Рокировка в длинную сторону

Косолапов Сергей
                Нейтральная рокировка

  Фильм «Рокировка в длинную сторону» вышел на экраны страны в далеком 1969 году – во времена «холодной войны». Можно сказать, что этот фильм – продукт той эпохи, эпохи гонки вооружений, идеологических споров и диверсий, ставших основными составляющими в противоречиях и конфронтации двух систем мира – социалистической и капиталистической.

   А теперь конкретно о фильме «Рокировка в длинную сторону».
   Несмотря на неплохой подбор актеров, красоту построения отдельных сцен и картин, и весьма неплохое музыкальное оформление, фильм, как мне кажется, в целом не удался. Наверное, поэтому, он и не снискал какой-то большой народной любви и признания, не стал иконой политического детектива, как, например, вышедший за год до этого, «Мертвый сезон» или энциклопедия шпионской жизни про судьбу и ошибку резидента.

   Начнем с сюжета. В западногерманском Гейдельбергском университете по какой-то международной программе работает советский ученый-биолог Борис Лебедев. Он не гений, не лауреат Нобелевской премии, не выдающийся ученый, но его упорно вербует западная разведка. Вербует, применяя различные ухищрения и технические новинки – аудиозапись, видеозапись, да еще и в инфракрасном свете. Вербует очень активно, причем, играя на чувствах молодого ученого, возникших в том же Гейдельберском университете - любви между нашим этим биологом и немецкой студенткой-слависткой Сони Штерц. То есть две сюжетные линии – шпионская и любовная смыкаются в одну, как это часто бывает в таких историях. Вся эта вербовка занимает добрую половину экранного времени фильма  и достаточно растянута и нудна по своему содержанию. Вот эта растянутость и является, как мне кажется, тем краеугольным камнем не восприятия фильма, как остросюжетного; больше того – он превращается в скучный вялотекущий политизированный фильм.

   Не хотелось бы долго останавливаться на промахах создателей фильма, но не могу не сказать еще о финальной встрече завербованного агента Лебедева и Брукса посреди океана. По-моему, это вообще на грани пародии. Для чего это вообще снимали, непонятно. По-видимому, для усиления эффекта «шпионского кино». Надо же было показать, какие у нас «длинные руки», и как они дотянулись до Брукса. Ага, вот такой он дурак, что полез на встречу под радарами и присмотром других кораблей на вылазку! Браво!

   Актерский ансамбль подобран неплохо. Альгимантас Масюлис на привычном для себя «шпиононегодяйскогестаповском» месте (сколько же он переиграл таких ролей за свою творческую жизнь!), если так можно выразиться, в роли Брукса смотрится весьма достойно – роль, несомненно, ему удалась! Смотришь и понимаешь – человек на своем месте!

   Игра Александра Демьяненко в роли молодого ученого мне понравилась меньше, хотя надо сказать, что со своей ролью – застенчивого ученого, вынужденного защищаться в нештатной ситуации, как и чем только можно, он справился неплохо. Надо сказать, что в первый раз я довольно поздно посмотрел этот фильм и меня, конечно же, при виде Демьяненко, преследовал образ Шурика из «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Ивана Васильевича, меняющего свою профессию». Но ничего, в целом роль, как я уже сказал, удалась.

   Неплохо сыграла Соню актриса Ирина Вавилова. Во всяком случае, я не заметил где-то перебора, который зачастую виден при исполнении отечественными актерами роли иностранцев. А вот роль Павла Луспекаева показалась мне маловата для такого актера, как он. Сыграно отменно, но как говорится, «хороша кольчужка, но мала».

   Чего еще хорошего нужно отметить в этом фильме, из-за чего этот фильм можно посмотреть?

   Во-первых, есть возможность окунуться в атмосферу конца 60-х годов прошлого столетия. Причем в атмосферу, царившую тогда в молодежной студенческой среде западных стран, в данном случае - Западной Германии. Стремление к переменам, призывы к изменению жизни общества – все это показано на примере встречи в замке Хоренбах. Весьма любопытно, хоть и давно это было.

   Во-вторых, есть возможность побывать на немецком национальном празднике фашинг (типа нашей масленицы). В этом плане «Рокировка» получилась показательной - стала не только шпионской картиной, но и просветительской в плане показа обычаев тех же немцев.

   В-третьих, фильм снят уже давно, больше полвека назад. Конечно, во время идеологической войны между системами, режиссер показал все то, чего не было и не должно было быть тогда у нас – распущенность, беспробудное пьянство в барах и употребление (чуть ли не в открытую) наркотиков. Но в то же время это можно рассматривать и как предостережение социалистической системе – посмотрите, мол, как оно все плохо при капитализме, как это аморально. Увы! Не вняли мы этому предостережению, сделав рокировку в сторону капитализма...

   Я бы не назвал этот фильм провальным, но и к числу выдающихся его тоже не отнесешь, поэтому и отношение к нему какое-то нейтральное. Весьма красивое и запоминающееся название, и весьма посредственне содержание картины. Средняя моя оценка только за классную игру актеров.

5 из 10