Эбенезер Эрскин. Мысли о неверии

Инквизитор Эйзенхорн 2
МЫСЛИ О НЕВЕРИИ
Эбенезер Эрскин (1750)
http://www.the-highway.com/unbelief_Erskine.html

Неверующий уже осужден
Иоан.3.18

Вера - это победа, благодаря которой мы преодолеваем мир; неверие - это победа, благодаря которой мир побеждает нас.
1. Посмотрите, следовательно, очень важную причину, почему служители Евангелия так много говорят на тему веры или неверия. Ведь именно за неверие грешники уже осуждены; и нет никакого способа освободить их от этого осуждения, кроме как заставить их поверить в Сына Божьего. Неверие является главной опорой царства дьявола; и поэтому основные орудия Евангелия должны быть подняты против него. Есть в лучшем случае глупая невежественная шутка некоторых против служителей, почему так настаивают на вере? разве не нужно проповедовать другие вещи? Я отвечаю: другие вещи необходимы на их собственном месте, кроме веры в первую очередь: и пока мы не приведем вас к вере, мы вообще ничего не сделаем, это закладывает фундамент всей религии; и, знаете, глупо думать или говорить о возведении постройки, пока не будет заложено основание. Можем ли мы когда-нибудь заставить вас принять Бога без веры в Его Сына? Нет, конечно: «Без веры невозможно угодить Богу». Мы «оправданы верой без дел закона». Можем ли мы когда-нибудь сделать вас членами Христа без веры? Нет, это и есть связь и союз души с Ним; «Христос живет в наших сердцах верою». Можем ли мы когда-нибудь сделать вас детьми Божьими, тех, которые по своей природе являются детьми гнева, без веры? Нет, «мы - дети Божьи по вере во Христа Иисуса». Именно им, принимающим Его, Он дает силу или привилегию стать сынами Божьими (Ин. 1.12). Если мы будем давить на вас и прививать обязанности святости всеми наилучшими словами и риторикой, мы никогда не сделаем вас святыми, пока мы однажды не насадим вас во Христе верой, и Он будет источником и корнем святости; поэтому сказано, что  Он «сделан от Бога нашим освящением». Одним словом, какие бы обязанности мы ни возлагали на вас, мы призываем вас строить воздушные замки, строить башню без дна, если мы сначала не приведем вас ко Христу той верой, которая действует от Бога.
2. Посмотрите, следовательно, на жалкое и скорбное состояние большинства слушателей Евангелия; они представляют собой группу осужденных, приговоренных к смертной казни. О, если бы Бог послал стрелу обличения в сердца неверующих грешников и убедил их в истинности моего учения, что каждый неверующий уже осужден! Я уверен, что это правда, верите ли вы в это или нет; и вы обнаружите, что это так, рано или поздно. О господа! Вот рукописание против вас, которое может заставить ваши колени подогнуться: неверующий уже осужден!  И  если бы я мог, если это возможно, пробудить вас к серьезным размышлениям и беспокойству по этому вопросу, рассмотрите ли вы, чье это утверждение? Это не что иное, как Божий приговор осуждения. Несколько ужасно быть обвиненным и осужденным человеком; чем тогда должно быть осуждение в суде Иеговы? Судья всеведущ; «глаза Его - как пламя огня», «Он ставит наши тайные грехи в свете лица Своего», чтобы никакое преступление не могло быть скрыто от Него; Его справедливость беспристрастна; Его глаза не могут быть ослеплены взятками: рука Его власти не может быть отстранена от исполнения приговора. Как страшно попасть в руки этого живого Бога! Он действительно поглощающий огонь. Торжественность суда добавляет ужас преступнику; и вы можете увидеть, с какой торжественностью обставлена престол, на котором Он воссел!  О, куда неверующий пойдет за помощью? или где он оставит свою славу в тот день? Если бы холмы и горы могли покрыть его, он предпочел бы скорее быть похороненным под ними, чем предстать перед лицом Агнца, когда Он придет, чтобы явиться миру  как вселенский Судья всей земли. Вы можете прочитать тогда свою судьбу: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный для дьявола и его ангелов» (Мф. 25.41). При вынесении приговора не может быть промедления в исполнении; Судья будет иметь своих офицеров, бесчисленное множество ангелов, готовых к этому служению: эти жнецы соберут плевелы, свяжут их в связки и сожгут. Судья встанет и увидит приговор, исполненный перед его лицом: «Те Мои враги, которые не хотели бы, чтобы Я господствовал над ними, приведите их сюда и избейте передо Мной» (Лк.19.27). Среди бесчисленного множества ангелов, людей и бесов, которые будут зрителями праведной казни, не будет взора жалости; и причина в том, что грешник умышленно через неверие пренебрег Христом, единственным Спасителем, и отказался принять прощение и искупление через Его кровь. Кто пожалеет предателя, который умирает за измену, до последнего отвергая прощение принца, данное ему? Христос принял бы тебя, как курица собирает своих цыплят под своими крыльями, а ты не захотел; и поэтому ты должен умереть без жалости и пощады.
