Пилот особого назначения ч. 1

Николай Мринский
Транспортный самолёт Ли-2 (ПС-84) - небесный грузовик войны.

В этом рассказе речь пойдёт о Герое Советского Союза Кашубе Павле Тарасовиче - пилоте 2-й авиационной группы особого назначения Генштаба Красной Армии. Он родился 3 ноября 1913 г. в селе Киевка ныне Апанасенковского р-на Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Член ВКП (б) с 1940 г. Павел прожил недолгую, но яркую, полную событиями жизнь. Его отец погиб, сражаясь на фронтах Первой мировой. Воспитал солдатского сына честным и трудолюбивым Василий Фёдорович Нестеров, работавший обходчиком на железной дороге. В школе Павел считался очень способным и усердным учеником. Его часто хвалили учителя и ставили в пример другим детям. В то же время Павлик не забывал играть в войнушку, как и все мальчишки, устраивая шумные перемены. Мечты о профессии лётчика появились у него со школьной скамьи. Дома, в деревянном шкафу, хранилась большая подборка собранных газетных вырезок, фото самолётов, лётчиков и конструкторов, которую он часто пересматривал. Тем не менее Павел поступает и в 1933 г. оканчивает Краснодарский кооперативный техникум, а затем продолжает учёбу на планово-экономическом факультете Московского института советской кооперативной торговли Центросоюза СССР. В 1935 г. после окончания второго курса его призывают на два года служить в РККА. Тогда же, как нельзя кстати, появился призыв комсомола: «Стране нужны летчики!» Павел, как активист, не мог не отозваться и по путёвке ЦК ВЛКСМ поступает в Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА им. Сталина.

Учебное заведение было основано 28 июля 1915 г. в Санкт-Петербурге, как офицерская школа морской авиации. С апреля по июнь 1931 г. школа морских лётчиков и летнабов из Севастополя была перебазирована на Кубань, в Ейск. К 2015 г. 252 воспитанника Ейского высшего авиаучилища имени В.М. Комарова удостоены звания Героя Советского Союза, шестерым из них оно присвоено дважды. Более 30 тыс. авиаторов начали свою лётную биографию в Ейске. К 2014 г. 34 выпускника стали героями Российской Федерации. Выпускался Павел Тарасович лётчиком-истребителем в 1937 г. с отличием и название учебного заведения звучало уже несколько иначе - Военная школа лётчиков и лётчиков наблюдателей морской и сухопутной авиации им. Сталина. П.Т. Кашуба был направлен для прохождения службы по охране неба Прибалтики. В начале 1938 г. перенёс тяжёлое заболевание и его списывают из кадрового состава ВВС Балтийского флота. Тем не менее Павел остался в авиации и приступил к работе в Пятигорском аэроклубе сначала начальником штаба, а затем командиром авиаотряда. В сентябре 1938 г. проходили соревнования пилотов, получивших путёвку в небо в аэроклубах страны, без отрыва от производства. В них участвовали команды пилотов из Москвы, Ленинграда, Тулы, Омска, Пятигорска и других городов. У комсомольца П. Кашубы в звене были - столяр Василий Тихонов и учащийся 1-й средней школы Яков Микиньян. Никто из присутствующих тогда на Тушинском аэродроме представителей прессы, судей, самих участников – не принимал всерьёз «соперников» из небольшого курортного города. Их блестящая победа, первое место в командных соревнованиях стали настоящей сенсацией для всех.

В. Тихонов, Я. Микиньян и П. Кашуба были награждены именными часами с вручением денежной премии по 2 тыс. руб. каждому. Безусловно, успех был не случайным, так как обучал лётному делу будущих пилотов и руководил подготовкой к выступлению волевой, отлично знающий технику лётчик П.Т. Кашуба. В те годы в стране интенсивно формировалась воздушная служба охраны лесов от пожаров. Приказом Наркомлеса № 89 от 8 апреля 1936 г. в СССР было образовано 4 авиаотряда, в том числе Северный под № 02 с местом базирования в Красноборске. С того момента на окраине старинного патриархального села развернулось невиданное строительство: аэродром, ангары, цеха, производственные и жилые здания. Сельскую тишину нарушили ревы самолетных двигателей. Село наводнили щеголеватые летчики и специалисты. Молодые ребята из окрестных деревень получили возможность работать в престижной отрасли. Открылись курсы по подготовке лётчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных, авиационных мотористов. К сороковым годам в Красноборске было сосредоточено уже более 20 самолётов, которые охватывали патрульными полетами две области – Архангельскую, Вологодскую и Коми республику. На приоритетное направление, каковым стала авиалесоохрана, привлекались лучшие лётные кадры. Павел Кашуба в октябре 1938 г. был назначен начальником Казанчинского оперативного отделения Красноярского авиаотряда № 03, а потом был откомандирован в Северный авиаотряд № 02 в с. Красноборск Архангельской обл. Это подразделение было предшественником сегодняшней Северной базы авиационной охраны лесов, которая теперь находится в Архангельске.

