Ольга Егоровна и Валентина Ивановна

Георгий Жаркой
В нашей школе работала Ольга Егоровна. Учительница русского языка и литературы. Когда я после институтского диплома пришел на работу, ей было где-то 52-53 года. И она казалась мне старушкой.
  Сложилась так, что она брала четвертые классы и тихонько вела их до девятого, чтобы снова взять малышей.  А в девятом питомцев Ольги Егоровны подбирала другая учительница Валентина Ивановна -  и доводила их до аттестата. Так и шло из года в год.
   Ольга Егоровна хорошо знала  русскую литературу вплоть до девятого класса.  А далее – забыто, потеряно в течение жизни. Она, например, помнила, что был такой поэт – Александр Блок. Могла вспомнить названия некоторых его произведений – и всё.  Так было  и с другими программными писателями и поэтами, которых изучали в старших классах.
  Валентина Ивановна была дама начитанная. Роль ведущей учительницы в школе отразилась и на ее характере. То, что Валентина Ивановна считала правильным в оценке произведения, сомнению нельзя было подвергать. И ученики обязаны были в точности повторять то, что она сказала.
   А на уроках Ольги Егоровны было всегда тихо, мирно, как-то по-домашнему. Только пирогов с чаем не хватало. Сидели детки за партами, переписывали бесконечные упражнения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  А Ольга Егоровна в это время проверяла тетради других классов или смотрела в окошко, как по улицам люди ходят. На уроках литературы Ольга Егоровна любила ставить детям пластинки. Например, с биографией Пушкина. Или запись «Капитанской дочки». Или еще что-нибудь. Школьники слушают, а она уходила в учительскую чай попить и поговорить с теми, у кого окошко в расписании. А дети слушают и слушают – никто по коридорам не бегает.
   Валентина Ивановна любила лекционную форму. Прочитает лекцию, а на следующем уроке обсуждают обозначенные ею проблемы. Но дискуссий не было. Слишком уж беспокойно – дискуссии проводить.
   Дети школу заканчивали. И 90% из них в институты и университеты поступали. В том числе и в столичные. Без всякого блата. Без взяток.
   И было же что-то тогда, что позволяло и учить, и учиться. Без криков и скандалов, как сейчас.
   Что это было?