3. Посмотрите, следовательно, насколько правильно Евангелие называется радостным зовом: «Блаженны люди, знающие радостный звук» (Пс. 89.15 KJV). Среди других причин, почему это так названо, мы не скажем, что это приносит провозглашение жизни сыновьям смерти, звук свободы пленнику и прощения бедному грешнику, уже осужденному. Кто-то подумал бы, что намек на помилование осужденного преступника заставит его сердце подпрыгнуть от радости: но, увы! Печальный опыт говорит нам, что Евангелие, которое приносит такие «радостные вести великой радости» осужденным грешникам, встречает очень плохой прием от большинства: «Кто поверил нашей вести, и кому открылась рука Господня?» (Ис. 53.1 KJV).
4. Посмотрите отсюда, насколько необоснованны радость и торжество неверующего мира без Христа.  Мы вряд ли могли бы подумать, что человек, который, будучи приговоренным к смерти и уже приведен к месту казни, будет тратить какое-то свое маленькое время на то, чтобы есть, пить, танцевать и наслаждаться. Все же это именно тот  случай, как с большинством людей; они поднимают арфу, радуются звукам органа; они проводят свои дни в богатстве и легкости, даже не думая, что они уже осуждены великим Богом. Все, что я скажу, чтобы остановить вашу карьеру в настоящее время, таково: победа неверующего грешника коротка, а его радость - на мгновение. В самом деле, вы можете «зажечь огонь и радовать себя искрами; но от руки Господа вы ляжете в печали» (Ис. 50:11).
5. Посмотрите, следовательно, насколько мы обязаны Христу, Который пришел спасти нас от этого тяжкого смертного приговора, под которым мы были: Он не пришел в мир, чтобы осудить мир; но чтобы мир через Него мог быть спасен. Он Сам был осужден, чтобы мы могли быть оправданы. Суд вынес приговор Ему, чтобы он не мог быть вынесен против нас. Он был проклят, чтобы искупить нас от проклятия закона. Когда Адам навлек на себя смерть и осуждение нас и всех его потомков - Христос приходит, и Своим послушанием смерти отсекает это, обеспечивая наше оправдание. «Как преступлением одного, суд пришел на всех людей к осуждению; и все же благодаря праведности Одного дар всех людей привел к оправданию жизни» (Рим. 5.18 KJV). О верующий, признай свои обязательства перед Сыном Божьим; ибо если бы Он, как твой Поручитель, не заплатил твой долг, ты был приговорен к тюремному заключению за это навсегда.
6. Посмотрите, следовательно, что каждый человек обязан и заинтересован исследовать и пытаться выяснить, подпадает ли он под это суровое осуждение, да или нет. Это жалкая вещь - быть приговоренным к смерти и ничего не знать об этом. Человек также никогда не будет стремиться освободиться от этого приговора, пока он не убедится, что он действительно находится под ним. Я дам вам несколько следующих знаков осуждения.
Во-первых , вы, кто еще никогда не видел себя осужденными на суде закона и совести за грех и, в частности, за грех неверия, вы, несомненно, приговорены к смертной казни по сей день;  потому что первая работа Духа, когда Он приходит, чтобы освободить бедную душу от осуждения, это «обличить  мир в грехе; в грехе, потому что  не верят Ему» (Иоан.16.8,9).
