о новой книге пьес Алексея Коробейникова из Ижевск

Наталья Сурнина 2
 А.В.коробейников  - автор большого количества книг,  талантливый  прозаик, но   в качестве драматурга выступает впервые. Причину  в предисловии к драмам  он изложил: «Просто количество  сокрытой в архивах, а потому и
мало кому известной  и маловероятной для обывателя  информации в моей
голове «закипело»  и потребовало выхода к читателю не  только  в форме
обстоятельных  и толстых, но порой скучных монографий,  но и в виде «занятных»  и понятных  пьесок  и небольших поэм.»
Читая  предисловие, так и слышится  голос  автора, его  типичные обороты речи, свойственную ему  прямоту(не ставит целью кого – то унизить, обидеть или обличить; хотят кушать каждый день; пишут занимательные басни, за которые их покормили и похвалили; меняются басни пропагандистов).
Изумительно сжато показаны   в предисловии причины восстания. Так кратко может излагать не каждый, это большое достоинство.
Человек с активной жизненной позицией, общественник, награжденный медалью «Патриот России», в течение многих лет издающий исторический журнал на свои средства редактор и издатель,  дайвер, который много лет на свои средства чистит  водоемы Удмуртии, чтобы они стали пригодны и безопасны для купания детей и взрослых, - такой человек хорошо понимает, к какой читательской  аудитории нужно  прежде всего обратиться. И это неожиданное, смелое, продиктованное прежде всего желанием  формирования мировоззрения молодого поколения решение – решение  создать короткие пьесы для постановки в самодеятельных театрах –это решение думающего активного гражданина своей страны. Достоверность является  большим достоинством  предложенных  режиссерам  детских театров пьес: « ни одна коллизия не является придуманной, а диалоги почти в неизмен-ном виде взяты из подлинных документов того времени».
Алексей Коробейников как автор пьес  осмыслил и художественные задачи своего замысла: «Короткие сценки позволяют показать  процесс расчеловечивания  в
виде многомерной процессуальной модели.  И множество коллизий мы
можем  рассмотреть  сразу с нескольких точек зрения: сверху, снизу, со
стороны.» Такая авторская полифония исключает  одномерность,неприемлемую для сознания молодых людей, оставляет им поле для  собственного понимания с использованием  своего жизненного опыта. Автор пьес пытается «рекон-струировать мотивы поступков субъектов истории.»  И поступает он как историк, привыкший работать в архивах:  «И  предлагаемые нами
здесь  реконструкции вовсе не беспочвенны, не фантазийны, ибо архивы
сохранили массу  источников:  делопроизводственной документации, ме-муаров и фотографий, которые поддаются анализу и сопоставлению.»
Автор пишет в предисловии:  «Пожалуй,
труднее всего понять мотивы рядовых действующих лиц: на исторической
сцене в период Революции и Гражданской войны  сыграли свои роли мил-лионы людей». Многие самые глубокие главы Льва Толстого – историка посвящены в романе «Война и мир»  анализу поступков  рядовых участников войны, не Наполеона, Александра или  Кутузова. Почему выполняются приказы, почему не бросят винтовку те, кому  приходится рисковать здоровьем и жизнью?
Используя  прием эмпатии и  исторический опыт своей семьи, опыт своей службы, который дал возможность наблюдать   «поведенческие реакции моих
командиров и подчин;нных за время службы в Советской Армии и орга-нах Госбезопасности,  за период работы на Ижевском механическом заво-де и в иных коллективах», Алексей Коробейников  сумел сделать для читателя и зрителя достоверными своих героев.
Могу засвидетельствовать, что и моя бабушка Валентина Ильинична Безносова, и ее сестра Анастасия всегда говорили не город, а Завод, подразумевая Ижевск. Так говорили о нашем городе носители языка, речь которых мы записывали во время  диалектологических экспедиций во время учебы в УдГУ в Каракулинском , Якшур – Бодьинском, Кезском районах .
Автор, создавая пьесы, предусмотрел  скромные возможности самодеятельных коллективов: «все сцены могут  быть сыграны в  и простейших
декорациях.»И для осуществления на сцене не потребуется большой коллектив, он может возникнуть и для решения этой конкретной творческой задачи, потому что  « для их постановки требуется не более семи артистов.»
Особенно ценна  та гражданская, общественна позиция, та идея драм, написанных Алексеем Коробейниковым,которая  была целью автора: «Мы сочт;м свою  миссию выполненной, когда наши читатели пой-мут, что  даже несовершенный гражданский мир вс; же лучше, чем Граж-данская война, что все герои или антигерои наших сцен – все чада России,
и все они – Божьи души. И нам оста;тся лишь помнить о них, понять их и,
если можно, простить.  И с этим пониманием строить свою жизнь  в соот-ветствии с нравственными ориентирами,  которые  даны в  Божьих  Запове-дях.»