Храм - это икона в камне и дереве

Томилин Михаил Леонидович
   Михаил Леонидович Томилин г. Клин   

Древние русские православные храмы Пскова, Владимира, Суздаля, Новгорода и других русских городов имеют огромную притягательную силу, восхищают своей красотой, простотой и лаконичностью форм, плавными переходами архитектурных конфигураций, гармонично вписываются в природу Руси, украшая ее. Довольно часто люди, глядя на храмы, восхищаются трудами рук человеческих. Воспользуемся книгой «Священное наследие» написанной Маргарита Городовой и Владимиром Ларионовым откуда узнаем, что на самом деле любой храм - воплощение Божьей мысли. Потому что всему есть прообразы и первообразы. Прообразы даны в Книгах старого и нового заветов. Например, первый дан в Книге Бытия, где сам Бог поручает Ною изготовить Ковчег и в главе 6, стихе 15 дает его габариты: 300 локтей в длину, 50 в ширину и 30 в высоту. Эти величины дают соотношение 30:5:3 или 1:1/6:1/10. В этом соотношении первая цифра обозначает рост человека, вторая - его ширину от одного бока до другого, третья - его толщину от пупа до крестца.
 Второй прообраз дан в Книге Исхода, где в описании двора Скинии Моисея (27:18) опять указываются параметры: «длина двора 100 локтей, ширина по всему протяжению 50 локтей, высота 5 локтей».
Третий прообраз во 2-й книге Паралипоменон, Храм Соломона, (3:1) описывается так: «длина его 60 локтей, по прежней мере, а ширина 20 локтей, притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в 20 локтей, а высотою в 120 локтей».
Четвёртый прообраз, Небесный Иерусалим в Книге Откровений (21:10-17) описан так: «город расположен четырех угольником, и длина его такая же, как ширина и высота», то есть выдержано соотношение 1:1:1. Все пропорции соразмерны человеку, а измерения велись в локтях, саженях, аршинах. Даже была такая традиция писать мерные, ростовые иконы по росту новорожденного.
В соответствии с каноническими требованиями, разбивку христианского храма производили от престола - сакрального центра храма. У Симеона Солунского в книге «О храме» описан проект храмового здания: «Итак, прежде всего размеряется алтарь, центром которого является престол. Престол означает Святую трапезу, Святая трапеза - есть гроб, а алтарь - гробница вокруг гроба. …Храм разделяется на три части, на притвор, находящийся пред храмом, храм и алтарь, эти три части знаменуют Троицу, Горнии силы, разделенные на три чина, благочестивых людей, разделившихся на священнослужителей, верных и находящихся в покаянии». Трехчастный образ храма означает, «что на земли, что на небеси и что превыше небес». По вертикали храмы имеют тоже трехчастное деление, подобное делению на плоскости, то есть основание означает землю, сам храм - небо, верх храма - небесные огненные силы с Главой - Христом. Исследователи православных храмов отмечают, что «первообразами на Руси были храм Софии в Константинополе, по образцу которого строилась София киевская (1037 год постройки), затем он сам стал эталоном русского зодчества, собор Софии новгородский (1045 г.), Великая Успенская церковь Киево-Печерской лавры и другие». Маргарита Городова и Владимир Ларионов проделали огромную работу, исследовав, обмерив на Руси десятки храмов X-XVI веков постройки, использовали и замеры археологов. В своем исследовании «Священное наследие» они пришли к выводу, что в алтарях храмов заложены пропорции, символика Святой Троицы и Христа Спасителя, «то есть 3, 5, 7, 12, притвор и храм содержат христологичные числа 7, 12 и мариологические 8, 9, 15. Число 25 встречается в основных размерах храма, таких как полная длина и ширина. Вертикальные пропорции, формирующие фасад и разрез, содержат числа 8, 9, 15, 25, 33».