Во-вторых, вы, чьи умы настолько ослеплены невежеством и предубеждением против Христа, так что вы «не видите в Нем никакого вида или величия», несмотря на яркие проявления Его славы, которые даны нам в Слове. Если наше Евангелие будет сокрыто, оно сокрыто для потерянных, ибо "бог этого мира ослепил умы тех, кто не верит, чтобы свет славного Евангелия Христа, Который есть образ Божий, не осветил их » (2 Кор. 4. 3-4 KJV).
В-третьих, вы, приступившие к закону в качестве завета и  ищущие жизни и праведности от первого мужа, вы до этого момента приговорены к смертной казни; ибо «утверждающиеся на делах закона находятся под проклятием». Если вы никогда не знали, что значит быть мертвым для закона телом Христа, иметь как можно меньше надежды на жизнь и спасение от закона и его дел, как если бы вы за всю свою жизнь ни разу не выполняли ни одного долга, подчиняясь закону, вы в таком случае находитесь в браке с законом, и следовательно, подчиняетесь приговору закона. Да, я с энтузиазмом скажу, что законник или самодовольный человек, на шаг дальше от небес и вечной жизни, чем грубейший из грешников. «Мытари и блудницы, - говорит Христос, - войдут в Царство Небесное перед вами».
В-четвертых, вы, кто отвергает обязательство закона как правило послушания, с притворной надеждой на спасение по благодати, без дел закона, также находитесь под клятвой. Весь практический антиномизм, который следует своим похотям, находится под властью неверия и, следовательно, уже осужден за то, что он лгал, ругался, пил, считая себя верующим. Будете ли вы притворяться людьми святого Бога, членами святого Иисуса, заключившими святой завет, наследниками непорочного наследства, и все же погрязать в своих грехах, или хранить какое-либо известное беззаконие в своих сердцах? Нет, но Сам Бог говорит: «Что ты должен сделать, чтобы объявить уставы Мои, или как ты должен взять Мой завет в уста твои, видя, как ты ненавидишь наставление, и оставляешь Мои слова за собою». О господа, те, кто мертвы для закона как завета, настолько далеки от того, чтобы отказаться от его обязательств как правила долга, но они связывают его с собой как с украшением , выбирая его как свет ноге своей, и светильник пути их. Мы не без закона перед Богом, когда под законом перед Христом. Закон настолько дорог и сладок истинному верующему, что это предмет его размышлений днем и ночью. "О, как я люблю Твой закон!" - говорит Давид: как если бы он сказал: «Я люблю его так сильно, что не могу сказать, насколько я люблю его:« Моя душа сокрушается от тоски, которую она имеет по закону Твоему всегда» (Пс. 118:20 KJV).
7. Неужели каждый неверующий является осужденным преступником перед Богом? О, тогда будьте обеспокоены своими сердцами, чтобы избавиться от того мрачного приговора, под которым вы находитесь. Что еще может быть предметом беспокойства, если не это? Я прихожу, во имя Божие, чтобы сказать вам, что это не невозможно; да, я осмелюсь пойти дальше и сказать вам, что, если вы только услышите, ваши души будут жить, а не умирать в соответствии с тем осуждением, которое было вынесено против вас. Смею обещать вам не только отсрочку, но и прощение; ибо так говорит великий Судья как примиренный Бог во Христе бедному дрожащему грешнику, осужденному согласно его святому закону; «Я, Тот, Кто очищает твои проступки ради себя и не вспомню твоих грехов» (Ис. 43.25 KJV). Вот акт благодати, принятый на престоле благодати, запечатанный кровью Агнца, провозглашенный на высотах, так что никто не сможет отговариваться невежеством, и что каждый осужденный грешник может воспользоваться этим, и войти в царское искупление Царя, возложенное на удовлетворение, принесенное правосудию Его вечным Сыном (автор не признает ограниченное искупление. - Пер.). О, тогда, господа, «слушайте, и ваши души будут жить, и Он заключит с вами вечный завет, даже верные милости Давида» (Ис. 55.3), «О земля, земля, земля, услышь это слово Господа".
