Из жизни животных и птиц. Крысы. Рассказ

Юрий Тригубенко
     Вот и наступил Новый год. Год крысы. И мне вдруг вспомнился один случай из собственной жизни и одна история, о которой мне рассказали. То и другое связано с крысами. И мне захотелось рассказать об этом и вам. К месту, и любопытно…

     Случай из моей жизни.
 
     В 90-х годах, когда я работал водителем троллейбуса, один раз в неделю я загонял свой троллейбус в депо, «на канаву», в цех, где он в течение смены проходил технический осмотр. Процедура была обязательной для каждой машины. В цеху было несколько технических постов, на которых работали слесари-специалисты по отдельным узлам и агрегатам троллейбуса. И я, как водитель, перегонял свой троллейбус вдоль канавы, с места на место, по мере выполнения работ. А так как процесс технического осмотра шел медленно, то у меня было время отлучаться, в случае необходимости.
     Вот и на этот раз мне понадобилось сходить к диспетчеру.
     Дело было летом. На улице стояла жара. А на канаве было относительно прохладно и полутемно. С двух сторон цеха были открыты ворота. И сквознячок помогал переносить жару этого дня.
     Чтобы попасть в диспетчерскую, нужно было выйти из цеха, пересечь открытую, раскаленную, как сковородка под солнцем, асфальтированную площадку, где отстаивались троллейбусы, и войти в другое здание, на выезде из депо. Конечно, можно было выйти из цеха через открытые ворота. Но был более короткий путь.
     В середине длины цеха была дверь, ведущая на второй этаж, где были расположены второстепенные службы и отделы цеха, и был кабинет начальника цеха. Но эта дверь одновременно была и выходом во двор, на открытую площадку отстоя троллейбусов.
     Ею я и воспользовался.
     Открыв дверь, я оказался в пустой лестничной клетке. Впереди передо мной зиял открытый выход на площадку. И, если бы не козырек над входом и растущие рядом с ним деревья, то яркое пятно меня бы просто ослепило. Но внутри лестничной клетки стоял рассеянный свет, и мои глаза приспособились к нему за то короткое время, пока я закрыл дверь за собой и осмотрелся. Справа от меня на второй этаж вел длинный лестничный марш, оканчивающийся промежуточной площадкой.    
     И в тот момент, когда мои глаза полностью адаптировались, я увидел, как сверху, с промежуточной площадки лестницы, начала спускаться огромная серая крыса. Она была по величине с небольшую кошку. И спускалась медленно и осторожно, аккуратно ставя передние лапки на нижнюю ступень.
     Мы с ней увидели друг друга одновременно. И я еще не успел ничего сообразить, как крыса совершила молниеносный прыжок вниз. Я только успел заметить, как большой живой комок шлепнулся рядом со мной, справа от меня, и в одно мгновение исчез в узкой щели под стальной дверью закрытой ниши на первом этаже. Там, в этой нише, начальник цеха хранил какие-то материалы. И она постоянно была закрытой.
     Все произошло настолько быстро, что я только дернулся, не столько от запоздалого испуга, сколько от неожиданности. А еще через секунду я не поверил тому, что только что увидел сам.  Огромная крыса, пролетев не меньше трех метров, буквально исчезла на моих глазах, в одно мгновение, сквозь узкую щель!
     Еще не веря себе, я опустился и стал на колено. Справа действительно была закрытая стальная дверь, и между нею и полом была щель не больше трех сантиметров. И огромная крыса в мгновение ока «протекла» в эту щель!
     Если бы я сам не стал свидетелем этому, то с трудом поверил бы, услышав от кого-то. Но это было правдой, в которую мне самому было трудно поверить.
     Придя в себя, я вышел из цеха и пошел по своим делам…
     Гораздо позже, вспомнив об этом, я поинтересуюсь и узнаю о необыкновенных анатомических свойствах этих удивительных и разумных животных, к которым многие люди испытывают только страх и отвращение.




     А вот история про другую крысу.


     У моей супруги в проектном институте была сотрудница, которая и рассказала ей эту необычную историю.
     Ее муж работал на заводе станочником. В перерыв рабочие собирались в какой-то кладовке на обед, так как специальных бытовых помещений у них в цехе не было. И там, на деревянных ящиках из-под чего-то, они накрывали свой импровизированный стол. Каждый доставал принесенную из дому еду, и они обедали. Заодно и болтали между собой.
     Повадилась приходить к ним на обед серая крыса. Людей не боялась. Но и нахальной не была. И рабочие начали ее подкармливать. Постепенно крыса стала почти ручной. Еду брала из рук лапками и сидела рядом с рабочими и ела. Поев, крыса не уходила, а просто сидела рядом и слушала разговоры. Длилось это долго, не один месяц.
     Рабочие прозвали крысу Лариской, как в мультфильме. И как только наступал обед, и рабочие собирались в кладовке, Лариска тут как тут, рядом. Сидит, слушает и ждет, когда ее будут кормить. И к имени своему крыса привыкла, стала реагировать на него.
     Постепенно она превратилась в члена коллектива. Уходя на выходные, рабочие всегда оставляли для Лариски еду. И даже цеховая уборщица тетя Маша знала про Лариску и ее не трогала.
     Но однажды тетя Маша ушла в отпуск. И вместо нее пришла другая уборщица. Увидев крысу, которая сидела в кладовке и ела, она страшно испугалась и швырнула в нее что-то тяжелое. И убила ее. Она не знала ничего про Лариску.
     Когда на следующий день рабочие пришли на смену и узнали про смерть Лариски, то никто не смог сдержать слез. Не стало любимого члена коллектива. И это ощутил каждый…




г. Харьков.
06.01.2020 г.