Животный мир в топонимике клинской земли

Томилин Михаил Леонидович
   Михаил Леонидович Томилин г. Клин   

               
 Топонимика может дать информацию о природе родного края, его растительности, животном мире, поэтому необходимо, как зеницу ока сохранять старинные названия на картах страны.
 У рек и озёр есть имена, которые образованы от названий животных, обитающих на их берегах и в их водах. Рассмотрим названия млекопитающих, которые водились в древности. По Клинскому району текла река Туровка, она была левым притоком Малой Сестры реки Лапотни, мотивом называния могла послужить форма русла реки, была на нашей земле и река Коробиха, русло напоминало короб, приток Большой Сестры), что нам говорит о древних временах, когда на нашей земле водились туры. Но есть и другие мнения, Л.В. Успенский полагал, что: ««Турыгой» же или «турышкой» во многих местностях России зовут разные виды лукошек, туесков, берестяных кошелок — все отличные реалии для прозвища.», так же Тура -Турна, так звали крепкого мужчину. Мирское имя Тур было весьма популярно у язычников-славян, считается, что бога Перуна славяне издревле соотносили с быком, символом могучей живительной силы плодородия. При этом считалось, что бог-громовник, гуляя по белому свету, сам охотно принимает облик лесного быка тура, поэтому встречалось часто и после крещения Руси. В Клинском уезде находилась деревня Тургиново, которая могла получить своё название от имени основателя деревни, или связанное с ремеслом плетением лукошек, кошелок. Но названия связанные с реками и озёрами, уходят корнями в седую старину и не связаны с личными именами людей.
Правый приток Шоши Выдрица, на реке Глухая Поника была пустошь Выдры, они получили своё название по этому животному, по видимому их много обитало на реке. Речная выдра, или порешня - вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни. Сейчас находится на грани вымирания, взята на учёт, идё её депопуляция.         
         Сохранившиеся топонимы подтверждают, что в наших краях водились медведи, в наше время они появились и в Завидовском заповеднике. Существовал ручей с названием Бернавка, впадавший в реку Лутосню, была и пустошь Берниково у реки Дохновка свое название они могли получить от слов «бер» - древнее русское названия медведя. Логово бера - берлога. Это деревня Медветково на берегу Большой Сестры, была деревня Медветково рядом со Спас – Заулком, деревня Медведково находилась между реками Лутосня и Веска, а южнее деревни Минино было болото Медведевское . Медведь в древности был тотемным животным наших предков. От него появились слова оберег, означающее защиту бера, и берег - спасение от воды, и название берёзы - на белом стволе, как следы от лап медведя, ещё считается среди берёз медведь в берлогу залегал.  По берегам ручья Бернавка могли расти крыжовник и смородина – лакомство медведя, да и с когтями – колючками, как у хозяина леса. Берсень – это по-старорусски крыжовник, так называлась и смородина, она относится к семейству крыжовниковых, они были дикорастущими кустарниками. Это исконно русские ягоды. Согласно одной из них, оно происходит от слова «смрад», что означало «запах», «аромат».
 Интересно мнение Доктора исторических наук Александра Владимировича Пыжикова, который обратил внимание на то, что на Руси настоящим святым русский народ считал такого человека, которого принял хозяин русского леса -  медведь. Свидетельством тому являются многочисленные иконы святых изображённых с медведем это и преподобный Сергий Радонежский Кирилл Белоозерский, Стефан Пермский, преподобный Серафим Саровский….