Я пришел не для того, чтобы рассказать вам, как вы можете быть богатыми, великими и почетными в мире; эти вещи - просто мелочи для людей в ваших обстоятельствах. Если вы придете к осужденному на смерть и поговорите с ним о богатствах, почестях, коронах, одеждах, скипетрах и царствах: увы! будет ли он готов сказать, что все это для меня? Я убогий человек, идущий в другой мир через несколько часов; если вы можете сказать мне, как я могу спасти свою жизнь или как я могу избавиться от своего приговора, цепей, тюрьмы, вы скажете что-то для этого. Это и есть случай с тобой,  грешник;  ибо «преступлением одного суд приходит на всех людей к осуждению». И поэтому,  бедный преступник, послушай, преклони ко мне с верой слух на несколько мгновений, и я скажу тебе, как несомненно ты спасешься ,
 Вопрос. О, может быть, бедный преступник скажет: как это возможно? Я отвечаю: у меня нет совета, чтобы дать тебе, кроме одного; это старый совет, новый совет и единственный совет, который можно дать, пока стоит мир; это то же самое, что Павел и Сила сказали бедному человеку, дрожавшему перед Божьим страшным чудом и возопившему: «Что я должен сделать, чтобы спастись?». Они дали ему простой совет, который я даю вам сегодня: «Верь в Господа Иисуса Христа, и ты будешь спасен» (Деян. 16:31): в соответствии с тем, к чему относятся слова Самого Христа, в первой части стиха, где и есть мой текст: «Верующий в Сына Божия не судится» и ст. 16: « Всякий, верующий в Него, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную».
Вопрос. Вы советуете нам верить во Христа; но, пожалуйста, скажите нам, что это значит - верить в Него? У вас есть ответ в вашем катехизисе: верить - это «принять Христа и положиться на Него одного для спасения, как оно предлагается в Евангелии»; или, другими словами, верить Ему и доверять как Спасителю грешников, спасение своей потерянной души, на основании Его собственного призвания и повеления в слове. Дело и занятие Христа - спасти то, что было потеряно. Теперь вы все знаете, что значит доверять человеку в его профессии и занятии. Вы, кто имеет какое-то юридическое дело, знаете, что значит доверять своим адвокатам ваши самые важные проблемы, когда все решение вашего дела зависит от судей. Точно так же вы должны поверить в свидетельство Бога о Христе в слове, чтобы доверить ему, как Спасителю грешников, спасение, в частности, вашей собственной души. Я говорю, что это дело, служение и занятие Христа  - спасать грешников; и Он так исполняет дело спасения, что говорит: «Придите ко мне, Я никоим образом не изгоню вас". И, следовательно, мы верим в Него в Его деле; мы отдаем свою осужденную душу в руки Спасителя грешников, ибо это и значит верить в Него и полагаться на Него. О, какое же счастливое подходящее единство, когда грешник и Спаситель грешников встречаются вместе! У некоторых есть представление: когда мы просим их поверить, мы предлагаем им совершать великие дела как условие спасения. Но это ошибка. Вера - это отдых от дел ради спасения, когда мы полагаемся только от Христа ради спасения от греха и всех его последствий. Это и значит получить спасение, уже совершенное и подготовленное к вам и приближенное к вам в слове благодати. Но я не должен идти дальше в описании веры в настоящее время.
Вопрос. Какое влияние, вы можете спросить, окажет наша вера на то, что мы освободимся от этого осуждения, под которым мы находимся? 
Ответ. Многое во всех отношениях. 
1. В тот момент, когда вы верите, вы становитесь членом Христа как Главы нового завета. Находясь под властью неверия, вы являетесь членом тела и похотей Адама и, следовательно, живете согласно завету Адама, который является проклятием и осуждением завета для всех, кто находится под ним; «суд приходит ко всем людям, чтобы осуждать» через нарушение Адамом этого завета; но, поверив, вы становитесь членом тела Христа, второго Адама, главы нового завета, завета благодати и обетования, в котором нет ничего, кроме благословений для души, которая овладевает им: «Поэтому теперь нет осуждения для тех, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8.1 KJV). Не сказано, что в верующем нет ничего виновного или осуждаемого; но нет осуждения ему; он больше не несет ответственности за  преступление завета Адамом,  ибо Христом, его славный Поручитель, понес ее на Себе и вместо него; ибо  было бы несовместимо с правосудием, требовать выплату одного и того же долга как от лица, осуществляющего поручительство, так и от самого должника.
