Глава 8. Военные маневры в мирное время

Нина Кирпичникова
Тайна княжеского наследства. Роман

Глава восьмая
ВОЕННЫЕ МАНЕВРЫ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Князь был военный человек. Он решил: настало время произвести разведку боем! Для этого ему нужно было поговорить с девушкой наедине. Отец ее вряд ли согласится быть союзником. Оставалось действовать за его спиной. В конце концов, он скорее всего обо всем догадывается, поэтому ударом для Лазарева это вряд ли будет. А вот Лиза, если он будет красноречив и убедителен, возможно, посмотрит на него более благосклонно. Он был реалистом и понимал, что вряд ли его чувства взаимны. Он был бы счастлив, если бы она согласилась хотя бы принять его любовь и дала ему возможность заботиться о себе. Может быть, со временем… Он боготворил эту девушку, даже за несколько невинных ласк был готов продать душу. Ну а разговор с нею наедине стал его навязчивой идеей.

Постепенно у него возник план обходного маневра. Сначала он передал Лазареву папку с важными государственными актами и попросил подержать ее у себя дома. Потом через несколько дней, в разгар служебного дня, вызвал его к себе и потребовал папку. Обескураженный Лазарев признался, что отнес ее домой, как ему было велено.

— Срочно пишите записку к жене. Пусть она привезет папку сюда.
— Позвольте мне самому за ней съездить.

— Нет, Александр Васильевич, не обессудь! Ты мне здесь нужен! Займись пока вот этой вот канцелярией, — с этими словами министр протянул ему внушительную папку.
Князь вызвал посыльного. Лазарев передал ему записку и назвал адрес. Стоя спиной к великому князю, чиновник не мог видеть, как тот кивнул посыльному.

В это время Мария Ипатьевна и Лиза, ни о чем не подозревая, собирались ехать в Гостиный двор за тканью на новое платье. Матушка неплохо шила повседневные наряды, ей помогала горничная. Так они экономили на портнихе. Они уже собирались выходить, когда явился посыльный. Передал записку и сказал, что дело не терпит отлагательств и что карета отвезет их в министерство.

Мария Ипатьевна кинулась искать эти злосчастные бумаги, нашла наконец и собралась ехать.

— Александр Васильевич просили, чтобы дочка ехала.
— Это странно, любезнейший! Елизавета Александровна одна без сопровождения никуда не ездит.

— Ну тогда вам обеим надобно ехать.

На том и порешили. Мария Ипатьевна недоумевала этому последнему условию, однако, вот записка, почерк мужа — все достоверно.
 
Константин видел из окна своего кабинета, как подъехала коляска, которую он направил в дом Лазаревых. Лиза вышла и нерешительно двинулась ко входу. Князь глубоко вздохнул — теперь или никогда!

Взгляду Елизаветы Лазаревой предстал внушительный строгий фасад с рядом белых колонн. В центре — монументальная башня Адмиралтейства с золотым корабликом на шпиле. Здание, заложенное императором Петром Первым как главная судостроительная верфь России, к середине XIX века уже перестало использоваться по прямому назначению. Теперь здесь находились важнейшие учреждения морского флота империи: Морское министерство, Главный морской штаб, Адмиралтейств-совет и другие. Арка в основании башни приглашала во внутренний двор, куда Лиза и направилась. Когда она проходила между двух якорей, совсем близко раздался оглушительный выстрел. От неожиданности девушка вскрикнула, закрыла уши руками. — Вот и полдень, — пробормотала она.*

_______
* Пушечный выстрел, которым жителей Петербурга оповещали о наступлении полудня, в XIX веке производился со двора Адмиралтейства. Только в 1873 году пушка была перенесена на Нарышкин бастион Петропавловской крепости.

             * * *
Через несколько минут Елизавета Александровна Лазарева входила в кабинет адмирала, великого князя Константина Николаевича Романова.

— Сударыня! Как я рад, как я счастлив видеть вас!
 
— Здравствуйте, ваше высочество, — Лиза удивленно озиралась, — простите, я, кажется, не туда попала. Я ищу своего отца.

— Да-да, я знаю, вы принесли документы. Давайте сюда. Ваш батюшка сейчас подойдет.

Князь подошел и взял ее за руку. Лиза отступила к двери, вернее, попыталась.
— Я, пожалуй, пойду.
— Подождите. Побудьте немного моей гостьей, сделайте милость! Присядьте, — князь потянул ее за собой и почти насильно усадил в кресло. — Позвольте сказать вам о том, что не дает мне покоя. Выслушайте меня.

Лиза продолжала недоуменно молчать. Обвела глазами кабинет, остановилась взглядом на Константине, посмотрела на дверь, через которую вошла.