 Троицкий собор и храм Воскресения в Клину, по моим неточным измерениям, также соответствуют этому ряду чисел. Соборный комплекс города Клин состоит из Троицкого собора, храма Воскресения Христова, колокольни и соборной гостиницы. Собор Святой Троицы 1802-1836 годов постройки имеет свои архитектурные особенности. Храм трое частный имел алтарь с одним полукружием. Жертвенник устроен в особом, северной алтарной части, на открытом месте. Стены и купол расписаны живописным письмом. В западной части храма по западной стене устроены хоры. Иконостас был одноярусный по проекту Осипа Бове. Трапезная часть имеет крестовые своды, освящена через два года после начала строительства в 1804 году, когда и начали проводить службы. Так быстро построили трапезную часть потому, что на месте собора находился каменный храм Николая Чудотворца, который разобрали, а кирпич пустили на строительство трапезной части собора. В ней было два придела - в честь Казанской иконы Божией Матери и в память о храме Николая Чудотворца. В приделах иконостасы стояли двухъярусные. В отличие от храма, трапезная часть с начала постройки была тёплой. Под притвором находился вместительный сводчатый подвал, а сейчас его сделали плоским. Архитектор собора Святой Троицы в Клину неизвестен.
Храм Воскресения построен в 1712 году на месте древнего, деревянного. Близ трапезной храма находился кирпичный оштукатуренный белый столп с железным крестом. Такие устанавливались обычно на месте бывших древних храмов. Таковой существовал уже в 1683 году, что известно по надписи на иконе Николая Чудотворца. По рисунку барона Августина Мейерберга в его книге «Путешествие в Московию в 1661-1663 гг.» видно, что в 1661 году храм в Клину уже стоял. Полагаю, что он на данном месте существовал со времени основания города, с XI века, а то и раньше. Шатровый, что необычно для того времени, потому что с 1646 года патриарх Никон такое строительство храмов запретил, но благословил Высокопреосвященнейший митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский из Малороссии). Шатровых храмов по технологии восьмерик на четверике в Подмосковье того времени насчитывалось всего четыре вместе с клинским. Иконостас в храме Воскресения был деревянный, резной, четырехъярусный. Трапезная часть и сводчатый притвор храма пристроены позже. По традиции того времени изначально храм был холодным, без колокольни. Цокольная часть здания отделялась полуподвалом. До постройки и освящения Троицкого собора митрополитом Филаретом храм Воскресения был соборным. Сохранилась его святыня - «изображение Господа Спасителя в сидячем положении в терновом венце (деревянная скульптура), находится в храме Успения в Демьянове».
 У колокольни 1769 года постройки нижний ярус выстроен из большемерного кирпича со швами с затиркой намного раньше других ярусов и, возможно, использовался как звонница для храма Воскресения. Восточное ее окно заложено, а все окна обрамлены характерными для XVIII века рамочными наличниками.
Первый этаж соборной гостиницы построен в первой половине XIX в., состоит из сводчатых палат и использовался в хозяйственных целях. С тыльной стороны находились сени. Второй этаж построен в начале XX века. Его окна обрамлены наличниками в стиле модерн. Сегодня соборная гостиница испорчена современной, безвкусной пристройкой. Патриарх Никон писал: «Согласно святоотеческому учению, его духовной логике, как она отражена в «Скрижалях», не только живописные образы (иконы в узком смысле слова), но и все вообще об- разы и символы, какие мы видим в Церкви, ее священнодействия, богослужения, их структурные части, священные предметы и облачения в том числе самые здания храмов, их внутреннее устройство и убранство, точно так же, как иконы, при канонически правильном исполнении (и освящении во- дою и духом, если это здания или предметные символы) являются обладателями тех же энергий что и первообразы, заключают в себе таинственное, но реальное присутствие изображаемого».
Итак, Троицкий собор - это икона в камне и дереве, как и другие храмы. Но, к сожалению, зачастую в восстанавливаемых и повсеместно в новых возводимых храмах уже чувствуется стиль современной рыночной эпохи, имитация, искусственность, когда экономическая выгода ставится выше духовного. Не нужен над трапезной частью собора зрительный зал, туалет в притворе, другие современные изыски, каковые на иконах не изображаются.