2. Чтобы прояснить это еще дальше, скажем, что бедная душа, веруя, состоит в браке с новым Мужем,  Христом, и находится под Его крышей, скрытой в Его Крови и праведности. Осуждающий закон призывает не предпринимать никаких действий против этого, ибо этот новый и лучший Супруг действительно сделал свою супругу свободной, вменяя ей праведность по закону: «Вы умерли для закона телом Христовым (или предложением Его тела на кресте), чтобы вы вступили в брак с другим, с Тем, Кто воскрес из мертвых» (Рим.7.4 KJV). Он делает для нас то, чего не мог сделать закон, из-за искажения природы; в частности, «осуждает грех во плоти, чтобы праведность закона исполнилась в нас". Потому Христос является "концом закона к праведности для каждого верующего ». И если закон имеет конец и будет исполнен верующим благодаря его союзу и браку с Сыном Божьим, как он может быть склонен к тому, чтобы совершить осуждение, или какие-либо наказания?
3. В тот момент, когда осужденный грешник уверовал во Христа, он вошел в наследники новой семьи, как член нового сообщества: он пришел не на гору Синай, а на гору Сион; е в земной Иерусалим, который в рабстве, но в небесный Иерусалим, который свободен. Он «больше не чужой и не иностранец, а согражданин со святыми и домом Божьим». Он входит в общее собрание и церковь первенцев. Он становится «наследником Бога и сонаследником с Иисусом Христом», и наследство закрепляется за ним в соответствии с уставом, в котором нет раздражающих оговорок. Нет, нет: приняв завет Божий по вере, он имеет имя и место в стенах дома Божьего, даже вечное имя, которое не должно исчезнуть; и поэтому он должен быть свободен от осуждения, под которым он был, прежде чем поверить.
4. В тот момент, когда вы верите, ваше дело передается в новый суд; я имею в виду, от трибунала правосудия до места милосердия, где все действия и беседы, которые проходят, являются актами благодати и милосердия, актами помилования и принятия в Возлюбленном. Никакие приговоры осуждения не проходят в суде благодати: нет; это не согласуется с характером суда. О, пусть каждый виновный грешник, который окажется осужденным в суде закона и совести, возьмет свое дело в торжественной апелляции в этот суд; ибо суд открыт для всех сторон, и Господь милостивый и милосердный, Который восседает на этом престоле благодати, получает все обращения к нему и ни в коем случае не изгонит грешника и не отменит его апелляцию. Следовательно, «давайте смело придем к престолу благодати, чтобы мы могли получить милость и обрести благодать, чтобы помочь нам в трудную минуту».
Вопрос. Но (вы можете сказать), если с верующим дела обстоят так, что он не подпадает под действие закона, не может осуждаться, тогда он может жить так, как он хочет. Разве эта доктрина не открывает широкие двери для распущенности? Ибо если человек верующий, согласно этой доктрине, ему нечего бояться, и он может делать то, что хочет. Разве не лучше, чтобы служители отказывались от доктрин, которые могут подвергаться такому злоупотреблению?
Я отвечаю,
1. Должен быть раскрыт весь совет Божий, и ни одна йота Божественной истины не должна быть подавлено, хотя весь отвратительный мир готов сломать себе шею, извращая ее к своей погибели. Евангелие будет благоуханием смерти для некоторых; Распятый Христос будет камнем преткновения и камнем обиды. Но должны ли мы из-за этого перестать проповедовать Христа и Его Евангелие? Не дай Бог; мы не должны заставить голодать детей Божьих из страха, чтобы собаки не погнались за ними до собственной гибели.