Здесь Кашуба тоже работал лётчиком пожарной охраны, выполняя патрульные полёты по всей зоне обслуживания. Обнаруживал загорания, определял их координаты, немедленно передавал тревожные сообщения на землю, сбрасывая специальные вымпелы с указаниями и распоряжениями в кордоны или лесничества. В довоенные годы пилот Кашуба налетал около 100 тыс. км, почти 2300 часов пробыл в воздухе. В июне 1941 г. для граждан нашей необъятной Родины наступило время тяжёлых испытаний. Все авиационные подразделения Гражданского воздушного флота (ГВФ) были переведены на военное положение. Патрульные полёты по охране лесов резко сократились. Из Северного авиаотряда 120 чел. ушли на фронт, а вернулось после войны только 20. Павел Тарасович Кашуба в составе 1-й группы красноборских пилотов уже 24 июня 1941 г. был повторно призван в армию и направлен в 1-ю эскадрилью Особой фронтовой авиагруппы связи ГВФ. Одной из самых страшных катастроф советских войск в ходе ВОВ, считается разгром Брянского фронта и образование Вяземского «котла». В "чёрном октябре", по замыслу немецкой операции «Тайфун» были окружены войска 3-й, 13-й, 50-й армий и оперативной группы ген. Ермакова. Немцам не удалось их взять в плотное кольцо и полностью уничтожить, значительные силы с боями прорвались. Во время отступления погиб командующий 50-й армией ген. М.П. Петров, был тяжело ранен командующий Брянским фронтом ген.-п-к А. Ерёменко. Это произошло во время налёта вражеских пикировщиков на КП 3-й армии и позиции артиллерии, где в лесном массиве комфронта как раз и находился. Ю-87 уложил бомбу буквально в нескольких метрах от ген. Ерёменко, но она разорвалась с обратной стороны сосны, возле которой он стоял с биноклем.

Это обстоятельство и спасло командующего. Взрывной волной его оглушило, сбило с ног, а осколки впились в правую ногу и правое плечо. Этой же бомбой был ранен и секретарь партийной комиссии фронта тов. Шумок. Высокопоставленные начальники спаслись чудом. Их подняли, перевязали и понесли в лес... К Андрею Ивановичу Ерёменко подошли ген. Я.Г. Крейзер - командующий 3-й армией, член Военного совета Ф.И. Шекланов и начштаба А.С. Жадов. Они заверили, что примут все меры по выполнению приказа командования фронта и СВГ. О серьёзном ранении ген. Ерёменко сразу же доложили в Москву. Далее из книги воспоминаний Маршала Ерёменко "Вначале войны": - В 20 час. 30 мин. 13 октября в темноте комфронта положили в самолёт По-2, или «кукурузник», как его прозвали фронтовики, чтобы, по приказанию Ставки, перевезти в столичный госпиталь. В самолёт сел и адъютант В.П. Хирных. Машина дважды, безуспешно, пыталась подняться в воздух, но взлётная площадка не позволяла. Это было сжатое поле с высокой стерней. Выпавший накануне снег растаял, земля раскисла и стала топкой, как болото. Всё это очень затрудняло разбег и отрыв. Тогда лётчик, ст. лейтенант Кашуба, попросил раненого генерала не брать своего адъютанта. Несмотря на тяжёлое состояние, комфронта А. Ерёменко с трудом согласился оставить храброго и отважного офицера. Тот протянул руку и покинул самолёт со слезами на глазах, видимо предчувствуя, что с генералом больше никогда не встретится. На следующий день после разлуки, В.П. Хирных был убит осколком снаряда.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2020/01/07/788