А.В.коробейников - автор большого количества книг, талантливый прозаик, но в качестве драматурга выступает впервые. Причину в предисловии к драмам он изложил: «Просто количество сокрытой в архивах, а потому и
мало кому известной и маловероятной для обывателя информации в моей
голове «закипело» и потребовало выхода к читателю не только в форме
обстоятельных и толстых, но порой скучных монографий, но и в виде «занятных» и понятных пьесок и небольших поэм.»
Читая предисловие, так и слышится голос автора, его типичные обороты речи, свойственную ему прямоту(не ставит целью кого – то унизить, обидеть или обличить; хотят кушать каждый день; пишут занимательные басни, за которые их покормили и похвалили; меняются басни пропагандистов).
Изумительно сжато показаны в предисловии причины восстания. Так кратко может излагать не каждый, это большое достоинство.
Человек с активной жизненной позицией, общественник, награжденный медалью «Патриот России», в течение многих лет издающий исторический журнал на свои средства редактор и издатель, дайвер, который много лет на свои средства чистит водоемы Удмуртии, чтобы они стали пригодны и безопасны для купания детей и взрослых, - такой человек хорошо понимает, к какой читательской аудитории нужно прежде всего обратиться. И это неожиданное, смелое, продиктованное прежде всего желанием формирования мировоззрения молодого поколения решение – решение создать короткие пьесы для постановки в самодеятельных театрах –это решение думающего активного гражданина своей страны. Достоверность является большим достоинством предложенных режиссерам детских театров пьес: « ни одна коллизия не является придуманной, а диалоги почти в неизмен-ном виде взяты из подлинных документов того времени».
Алексей Коробейников как автор пьес осмыслил и художественные задачи своего замысла: «Короткие сценки позволяют показать процесс расчеловечивания в
виде многомерной процессуальной модели. И множество коллизий мы
можем рассмотреть сразу с нескольких точек зрения: сверху, снизу, со
стороны.» Такая авторская полифония исключает одномерность,неприемлемую для сознания молодых людей, оставляет им поле для собственного понимания с использованием своего жизненного опыта. Автор пьес пытается «рекон-струировать мотивы поступков субъектов истории.» И поступает он как историк, привыкший работать в архивах: «И предлагаемые нами
здесь реконструкции вовсе не беспочвенны, не фантазийны, ибо архивы
сохранили массу источников: делопроизводственной документации, ме-муаров и фотографий, которые поддаются анализу и сопоставлению.»
Автор пишет в предисловии: «Пожалуй,
труднее всего понять мотивы рядовых действующих лиц: на исторической
сцене в период Революции и Гражданской войны сыграли свои роли мил-лионы людей». Многие самые глубокие главы Льва Толстого – историка посвящены в романе «Война и мир» анализу поступков рядовых участников войны, не Наполеона, Александра или Кутузова. Почему выполняются приказы, почему не бросят винтовку те, кому приходится рисковать здоровьем и жизнью?
Используя прием эмпатии и исторический опыт своей семьи, опыт своей службы, который дал возможность наблюдать «поведенческие реакции моих
командиров и подчин;нных за время службы в Советской Армии и орга-нах Госбезопасности, за период работы на Ижевском механическом заво-де и в иных коллективах», Алексей Коробейников сумел сделать для читателя и зрителя достоверными своих героев.
Могу засвидетельствовать, что и моя бабушка Валентина Ильинична Безносова, и ее сестра Анастасия всегда говорили не город, а Завод, подразумевая Ижевск. Так говорили о нашем городе носители языка, речь которых мы записывали во время диалектологических экспедиций во время учебы в УдГУ в Каракулинском , Якшур – Бодьинском, Кезском районах .
Автор, создавая пьесы, предусмотрел скромные возможности самодеятельных коллективов: «все сцены могут быть сыграны в и простейших
декорациях.»И для осуществления на сцене не потребуется большой коллектив, он может возникнуть и для решения этой конкретной творческой задачи, потому что « для их постановки требуется не более семи артистов.»
Особенно ценна та гражданская, общественна позиция, та идея драм, написанных Алексеем Коробейниковым,которая была целью автора: «Мы сочт;м свою миссию выполненной, когда наши читатели пой-мут, что даже несовершенный гражданский мир вс; же лучше, чем Граж-данская война, что все герои или антигерои наших сцен – все чада России,
и все они – Божьи души. И нам оста;тся лишь помнить о них, понять их и,
если можно, простить. И с этим пониманием строить свою жизнь в соот-ветствии с нравственными ориентирами, которые даны в Божьих Запове-дях.»