки». Печати княжеского и республиканского Пскова, с изображениями князя с мечом и короной на голове и с барсом или животным похожим на него. В отличие от Новгорода псковский князь находился в кремле (что значит город воин), в месте называемом детинец, от дети – телохранители князя, а детинец означал особо охраняемое место князя и его семьи, узнал это из «Полного церковно славянского словаря». Это и поршни, обувь как чешки, но из кожи с верёвками, откуда и пошло выражение «шевели поршнями».
    Картинная галерея мне понравилась интересная, в коридоре перед входом стенд, посвящённый Фёдору Михайловичу Плюшкину и его сыну Сергею известным коллекционерам, собирателям, (прямо по Гоголю) без их коллекции многие картины, были бы просто утеряны и не было бы псковской галереи, в таком объёме. Понравились картины художников XX века Григорьева «Олонецкий дед», Васнецова «Малая вода», Поздеева «Из школы». Из картин XIX века незвестных художников «Читающие дети» и «Мальчик с букварём». Портрет великого князя Владимира Александровича художника Маковского, я бы назвал её умудрённая старость или аристократизм, портрет Строганова художника Вуаля Жана Луи, Тропинина портрет сына, который рисует и внимательно смотрит, назвал бы её внимание. Отметил для себя картины Сверчкова «На охоте», Семирадского «Грешница, Клодта «Деревенский пейзаж», Шишкина «Часовня в лесу», Саврасова «Ивы на берегу реки», Маковского «Пряха», Куликова «В крестьянской избе» и другие.
    Из картин западноевропейского искусства выделил бы Теодора Ромбатоса «Аллегория пяти чувств», Матеуса Ван Хельмута «Старики», неизвестного художника «Отцелюбие римлянки», дочь кормит грудью немощного отца, а её ребёнок вцепился ей в руку. Себостьяна Николе Фроста портрет прусского офицера, решительного и печального, Пьера Эжозефа Дедре портрет девушки, но зачем то с обнажённой грудью. Вообще картины западно – европейских художников на религиозные темы не понравились много телесности и наготы, за исключением Паоло Форинато «Воскрешение Лазаря». Купил каталог галереи, почему - то нет картин западно – европейских художников.
   Псков притягивает думаю приеду к нему в гости ещё не один раз.