Страх Божий. 7 глава. Обетование бессмертия

Игорь Доронин
     «В нашем человеческом мире смерть - величайшая мука и жесточайший ужас. Освобождение от этой муки и от этого ужаса и есть спасение.

     Такое спасение подарил роду человеческому единственный Победитель смерти - воскресший Богочеловек.
     Он Своим воскресением раскрыл перед нами всю тайну спасения. Спастись - значит обеспечить бессмертие и жизнь вечную своему телу и своей душе.

     Люди осудили Бога на смерть.
     Своим воскресением Он их осуждает на бессмертие.
     За удары он воздает объятиями, за оскорбления - благословением, за смерть - бессмертием.

     Никогда люди не являли себя более ненавидящими Бога, чем тогда, когда распяли Его, и никогда Бог не показывал большей любви к людям, чем тогда, когда воскрес.

     Люди желали сделать Бога смертным, но Бог Своим воскресением соделал людей бессмертными.
     Воскрес распятый Бог и убил смерть. Смерти больше не существует. Бессмертие окружило человека и все его миры.

     Воскресением Христовым человеческая природа неотвратимо пошла путем бессмертия и стала страшна даже и для самой смерти.

     Ибо до воскресения Христова смерть была страшна человеку, а после воскресения Христова человек стал страшен для смерти.

     Если человек живет верою в воскресшего Богочеловека, он живет выше смерти, недостижимый для нее, она подножие его ногам.

     «Жало же смерти - грех; а сила греха - закон» (1Кор.15:55).

     Когда Христов человек умирает, он просто оставляет тело, как одежду, в которую он опять облечется в день Страшного суда.

     Смерть до воскресения Богочеловека была второй природой человека, жизнь - первой, а смерть - второй. Человек привык к смерти, как к чему-то естественному.

     Но Своим воскресением Господь все изменил: бессмертие стало второй природой человека, стало естественным для человека, а смерть – неестественной.
     Как до Христова воскресения было естественным для людей быть смертными, так после Его воскресения для людей стало естественным быть бессмертными.

     Грехом человек стал смертным и преходящим, воскресением Богочеловека - бессмертным и вечным.
     В этом и сила, и мощь, и всесилие Христова воскресения. Без него не было бы христианства.

     Это величайшее чудо из чудес. Все остальные чудеса проистекают из него и сводятся к нему. Из него происходит и вера, и любовь, и надежда, и молитва, и боголюбие, и братолюбие.

     Посмотри, ученики - беглецы, разбежавшиеся от Иисуса, когда Он умер, вернулись, когда Он воскрес.
     Посмотри, сотник исповедал Христа как Сына Божия, когда увидел «воскресших из гробов» (Мф.27:52).
     Смотри, все первые христиане стали христианами, потому что Господь Иисус воскрес, потому что Он победил смерть.

     Это то, чего не имеет ни одна иная вера, то, что Господа Христа возводит превыше всех богов и людей, то, что самым несомненным образом показывает и доказывает, что Иисус Христос - единый истинный Бог и Господь во всех мирах.

     Благодаря Христову воскресению, благодаря Его победе над смертью люди становились, становятся и всегда будут становиться христианами.

     Вся история христианства не что иное, как история одного-единственного чуда, чуда воскресения Христова, которое непрестанно продолжается во всех христианских сердцах изо дня в день, из года в год, из века в век до Страшного суда.

     Воскресение Христово - матерь всех нас, всех христиан, матерь бессмертных. Верою в Воскресение человек рождается заново, рождается для вечности.

     «Это невозможно!» - замечает сомневающийся.
     Но послушайте, что говорит воскресший Богочеловек: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему!» (Мк.9:23).

     А верует тот, кто всем сердцем, всею душою, всем существом своим живет по Евангелию воскресшего Господа Иисуса.
     Вера - это наша победа, которою мы побеждаем смерть.

     Вера в воскресшего Господа Иисуса.
     «Смерть! где твое жало?» (1Кор.15:55). А жало смерти - грех.

     Воскресением Своим Господь «притупил жало смерти». Смерть - змея, а грех - ее жало. Через грех смерть источает яд в душу и тело человека.
     Чем больше грехов имеет человек, тем больше жало, через которое смерть источает на него свой яд.

     Когда оса жалит человека, он всеми силами старается удалить ее жало. А когда грех уязвляет жалом смерти, что необходимо предпринять?
     Нужно с верою и молитвою призвать воскресшего Господа Иисуса, чтобы Он изъял жало смерти из души человека, и Он всемилостиво сделает это, ибо богат милостью и любовью.

     Когда многие осы нападают на тело человека и изжаливают его, то тело отравляется и умирает; также бывает и с душою человеческою: когда многие грехи исколют ее своими жалами, она отравляется и умирает смертью без воскресения.

