Поверье

Алексей Решетняк
      
Большая мудрость самому себя знать.               
Как - то раз, мы с братом, на мотоцикле, собрались на рыбалку. Я попросил  меня отвести на глухое озеро. Он улыбнулся и сказал: - Ну что, охота пуще неволи. Поедим в Махновку, места глухие. Деревенские дороги описывать не буду. - Поехали! Держись крепче. Крикнул брат.
    - Приехали! Ну, смотри на озеро! - Да! Красота! Стена соснового бора обрывалась у озера. Макушки деревьев отражались в тихой воде. Начало лета, Хорошо согрелась под солнцем земля, зазеленела травами. Цветами украсилась, как будто на большой праздник собралась.   
        Разобрали снасти и стали ловить рыбу для ухи, он на червя, я на муху. У меня чаще клевало, но мелочь. А у него, реже, но крупные плотички, окуни. Наловили. Брат за дровами пошел, я рыбу чистить. Разожгли костёр,  брат поставил уху варить. Он меня на три года старше, все сам. А я не возражаю. Потом он пошел рогатки ставить, это когда палку забиваешь в берег озера, к ней привязываешь длинную леску с поплавком, грузилом и тройником (крючки). Наживляешь на крючок рыбку и все бросаешь в воду. Утром проверяешь, если леска размоталась, поплавок можно сразу и не увидеть.  Значит на крючке рыба, тащи да не упасти! Все сделали. К ночи стало темнеть, умолк веселый гул птиц и только изредка какая - то птаха издавала писк. Сидим комаров кормим, байки рассказываем, брат в основном, я поддакиваю.  Уха варится, аромат! Вдруг смотрим из темноты, словно с серого тумана, человек идет к нам? Подходит старичок с седой бородой, волосы на голове подстрижены под горшок. Ближе подошел, вижу с потемневшими от загара щеками. Глаза в свете костра светятся как угольки, красные. Сам в одной рубахи? Не то рыбак, не то охотник? Ружье, одностволка за спиной? Он улыбнулся нам, все зубы были целы. Поклонился: – Здравствуйте! – Здорово, коль не шутишь? Спокойно сказал брат. – Я лесник, живу в этих местах, дом рядом. Смотрю костер? Браконьеры что ли сети ставят? Надо сходить посмотреть. Поговорить!
     - Нет, мы на удочку, да десяток рогаток поставили. Мы все понимаем, как отец мне говорил: - умный! Слова боится, а дурак и побои не страшится.
    - Садись с нами, ухой угостим.
      - Это можно.  У нас на землю  были расстелены мешки, что бы сидеть или прилечь. – Расскажи про вашу жизнь, в этих местах. 
   - Я люблю рассказывать. Сказал гость.  -  Мой отец мне так говорил, что хорошее рассказывать, раздавать себя людям.   
   - Озеро, а дальше? Спросил брат.
 - За озером болота пойдут. Страшные места. А мы живем. Давно! Еще при царе один помещик эти места в карты выиграл. Приехал на тройки. Вышел, стал на землю, пальцем показывает на озеро: - Это хорошо! А дальше? Мужики говорят болото, ваше благородие. Хода нет! Постоял, помещик посмотрел на мужиков, махнул рукой, больше никого из господ мы и не видели.
   Вдруг над водой, в камышах, послышались всхлипывание, странные шорохи, как будто кто вздыхал. Бултыхнуло. У меня даже сердце замерло.     - Это что рыба?  Спросил брат. 
- Нет не похоже! Сказал гость. Мы с братом встали, пошли к берегу, очень хотелось посмотреть, что там произошло? От костра отошли, темно, ничего невидно. И пошли обратно к костру. Старик сидит, только улыбается. Сели у затухающего костра, брат снял котелок с ухой.  Раздал всем ложки, хлеб. Подбросил в костер дровишек, для света.
- Ну что попробуем уху! Все стали есть, нахваливать. Потом чай с белым хлебом. От чистого воздуха, хорошей еды захотелось прилечь. Я прилег, смотрю в бездну неба, слушаю. Брат разгрёб палочкой золу, чтобы найти красный уголек, прижать к нему сухой конец палочки и прикурить.
 - Хоть комаров от вас погоняю! Затянувшись, выпустил сладковатый запах табака.
