История одной фотографии

Владимир Аганин
   Этот фотоснимок сделал наш мастер учебно-производственного цеха п/я №2 Олег Колесов в 1965 году через несколько дней после выпускного бала. Наша средняя политехническая школа №69 города Омска была первой в городе, которая перешла на программу 11-летнего обучения с производственным уклоном. Два раза в неделю, начиная с 10-го класса, мы посещали учебный цех, где проходили обучение по специальностям: радиомонтажника, слесаря-инструментальщика и станочника.
   Мы с Ольгой учились на радиомонтажника, а учебным мастером у нас был как раз О.Колесов. К 1965 году он увлёкся фотографией и даже стал сотрудничать внештатным фотокорреспондентом в одной из омских газет. Уже и не помню, с какой целью мы с Ольгой посетили школу через несколько дней после выпуска, однако после этого мы отправились на Иртышскую набережную просто прогуляться. К этому времени набережная уже оделась в бетонные плиты и стала излюбленным местом прогулок омичей.
   Вот там-то мы и встретили нашего учебного мастера, который углядел в нашем облике объект для очередного очерка в газете.

   Глядя на эту фотографию я постоянно вспоминаю историю появления Иртышской набережной в том виде, в котором её теперь привыкли видеть омичи. Наша семья поселилась в 1958 году в доме, который относился к улице Карла Маркса (это теперь он дом 5 по Тимуровскому проезду). А тогда никакого Тимуровского проезда не было, а была железная дорога с одной веткой к Мыловаренному заводу, а с другой - к Мясокомбинату. Берег Иртыша начинался практически через несколько десятков метров от нашего дома.
   И вот тогда начались работы по намыванию грунта для того, чтобы застроить отвоёванную территорию у Иртыша "хрущёвками". Впоследствии появились площадки "А", "Б" и "В" - это своего рода микрорайоны. По мере выработки грунта землесосными снарядами ширина Иртыша уменьшалась, а так как грунт в основном представлял из себя песок, то пришлось одеть берег в бетонную набережную. В противном случае - его просто-напросто вымывало бы.

   Так как работа по намыванию грунта длилась не один год, мы, мальчишки, имели возможность развлекаться на песчаном берегу как хотели. Летом мы прыгали с высоких песчаных круч, загорали под палящим сибирским солнцем, ловили рыбу на закидушки и переплывали Иртыш с большими автомобильными камерами.
   В ту пору по реке ходили большие речные пароходы и даже из Салехарда могли заходить морские суда. Особенно нам нравились старые колёсные с большими лопастями пароходы, от которых в разные стороны разбегались огромные волны.
   Бывало услышим гудок, который такой пароход подавал, проходя мимо бакена у зелёного острова, и стараемся подплыть к нему как можно ближе, чтобы потом с удовольствием покачаться на волнах, держась за камеру. Иногда волна была настолько большой, что камеру переворачивало и хорошо, если ты оказывался головой внутри неё. В противном случае приходилось отлавливать свою камеру.

   Плавали мы на зелёный остров, где отдыхали, загорали и ныряли с крутого песчаного берега, оставленного земснарядом. Теперь, глядя на нынешние фотографии Иртыша, я вижу этот остров совершенно ровным, а тогда всё было по-другому. Был у меня в те годы друг - Петька Бушай. Мы с ним учились в одном классе и жили в одном подъезде, только я на третьем этаже, а он - на первом. Одно время мы с ним увлекались рыбками. Петька научился сам мастерить аквариумы и меня научил. И рыбок дал: гупий, меченосцев, гурами и тетрагоноптерусов.
   За кормом для рыбок мы ходили на строящуюся площадку "В", где в котлованах водилось множество циклопов. Мы их отлавливали сачками и перегружали в стеклянные банки.
   В 1961 году Петькин отец вместе с соседом построили лодку-шлюпку и начали ловить рыбу на зелёном острове с помощью "телевизора". Это такое устройство, которое состояло из подъёмной мачты, к которой на конце крепилась квадратная сеть с приманкой посередине. В ночное время в сеть помешалась герметичная лампа для подсветки. С помощью этого устройства, которое к тому же крепилось к корме лодки, вылавливали стерлядь, налима, язя и линя.

   Помню, однажды Петькин отец с соседом взяли и нас с собой. Вот тогда-то я впервые в жизни попробовал водку. Отправились на рыбалку вечером, с ночёвкой. Развели костёр и начали ужинать. Мужики, конечно, достали водку и налили себе, а потом и нам по полстакана. Сказали, чтобы выдохнули, а потом выпили залпом. Мы так и сделали. Закусили. Мужики ушли на ночную рыбалку, а мы завалились спать у костра.
   Чувствую - голова пошла кругом. И я, как сидел рядом с Петькой, так за него и завалился. Проснулся оттого, что стало мне очень уж холодно. А дело в том, что Петька лежал прямо перед догорающим костром, а я сзади него. Пришлось переползти в другое место, где я согрелся и уснул крепким сном.
   Утром пришли мужики с большим уловом. Они сели завтракать, а нас отправили на рыбалку, указав место, где стоит лодка с "телевизором". Предварительно мы с Петькой искупались в холодной воде и пришли в нормальное состояние. А потом поймали огромного линя.

   Были случаи, когда на этой лодке плавали всей нашей дворовой компанией: Володя и Коля Сухановы, Игорь Дмитриев, Дима Аксаков, Володя Урванцев, Саша Якушин и мы с Петькой. Благо - это была большая лодка.
Иногда мы с Петькой катали на ней девочек с набережной, которые там загорали и сами просились к нам в лодку.
   Уже позже эта набережная протянулась от площадки "А" к Ленинградскому мосту и одела Иртыш от моста до моста.
   А тогда в 1965 году, фотографируясь с Ольгой на набережной, мы и представить себе не могли, что через год её уже не будет в Омске, а меня - ещё через год.
   А потом будут Воронеж, Ленинград, Мурманск и снова Воронеж.