— Я, кажется, поняла. Это ловушка. Вы все подстроили?
— Вы очень умная девушка, Лиза. Думаю, вы также догадываетесь и о моих чувствах к вам.
Лиза промолчала.

— С тех пор, как мы впервые встретились, я не переставал думать о вас. Я всепокорнейше и полностью склоняюсь к вашим ногам. Я люблю вас, Лиза. Прошу, выслушайте меня до конца. Я понимаю, что мои чувства не взаимны. Я значительно старше вас, и потом, у вас на сердце лежит другой. Но подумайте, дорогая, я на все готов ради вас. Все, что в моей власти — я брошу к вашим ногам. Подумайте, что мое положение и мой титул — служат извинением моей несдержанности в выражении чувств.

Князь перевел дух и продолжил:
— Я люблю вас и готов вознести на такие заоблачные высоты и вас, и вашу семью, что никто не посмеет даже посмотреть в вашу сторону. Вы — моя княгиня! Будь это в моих силах, я просил бы вашей руки. Но увы! Свобода жениться — это единственное, чем я не располагаю. Просите взамен этого все что угодно! Согласитесь только утолить мою жажду!

Все это время Лиза молчала. Она сидела на кончике кресла, прямая как струна. Губки ее были плотно сжаты.

Князь выговорился и теперь ждал ее реакции. В кабинете нависла тишина. Тогда он опустился на колени и взял девушку за руки.

— Лиза, не убивайте меня, — тихо произнес он.
— Ваше высочество, — Лиза высвободилась, встала, отошла к окну. Он подошел сзади, обнял ее за плечи.
— Ваше высочество, — повторила девушка тихо.
— Любовь моя, не отвергай меня! — горячие губы коснулись ее шеи.
— Я не могу дать вам ответ прямо сейчас, — с этими словами Лиза мягко отстранилась. — Я должна подумать.
— Спасибо, что даешь мне надежду.

За дверью кабинета послышались голоса. Шум нарастал. В дверь начали барабанить. Князь отправился разбираться. Дело в том, что дверь была заперта снаружи по его приказу. Однако он мог открыть ее изнутри. Что он и сделал, и в кабинет ворвался коллежский советник Лазарев.

— Ваше высочество, что вы себе позволяете! — кричал он.
— Александр Васильевич, успокойтесь пожалуйста. Не надо так шуметь, — князь прикрыл за ним дверь. — Я понимаю ваше беспокойство, но мы с Елизаветой Александровной просто немного побеседовали. И я в очередной раз бесконечно очарован остротой ее ума и меткостью слова.

— Лиза? — в голосе отца было сомнение.
— Все хорошо, папа.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Какие бывают сны
Глава 2. Санкт-Петербург. Ноябрь 1871 года
Глава 3. Странный разговор
Глава 4. Екатерининский институт
Глава 5. О концертах в Павловском вокзале
Глава 6. Великий князь Константин
Глава 7. Русское музыкальное общество
Глава 8. Военные маневры в мирное время
Глава 9. Бал у губернатора
Глава 10. Летний сад зимой
Глава 11. Отрывок из дневника 
Глава 12. День Ангела
Глава 13. Благие намерения
Глава 14. Письма Александра
Глава 15. Не доверяйте принцам!
Глава 16. Новые маневры
Глава 17. Прерванный ужин
Глава 18. «Придет пора преображенья, конец житейского пути»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 19. «Venezia ; anche un sogno…»
Глава 20. Что случилось на самом деле 
Глава 21. Между двумя жизнями
Глава 22. Связь времен 
Глава 23. «Остров мертвых»
Глава 24. Лабиринты Палаццо Дожей
Глава 25. «Пролей мне в грудь отрадное похмелье»
Глава 26. Возвращение в Санкт-Петербург
Глава 27. Лейб-гвардии Конный полк
Глава 28. Если гора не идет к Магомету 
Глава 29. «Un Ballo in Maschera»
Глава 30. Синие горы Кавказа
Глава 31. Царица Ночи в Зимнем дворце
Глава 32. Призрак прошлого и демон настоящего

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 33. Семейная история
Глава 34. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Глава 35. «И для него воскресли вновь»
Глава 36. «Сила судьбы»
Глава 37. Лиза и Николай — современная версия событий
Глава 38. «А счастье было так возможно»
Глава 39. Андрей Громов. Герой или подлец?
Глава 40. Расследование продолжается
Глава 41. Смерть Константина Николаевича
Глава 42. Ташкент
Глава 43. Марко
Глава 44. Наследство
Эпилог
Послесловие автора
Благодарности