         Пустошь Бобровец на реке Сестре южнее Бирева, пустошь Баброва на реке Каменка притока Истры, и название двух рек Катыш притоков реки Лютенки и Истры являются свидетелями жемчужного промысла на русских реках, волжского бассейна и северных рек, по данным историка Пыжикова существуют указ Петра Первого, один из них от 8 июня 1721 года «О жемчужной ловле». Был на Руси и у нас речной жемчуг его добывали из «перловицы», «жемчужницы» - так называли на Руси речных жемчугоносных моллюсков.  По сравнению с морским, он был правильной шаровидной формы, этому промыслу много веков в былинах такой жемчуг назывался «скатным», качество проверялось так, его клали на доску, которую слегка наклоняли и он скатывался, не отсюда ли название рек Катыш?  А бобры с их запрудами помогали создавать плантации перловиц. Добывали жемчуг молодые девушки, они могли долгое время находиться под водой, откуда и предания о русалках, а названия пустошей Бобровец и Баброва может быть связано с жемчужным промыслом. Жемчуг шёл на украшения, все его видели в многочисленных музеях городов «Золотого кольца» кокошники, предметы одежды украшенные им. О втором применении мало кто знает, жемчуг толкли и прожигали получалась зола, обладающая сильными антимикробными свойствами, ей как солью посыпали пищу. Соль использовалась только для консервации – квашения и засолки.
 На реке Лютенка была пустошь Лосево, пустошь Волчья падь находилась на реке Малая Сестра.   
    Теперь рассмотрим названия связанные с птицами были правый приток, видимо, буйной, бешеной, скорее всего, при паводках Буйгородки река Ворона, и приток реки Шоша река Ворончиха. В славянской мифологии ворона с одной стороны уважали и почитали как вещую, мудрую птицу, а с другой – побаивались, славяне считали, что ворон связан с тёмными силами. В некоторых славянских мифах ворон олицетворяет ветер, Стрибожьего внука, который может приносить на своих крыльях «чёрную» бурю, существуют мифы, в которых ворон представлен верным спутником и мудрым помощником бога Варуны, управителя человеческих судеб, на реке Троянка притока Локныш была пустошь Варнево, может быть от Варуны, ведь рядом находилось и сельцо Волосово от Велеса бога из славянского пантеона. Возможно названия рек Ворона и Ворониха связаны с капищами наших древних предков, посвящённых Стибогу и Варуне?
       Пустошь Большие и Малые Соколы располагавшаяся на реке Черной притоке Истры. Сокол был основным птичьим тотемом славян. Сокол понимался нашими предками как воплощение храбрости, отваги настоящего мужества, храбрости, самоотверженности. В качестве оберега его носили воины, был он на шлемах и щитах, на знамёнах князей – знамя сложное слово, состоящее из двух - знай и меня. Сокол отражён и в русских сказках например «Финист ясный Сокол», он появляется в явном мире в образе Сокола-воина. Финист считается покровителем именно восточных славян, наших предков.  Была пустошь Сокольниково на Ламе. Существовали пустоши Сорокино на реке Субботь, пустошь Гусево на ручье Сучок притока Волги.
Протекала по Клинской земле река Колпянка приток реки Шоши.  Река Колпянка свое название получили по месту обитания белой колпицы - чубатой цапли. В более поздние времена ее перья шли на казачьи султаны, а во времена кривичей, использовались на оперения стрел и бунчуков которые заменяли или были предтечей знамён – знамя сложное слово, состоит из двух знай и меня – «мя». Бунчук представлял собой копьё с примотанными к нему в верхней части крест на крест двумя стрелами. Существует мнение, что название кривич произошло от того что они хорошо стреляли из лука и прищуривали один глаз.
      Кратко остановимся на названиях связанных с названием деревьев и растений. Приток Бльшой Сестры река Дубовка, река Альховка приток Большой Сестры, река Липня и река Берёзохоть - притоки реки Сестры, пустошь Березуево на Шоше, река Вяз приток Ямуги и другие, которые были названы по деревьям растущим на их берегах. Имя правого притока Сестры реки Лутосни исследователи выводят от слова «лутошка», означающее липу. Я считаю, что оно происходит от цветка лотос, из семейства которого происходит кувшинка обыкновенная. Видимо, очень много на реке их росло в древние времена. Были и такие названия как пустошь Малинники, по зарослям малины на ней и другие.
     Так топонимика родного края говорит о его природе, животном растительном мире, раскрывает секреты ремёсел и забытые страницы истории.