Что делать 2010

Андрей Назаренко 4
За державу обидно. Что делать?
Андрей Иванович Назаренко,
доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии,
E-mail: anazarenko32@mail.ru. сайт: http:\\www.satmotion.ru

Каждый день по радио, телевидению и в разных печатных изданиях широко
обсуждаются проблемы развития страны: как сделать так, чтобы наши
граждане жили благополучно и были счастливы. Мнения высказываются
самые разные. В качестве наиболее авторитетных высказываний ниже
приведены выдержки из послания Президента Федеральному Собранию 30
ноября 2010 г.

«Год назад в этом зале я представил свою политическую стратегию: опираясь на
ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса
во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески
мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень;
утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на
инновационной основе. . .

Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению
объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях
преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических
разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи. . .
Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях
модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг,
миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого
и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших
людей. . .

Уважаемые коллеги! Всё, что я сейчас говорил, модернизация – это, конечно, не
самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно
назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом
более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодёжи. Ведь модернизация
осуществляется прежде всего для них. Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет
находиться судьба России. . .»

Выдержки из Послания о ходе выполнения поставленных задач:
«Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада, и в этом году
экономический рост составит около 4 процентов. . .
Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она
сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное
достижение . . .»

Задачи сформулированы здорово, имеются и определенные достижения. Как
бы хотелось верить в решение поставленных задач в течение жизни хотя бы
наших детей и внуков! Много лет назад великий русский поэт Николай
Некрасов писал о нашем народе:
«Вынесет все и широкую ясную грудью дорогу проложит себе,
Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

Пошло сто пятьдесят лет. Стихи остаются актуальными… В 20–м веке
нашему народу многократно предсказывали светлое коммунистическое
будущее. Говорили: «потерпите еще немного и все будет хорошо». Ход
истории показал, что эти планы были утопией. Возможно, в руководстве
партии не все верили в коммунистическое светлое будущее. Но ради власти
они были вынуждены четко выполнять «правила игры». Практика
построения в СССР коммунистического общества (которое Н.С. Хрущев
обещал к 1980 г) не выдержала конкуренции с современными
капиталистическими странами. Не являясь профессиональным политологом,
тем не менее, полагаю, что основная ошибка политики КПСС заключалась в
идее диктатуры пролетариата. Невозможно построить счастливое будущее
для потомков ценой миллионов жертв текущего поколения, в том числе,
наиболее грамотной части общества. Полагаю также, что многие
сегодняшние наши проблемы и, в частности, технологическое отставание
являются следствием проведения в жизнь идеи диктатуры пролетариата. Еще
десятки лет наш народ будет «расхлебывать» ее последствия.

Объективная реальность: в магазинах все есть, но это не наша продукция, а
результаты закупок из за рубежа. Основной источник поступления доходов в
казну: наше сырье (нефть, газ, металл). В других важнейших производствен-
ных отраслях – полный упадок. Где наши автомобили, трактора, станки,
металлургическое и другое оборудование, строительные машины, разного
рода приборы, компьютеры, бытовая техника, информационные технологии,
мобильные телефоны и т.д.? Ранее этими видами продукции занимались
целые отрасли. Но они разорились, не выдержали конкуренции с
зарубежными фирмами. Миллионы специалистов остались без работы:
переквалифицировались в менеджеры по продажам, охранники, дворники.
Взгляните на наше село. Многочисленные колхозы и совхозы тоже
разорились. Коровники, птицефермы, техника распроданы и разворованы.
Даже в Московской области значительная часть пахотных земель заброшена,
не используется по назначению. В большинстве случаев сельское население
ведет натуральное хозяйство, деградирует, даже скотину перестало держать.

Эпизод из биографии автора, который в молодые годы работал
конструктором.
Стоящий рядом со мной за «кульманом» Михаил Сергеевич Карпышев был
ответственным (ведущим конструктором) за проектирование и ввод в строй двух
крупносортных прокатных станов. Он отдал этой напряженной и сложной работе
более 10 лет. В то время в Нижнем Тагиле был пущен в эксплуатацию второй из
упомянутых станов. Читаю в газете «Правда» сообщение о пуске в Нижнем Тагиле
крупнейшего в Европе прокатного стана для производства балок и рельсов:
«Отличились слесарь Иванов и монтажник Петров». О М.С. Карпышеве ни слова.
Министерство отметило это событие более правильно. Заводу была выделена
довольно крупная премия. Приказом было оговорено, что половина этой премии
должна быть выдана М.С. Карпышеву. Размышляя о причинах деградации нашей
промышленности, прихожу к выводу, что в настоящее время не только средства
массовой информации, но и конкретное руководство промышленностью действуют в
духе газеты «Правда» того времени . . .