- Да, у вас тут рай! Сказал брат. Воздух после жаркого дня насыщался ароматом трав, а от озера шла бодрящая свежесть.
     Вдруг гость заговорил:
  - Вы только что слышали шум? Кто это? Врать не буду я лесник, сам не видел. Но от рыбака слышал, у нас отродясь крупной рыбы в озере не водилось. А вот истории разные среди рыбаков ходят. Вот одна из них! Тут на этом самом мете, ловил один рыбак, на червя. Сижу, говорит, не клюет. Стал дремать. Удочку воткнул в берег. Вдруг шум слышу, как ему показалось, даже видел, как на середине озера, на коряги сидела девица и мыла голову да расчесывала волосы. Сидит и вдруг как застонет, заохает жалобно и бросилась в воду. Ну, рыбак потер глаза, еще раз посмотрел, на воде только коряга плавает, и круги от нее в разные стороны расходятся. От страха бросился на берег. Про удочки забыл. За что – то зацепился и упал. Но мельком видел, как кто – то раздвигая камыши, с шумом идет на берег. Неужто, чудовище, мелькнуло  в голове! Оно голое, мокрое, темное! Выскочило на берег с поднятыми руками или рогами? Блеснув на свету мокрым телом и …  Господи, спаси и сохрани, помилуй! У чудовища было женское тело, очень похожее? Рыбак полежал, успокоился, встал и, крестясь, поплелся домой. Лесник вздохнул, пожал плечами и замолчал.
   Вдруг послышался тихий свист? Я приподнял голову, прислушался!
- У нас на болотах, часто слышен свист. Да! Слышны будто и голоса? С улыбкой сказал старик. Кто то свистит? Кричит? – словно зовут кого, не ведаем. Старики, даже я помню, рассказывали, когда они оставались на ночь у озера, видели, как в свете костра на опушку выбегала белая лошадь. Остановится, наклонит голову в низ, будто прислушивается к земле. Потом тихо заржет, голос подает, зовет, кого то и убегает. А на болоте вспыхивают огоньки, они не как свечи ярко горят, или лучина в доме. Они горят голубым, лунным  светом, их много, они освещают каждую кочку на болоте. А если кто посмелее в воду поглядит, дно видно. Много раз пытались рыбаки поймать коня, но он исчезал так быстро, словно растворялся в воздухе. Да! Конь под седлом, но в руки не дается. Эта история старая, еще с нашествия татар на нашу землю ведется. Прадеды рассказывали, что здесь когда – то было побоище. Бились не на живот, а на смерть. Теснили татары наших предков по всей Руси, до наших земель дошли. Вот, вот нагонят жен, детей, стариков, рубить начнут. Как вдруг из леса выезжает на белом коне неведомый богатырь с своим воинами! Налетели на татар, бьют, колют. Жители тех мест, медленно стали исчезать на болотах. Шум боя стал затихать. Остановились татары у кромки болота, побоялись дальше идти.
    На следующий день пошли мужички посмотреть, как и что там? Тишина. Тело богатыря не нашли, да и воинов следа нет? А вот как только беда к нашим землям приближалась, люди белого коня стали замечать? Знак, что ли конь подавал? Люди стали примечать его и  уходили на болото.  Вы меня спросите, а сейчас как? Деревни опустели, люди уехали с этих мест. Защищать некого. И старое поверье забыто. Посидели. Молча разошлись.
      Я вспоминаю лесника, всю жизнь он прожил с лесом, озером, с этим и состарился. А сам думаю, вот если все что слышал да написать! Читатель не посетует на меня? Вспоминаю, пишу, словно стенографирую чьи – то голоса.
  Да! Лесник рассказывал так хорошо, что мне показалось, что он даже помолодел. Видимо очень любил, когда его слушают и верят рассказам.  И кончил свой рассказ мудрой мыслью: - Ищите утешение не всегда в одном том, чтобы иметь желаемое, но и в том, чтобы послушно переносить неизвестность будущего и мирить настоящее с будущим!
Так говорил свет. Филорет Московский.    
   Много времени прошло. Я сейчас сижу в городе, на скамейки и вспоминаю, как я тогда в своих родных местах вдоволь надышался великой печалью ушедше