Погосты клинской земли

Томилин Михаил Леонидович
     Михаил Леонидович Томилин г. Клин   

               
      Известно, что княгиня Ольга ещё до принятия христианства установила административно- территориальное деление на погосты, положив на них уроки (дань). Погостами назывались сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» - торговля.

      Деление на погосты, а так же на пятины, присуды и губы характерно для Новгородской земли. В других русских землях подобного деления земель нет, хотя некоторые из этих названий встречаются в Северо-Восточной Руси, например, погост. Сейчас это понятие имеет совершенно другое значение, чем в Новгороде, больше как остаток древности. В Север- Восточной Руси аналогом погоста были волости, позднее, со времён Ивана III, появились станы. Волость в старину означала власть, правительственную силу, часть земли, сельскую территорию, подчинённую городу, которой управлял волостель.

      На территорию Клинской земли, приблизительно в границах Клинского удельного княжества 1318(22) г. – середины XV века и известных нам из архивных материалов погостов конца XV- XVII веков насчитывалось 35. Все известные сегодня погосты Клинской земли расположены вдоль древних торговых путей,у городов, и по границам Тверского княжества.
 
      В древности главными торговыми артериями были реки. Чётко видно по реке Шоша погост Воскресенский на Шоше, затем на реке Лама вверх Рождественский погост в Зеленицыно, далее погост Егорьевский (село Дор) и погост Иоанна Предтечи (сельцо Узор). На реке Железновка – Никольский погост, и на реке Новый Вяз был ещё один Никольский погост. По реке Лутосня от ее истока вниз по течению погосты: Пречистенский, Никольский, Лазаревский, Ивановский.

      В районе озера Гущино (Сенеж) на водоразделе берут начало три реки: Сестра, Клязьма и Истра. У истока Сестры был погост Покровский, а у истока Истры погост Стребунов. На реке Сестре, вернее, на ее притоке – на реке Жернавка, существовал погост Покровский, а на притоках Истры видим ещё три погоста - Ильинский, Воскресенский и Георгиевский. На водоразделе рек, которые берут начало на Клинско- Дмитровской гряде, находились пять погостов: Рождества (в Лубяном), Георгиевский, Ивановский, Богоявленский и Воскресенский. 

      Погосты располагались не только по руслам рек на водных торговых путях, но и на сухопутных, что доказывает мнение советского историка Н. М. Никольского о том, что погосты в Северо - Восточной Руси основаны торговавшими и расселявшимися по всей Северной Руси новгородцами. Они ставили на основанных ими погостах храмы, как правило, на местах языческих капищ, которые находились рядом с родовыми и племенными центрами.
 
      Таким же образом кроме погостов на клинской земле строились и монастыри: Егорьевский (погост Старое Шихово), Пятницкий-Берендеевский (на реке Истра), Засимин монастырь, пустыни Боголепова, Медведева и другие.
 
      Необходимо отметить, что рядом со всеми древними городами Клинской земли (Клин, Чернятин, Дубна, Шоша, Белый Городок) находились один или два погоста. То есть возникновение древних городов и погостов взаимосвязано. Сначала возникал небольшой родоплеменной город, который позднее превращался в административный племенной центр. Доктор исторических наук Б. А. Рыбаков отмечал, что древнерусский город возник из административных вечевых центров сельских округов – погостов (волостей), мест концентрирования дани и ее сборщиков. Это подтвердили новым археологическим материалом известные историки доктора наук В. Л. Янин и М. Х. Алешковский: «Если города возникли из погостов, то само возникновение погостов, их рост и развитие неотделимы от процесса зарождения государственного аппарата, от процесса становления самого государства(княжества)… Тайны возникновения русского государства погребены сейчас под землей, и культурный слой цепко хранит эти тайны. Сберечь его - значит сберечь и единственную из оставшихся возможностей проникнуть в самую увлекательную эпоху русской истории - в эпоху, когда эта история еще только зарождалась».

 Список погостов, монастырей и пустыней конца XV-XVII веков.
 
1. Никольский 2. Иоанна Предтечи 3. Егорьевский 4. Засимин монастырь
5.  Иосифов монастырь 6. Рождественский 7.  Воскресенский   8. Боголепова пустынь9.  Лакнаш 10.  Дмитриевский в Кругу 11. Воскресенский 12. Богоявленский
13. Ивановский 14. Георгиевский 15.  Николаевский 16. Георгиевский
17. Рождества в Лубяном 18. Никольский 19. Старое Завидово 20. Воскресенский на Шоше 21. Спасский 22.  Никольский 23. Успенский 24. Петровский в Волжинах
25. Никольский во Вьюхове 26. Воскресенский северный 27. Воскресенский южный 28. Ильинский 29. Никольский 30. Пятницкий Берендеев монастырь 31. Покровский 32 Егорьевский монастырь 33. Старое Шихолово 34 Ивановский 35. Дмитриевский в Дорхово 36. Георгиевский    37. Лазаревский 38 Стребуков 39. Покровский 40. Пречистенский 41. Медведева пустынь