Информация из Интернета. Яндекс. Вопросы Д. Медведеву:
«Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, когда будет повышена зарплата
преподавателям в вузах, ставка доцента 4000р +3000 р за кандидатскую степень. Как
можно прожить молодому специалисту с семьей на такие деньги без подработок на
стороне, что сказывается на качестве преподавания. А зарплата бабушки,
наблюдающей за эскалатором в метро 15000-17000р. Где справедливость? Во всем
мире, преподаватели в вузах одни из высокооплачиваемых людей, но не в России.
Спасибо»

«…В связи с низкой заработной платой в области образования невозможно привлечь
квалифицированных специалистов для работы в средних учебных заведениях.
Остаются работать со студентами не самые лучшие кадры, которые не могут
подготовить достойных специалистов для различных отраслей строительства и
промышленности. Когда решится кардинально вопрос об оплате труда
преподавателей? Небольшое ежегодное повышение тарифных ставок проблему не
решит, так как изначально эти ставки занижены».

Важнейший вопрос: есть ли надежда, что при существующем
пренебрежительном отношении к специалистам нас ждет светлое будущее?
Ответ: до тех пор, пока знания и умение работать не будут цениться
достойным образом, «утвердить статус России как современной мировой
державы, достигшей успехов на инновационной основе», нам не удастся.
Этот ответ основан на очевидных объективных обстоятельствах. Все дело в
том, что подготовка специалистов, способных на достижения «на
инновационной основе» требует не менее 10 – 15 лет упорного труда. В
советские времена в течение длительного времени научно-техническая
интеллигенция была не в почете. Ее даже относили к управленческому
аппарату и временами сокращали. Более благоприятные условия для
подготовки специалистов существовали в закрытых «почтовых ящиках»,
стабильно работающих в интересах министерства обороны (ядерная техника,
ракеты, самолеты, системы ПВО и другие виды вооружений). Именно в этих
отраслях были получены наиболее существенные достижения, хотя и здесь
были большие потери вследствие репрессий («сидели» С.П. Королев, А.Н.
Туполев и многие другие). Приемлемые условия для роста специалистов
существовали и в некоторых других отраслях за счет стабильности и
«привязанности» к жилью. В 90-е годы в результате приватизации,
прекращения финансирования и развала целого ряда отраслей промышлен-
ности произошла кадровая катастрофа. Мощные коллективы разработчиков
новой техники «рассосались», а новые кадры, способные перенять их опыт,
не пришли. Этот «провал» в подготовке кадров существует до сих пор. Он
усугубляется и тем, что и в высших учебных заведениях доля опытных
старых кадров сильно сократилась. Выпускники вузов, как правило, не
остаются работать по специальности, а ищут более денежные места в
банковских структурах, торговле, сфере обслуживания, связи и т.п.

Образовался гигантский класс управленцев, а число умеющих работать и
выпускать продукцию сократилось настолько, что их почти не видно.
Уместный анекдот. Чем отличается командир времен ВОВ от теперешних?
Раньше приказывал: «делай как я!», а теперь: «делай, как я говорю!».

Рекомендации:

1. В первую очередь необходимо обеспечить привлекательность освоения
студентами достижений современной техники. Для этого необходимо
поднять авторитет преподавательского состава во всех технических
вузах. Зарплата всех преподавателей должна быть больше средней зарплаты
в 3 – 5 раз. У аспирантов стипендия должна быть не ниже средней
зарплаты. Это позволит готовить специалистов, способных достичь успехов
на инновационной основе.

2. Необходимо обеспечить достойное положение всех преподавателей школ
и средних технических учебных заведений. Их работа должна быть
престижной.

3. Далее, необходимо готовить новые сотни тысяч рабочих мест,
обеспечивающих расширение профессиональных и социальных перспектив
наших людей. Это очень большая работа, которая требует систематической
государственной поддержки.

4. Наконец, необходимо обеспечить защиту авторов новых технических
решений и изобретений от большого числа желающих к ним приобщиться
без достаточного на то основания.

Эти рекомендации можно выразить более коротко: образование народа,
расширение профессиональных и социальных перспектив наших людей
должно стать основной национальной идеей.

Автор убежден, что реализация перечисленных мер позволит через 10 – 15 лет
заложить основы модернизации экономики и «создать стимулы для
прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных,
творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на
качественно новый уровень; утвердить статус России как современной
мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. . .». В
противном случае, при игнорировании упомянутых мер, нас ожидает судьба
второсортной сырьевой державы.

PS. Автор полагает, что изложенные предложения не будут услышаны
представителями вертикали власти, так как они предпочитают «не
высовываться». Но он надеется, что общественность поддержит эти
очевидные предложения.

тел. (499) 187-02-68,