     Христом побеждая в себе грех, человек побеждает смерть.
     Если ты прожил день и не победил ни одного своего греха, знай: ты стал более смертным.

     Если же ты победишь один, два, три своих греха, смотри, ты помолодел молодостью, которая не старится, помолодел бессмертием и вечностью.
     Никогда не забывай: веровать в воскресшего Господа Христа - значит вести непрестанную борьбу с грехами, со злом, со смертью.

     То, что человек действительно верует в воскресшего Господа, он доказывает, борясь с грехами и страстями.
     Если он борется с ними, то борется за бессмертие и жизнь вечную. Если же не борется, тогда тщетна и вера его.

     Не является ли вера человеческая борьбой за бессмертие и вечность? Тогда скажи мне, в чем она состоит?
     Если верою в Христа не достигается воскресение и победа над смертью, тогда на что она нам?

     Если Христос не восстал, значит, грех не побежден, смерть не побеждена. Если же ни грех, ни смерть не побеждены, тогда зачем же верить во Христа?

     Кто верою в воскресшего Господа борется со всяким своим грехом, тот постепенно укрепляет в себе чувство, что Господь действительно воскрес, действительно притупил жало греха, действительно победил смерть на всех полях сражений.

     Грех постепенно умаляет душу в человеке, стирает ее в смерть, претворяет ее из бессмертной в смертную, из непреходящей в бренную.

     Чем больше грехов, тем человек более смертен.
     Если человек не ощущает себя бессмертным, знай: он весь в грехах, весь в недалеких мыслях, весь в поблекших ощущениях.

     Христианство - это призыв бороться со смертью до последнего вздоха, бороться до окончательной победы над нею.
     Всякий грех - отступление, всякая страсть - бегство, всякий порок - поражение.

     Не надо удивляться тому, что и христиане умирают телом. Телесная смерть - это сеяние.

     «Сеется тело смертное - говорит святой апостол Павел, - и прорастает, всходит и вырастает в тело бессмертное» (1Кор.15:44).

     Как посеянное семя, тело разлагается, чтобы его оживил и усовершил Дух Святый.
     Если бы Господь Христос не воскрес плотью, какую бы пользу имела она от Него?

     Другими словами, Он не спас бы всего человека.
     Если тело не воскресло, зачем же Он тогда воплощался, зачем принимал на Себя плоть, раз ничего не даровал ей от Своего Божества?

     Если Христос не воскресал, тогда зачем верить в Него?
     Скажу честно, я бы никогда не поверил в Христа, если бы Он не воскрес и не победил смерть.

     Он победил нашего самого страшного врага и даровал нам бессмертие, без этого этот мир - шумная выставка отвратительных бессмыслиц.

     Только Своим славным воскресением чудесный Господь нас освободил от бессмысленности и отчаяния, ведь ни на небе, ни под небом нет большей бессмыслицы, чем этот мир без воскресения, и нет большего отчаяния, чем эта жизнь без бессмертия.

     И ни в одном мире нет более несчастного существа, чем человек, который не верует в воскресение мертвых.

     «Лучше было бы такому человеку и не рождаться на свет…» (Мф.26:24).

     Любовь - это единственный мост, который из пропасти смерти приводит из этого - в тот мир, из этой переменной жизни - в ту, вечную.

     Потому, что только любовь рассеивает тьму, эгоизм, самолюбие, выводит душу от корыстолюбия, от самообособленности, от личной уединенности и направляет ее во взаимосвязь с братьями, как живыми существами, как носителями жизни.

     Кто не любит - пребывает в смерти, пребывает в личных, превременных и изменяемых чувствах, мыслях и расположениях, закрывает себя во тьме, в своем самолюбии, в корыстолюбии, и по причине их разрушаются его душа, его чувства, и умирают, умирают, умирают…

     И он весь находится в зловонии смерти, душа, которая пребывает в смерти, имеет отвратительный запах смерти, как и все мысли, чувства, пожелания и расположения.

     Любовь делает бессмертным человеческое существо, поскольку это боготворящая и боготворческая Божественная сила.

     Хочешь почувствовать себя бессмертным в этом мире?
     Люби своих братьев.
     Люби людей как братьев.
     В этом заключается истинная радость жизни, радость, которую никто не может забрать от человека ни в этом, ни в том мире.

     Поэтому апостол любви ясно и решительно благовествует: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3:14).

     Любовь - это, собственно говоря, воскресение души из мертвых, восстание от смерти.

     Не имеющий любви, всем существом находится в безысходной темнице смерти без окон, без дверей, без каких-либо просветов, вся его душа, и мысль, и чувство заключены в смерть.

     Поэтому превыше всего необходима деятельная любовь. Без нее нет воскресения души» (преподобный Иустин Попович).

     «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
     Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
     А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2Пет.1:5-9).

     Будем же «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (Флп.2:12), памятуя слова апостола Павла:
     «они отложились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
     Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри пощадит ли и тебя.
     Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией;
     иначе и ты будешь отсечен» (Рим.11:20-22).

     Все христиане «чают воскресения мертвых» (молитва «Символ Веры»), зачастую при этом забывая, что «прах возвратится к праху» (Быт.3:19), и по-язычески произнося в память усопшему «пусть земля ему пухом», и вызывая тем у безбожников глумливые насмешки о воскрешении истлевших тел, красочно стилизованные черным юмором из фильмов ужасов:
     расступающаяся земля и восстающие из трухлявых гробов мертвецы, омерзительные видом, в свисающих лохмотьях истлевшей одежды.

     «Страшно пришествие Христово во славе, страшно увидеть, как небо внезапно раздирается, земля изменяет вид, мертвые восстают.
     Земля возвращает тело человеческое…

     Хотя бы растерзали его звери, раздробили птицы, пожрали рыбы, - не оказывается недостатка даже в волосе человеческом пред Судиею, потому что каждого прелагает Бог в нетление.

     Все приемлют тело сообразное делам своим: тела праведных сияют в семь раз ярче солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными нечистоты; тело каждого проявляет дела его, потому что каждый из нас носит свои дела в собственном теле» (преподобный Ефрем Сирин).

     «Хорошо будет смеяться тот, кто будет смеяться последним» (Жан Пьер Флориан), даже если будет совсем не до смеха.

     Но суть совсем не в этом, а в том, что нам должно быть непростительно стыдно незнание святого Евангелия, в котором сказано о бессмертии:
     «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25), и о том, что воскресший человек будет уже не плотским, но духовным, поскольку «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:44).

     А духовному телу уже совсем не нужны будут «пища для чрева, и чрево для пищи» так как «Бог уничтожит и то и другое» (1Кор.6:13).

     Но не только это будет упразднено.
     Плоть и кровь также «не могут наследовать Царствия Божия» поскольку «тление не наследует нетления» (1Кор.15:50).

     «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
     Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:51-53).

     «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
     Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1 Кор.15:12-13).

     Ибо Сам воскресший Господь Иисус Христос прямо засвидетельствовал о бессмертии человеческом:
     «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:26), ибо «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин.5:24).

     Кривотолки духовно слепых и безбожников о Воскресении умерших, осаживает, а множественность различных суждений среди самих верующих, умиряет, разъяснение святителя Луки Крымского, духом своим предстоящего перед Спасителем и самого ожидающего воскресения в бессмертном теле.

     «Весь мир живых существ, даже вся природа являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира.

     Мир имеет свое начало в любви Божией, и если людям дан закон: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», то, конечно, должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, возможность бесконечного совершенствования духа.

     А для этого необходимо вечное бессмертное существование духа и бесконечность ряда форм его совершенства.
     Не может быть, чтобы закон бесконечного совершенствования духа в приближении к совершенству Бога был дан только людям, а не всему мирозданию, не всему миру духовных существ, ибо и они сотворены в различных степенях совершенства, далеко превосходящих малое совершенство духа человеческого.

     Если совершенна (неуничтожима) материя и энергия в ее физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого.
     Таким образом, бессмертие есть необходимый постулат ума нашего.

     А о том, что человек есть только первая ступень духовности, определенно говорит апостол Иаков: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:18).
     Так же и Павел: «Мы сами, имея начаток Духа...» (Рим.8:23).

     Для нас, христиан, не надо никаких других доказательств бессмертия.

     Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности.
    
     Мы говорили уже о необходимой связи между духом и формой, о том, что дух уже в эмбриональном состоянии тела формирует его.
     Всем клеткам тела присуща духовная энергия, ибо они живы, а жизнь от Духа.

     Но, по ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников.

    В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих.

     Считают невозможным восстановление и Воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы.

     Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела?

     Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа?

     Ничто не исчезает, а только видоизменяется.

     Другой трудный вопрос, тайна для верующих, состоит в постижении цели Воскресения умерших в их земной всецелости.
     Для нас более понятно бессмертие духа, освободившегося от уз тела.
     Почему же необходимо участие в вечной жизни не только духа, но и всецелого человека, с его душой и телом?

     «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10).
     И святой апостол Иоанн в своем Откровении ярко изображает эту всемирную катастрофу в отдельных ее фазах.

     Что же дальше? Какова цель этого катаклизма?
     «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).

     «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
     И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
     И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними;
     они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
     И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже;
     ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
     И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр.21:1-5).

     «Се, творю все новое».
     Настанет время нового мироздания, новой земли и нового неба.

     Все будет совершенно иным, и новая жизнь наша будет протекать в совершенно новых условиях.
     И в этой жизни мы должны обладать полнотой естества нашего.
     Должны воспринимать вполне новые ощущения обновленными и просветленными чувствами.
     А следовательно, будет необходима деятельность той части духа нашего, которую мы теперь называем низшей, физиологической душой.

     Будет работать напряженно мысль наша в познании нового мира, в условиях которого будет строиться и приближаться к Богу освобожденный от власти земной, от греховной плоти дух наш.

     Ум есть часть духа нашего, и потому должен быть бессмертным и мозг наш.
     Бессмертное сердце будет средоточием новых, чистых и глубоких чувств.

     Бессмертие тела, а не только духа, может быть, имеет и иную цель, полную справедливости и правды цель почтить тела святых, как великие орудия духа, много трудившиеся и страдавшие во время формирования и совершенствования духа в земной жизни.

     А тела тяжких грешников, бывшие главными орудиями греха, конечно, заслуживают наказания. Могучие и страшные картины Дантова «Ада», вероятно, не плод поэтической фантазии.

     Святой апостол Павел в значительной мере раскрывает нам тайну Воскресения тел в пятнадцатой главе первого послания к Коринфянам (1Кор.15:35-44):
     «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые?
     и в каком теле придут?
     Безрассудный!
     то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
     И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
     но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело...
     Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
     сеется в уничижении, восстает в славе;
     сеется в немощи, восстает в силе;
     сеется тело душевное, восстает тело духовное».

     В землю посеянное, зарытое зерно как бы истлевает, оно перестает существовать как семя, но из него вырастает гораздо большее, чем оно, несравненно более совершенное и по сложности, и по форме новое растение.
     Бог дает ему форму и красоту и полную пользы и прелести жизнь.

     В землю зарывается тело человеческое, и оно перестает существовать как тело. Но из элементов, на которые оно разложится, как из клетки зерна пшеницы, силой Божией воскреснет новое тело, не уничтоженный, немощный и бессильный труп, а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы.

     «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47-49).

     При жизни наше тело - перстное, душевное, как тело Адама.
     По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего.

     Мы не знаем всех свойств тела воскресшего Господа Иисуса Христа. Знаем только, что оно проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду (Лк.24:36; Ин.20:19).
     Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. В этом славном теле Господь вознесся на небо.
     Но оно было истинным телом, которое могли осязать апостолы, для которого возможны были и обычные функции человеческого тела (Лк.24:43).

     Подобными этому телу Христову будут и наши тела по воскресении в жизнь вечную.
     Но только ли человек наследует бессмертие?
     Великое слово: «Се, творю все новое» относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари.

     Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого.
     И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира».

     В заключение, настала пора ответить на самый первый вопрос, подвигший к созданию сего труда: «почему же нам должно постоянно держать в своем сердце страх перед Богом?».

     У тех, кому хватило терпения прочесть сие произведение отнюдь не занимательного жанра, и кто не счел его популистским опусом, приуроченным к Рождеству Христову, возможно уже сформировался свой ответ.

     Если же нет, то вот что сказано в Священном Писании:

     «Начало мудрости - страх Господень; (доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения)» (Притч.1:7).

     «Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч.8:13).

     «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Притч.19:23).

     «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» (Пс.118:120).

     «Ты для того вселил страх Твой в сердце наше, чтобы мы призывали имя Твое; и мы будем прославлять Тебя в переселении нашем: ибо мы отринули от сердца нашего всякую неправду отцов наших, согрешивших перед Тобою» (Вар.3:7).

     А вот какое представление о страхе Божием у святителей:

     «Страх усиливает благоговение, равно как и благоговение есть страх, растворенный любовью» (святитель Феофилакт Болгарский).

     «Страх Божий - отец внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния» (святитель Димитрий Ростовский).

     Наиболее же исчерпывающее определение, вероятно преподал нам преподобный Исаак Сирин:

     «Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви.
     Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха.

     Но если сии гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море.
     Покаяние есть корабль, а страх - его кормчий, любовь же - Божественная пристань.

     Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь.
     К сей пристани приходят все труждающиеся и обремененные покаянием».

     Посему, искренне и всецело уповая на Господа Бога нашего (Ис.26:4), закрепим в своем сердце молитву, слова которой да не сойдут с наших уст:
     «Дай Боже нам иметь началом премудрости - страх Твой, дабы мы, из благоговения к Тебе, уклонившись от греха, могли творить перед Тобою добро и получить милость Твою во веки. Аминь».

                Храни нас Бог!