2. Я знаю, что плотский евангелист, у которого в голове есть некоторые в принципе верные представления о благодати Божьей, может злоупотреблять доктриной свободы верующего от осуждения в силу его единства с Христом, но благодать Божья в сердце учит прямо противоположному этому, а именно: «отвергать все нечестие и мирские вожделения и жить трезво, праведно и благочестиво в нынешнем мире».
3. Хотя верующий будет освобожден от закона как завета и его осуждения, через Христа, тем не менее он ни в коей мере не проложит путь к распущенности; потому что в то же время, когда он освобождается и оправдывается от своего обязательства перед законом как заветом, он вступает в более прочные и более сильные связи, чем когда-либо, чтобы подчиниться ему как правилу долга.
В заключение я назову некоторые из этих задач послушания, под которыми остается верующий, даже когда он освобожден от осуждения.
Во-первых, он все еще находится под властью царской власти великого Бога, как Создателя и Искупителя. Авторитет и обязанность божественного закона никогда не могут быть уничтожены, пока Бог есть Бог, а творение - творение.
Во-вторых, он находится под влиянием интересов, чтобы подчиняться Божественному закону. Это правда, что его послушание не дает ему титул и награду славы; только его союз со Христом, Наследником всего, дает ему все это; но все же его личное послушание является доказательством и декларирует его титул через Христа. И разве это не важно для верующего, чтобы он претендовал на славу и вечную жизнь, очищался и открывал Богу свою душу? В этом смысле я понимаю это слово: «Блаженны те, которые исполняют его заповеди, чтобы они имели право на древо жизни и могли войти через ворота в город» (Откр. 22.14).
В-третьих, он все еще находится в святом страхе: «Я вложу Свой страх в их сердца, чтобы они не отступили от Меня» (Иер. 32:40). Это не рабский страх перед адом и мстительным гневом, поскольку это несовместимо с его свободой от осуждения, но это сыновний страх перед Богом как Отцом, проистекающий из нежного отношения к Его власти, заложенного в заповедях закона. Хотя верующие не боятся быть брошенными в ад; все же они «боятся Того, Кто способен бросить душу и тело в ад». Хотя у них нет оснований бояться Его как мстительного и осуждающего Судьи; тем не менее, у них есть много причин бояться Его как наказывающего Отца, чтобы Он «не посетил их преступление с жезлом и их беззаконие ударами», потому что они не могут остаться без наказания. «Только вас Я знаю из всех земные народов; поэтому Я накажу вас за все беззакония».
В-четвертых, он находится под влиянием любви. Он учится любить Господа, Бога своего, всем сердцем, душой, силой и разумом; и эта любовь Бога во Христе, как крепкая веревка, притягивает его на пути послушания: «Любовь Христа сдерживает нас», - говорит Павел. Эта любовь, заложенная в сердце верующего, обладает такой силой и мощью, что «многие воды не могут ее погасить, и все потопы не способны ее утопить» (Песнь 8.7; Рим. 8.35.39).
В-пятых, он находится под влиянием благодарности; будучи купленным дорогой ценой, он учится прославлять Бога в душе и теле, которые принадлежат Ему. Христос избавил его от руки Своих врагов, и он служит Господу без страха, в святости и праведности, во все дни своей жизни. Верующий, будучи освобожденным из руки осуждающего закона, говорит Христу, как люди Израиля Гедеону: «Управляй нами; ты спас нас от руки врагов наших» (Суд. 8:22 KJV). Предположим, что король может не только помиловать мятежника, но и восстановить его утраченное наследство, продвинуть его на самые высокие почетные места около трона, даже сделать его своим сыном, своим наследником и воссадить его на престол с собой: не будет ли этот человек гораздо более обязан служить и повиноваться королю, чем если бы он никогда не получал таких исключительных милостей от его руки? Нет такой связи покорности, как связь благодарности с простодушным духом.
В-шестых, он находится под влиянием обновленной природы. Человек становится причастником Божественной природы, благодаря которой жизнь Бога, Его любовь и закон Божий заложены в его самом сердце; и это сильная связь с послушанием: «Я вложу свои законы в их разум и напишу их в сердцах их» (Евр. 8.10). Он выгравирован перстом Святого Духа: его сердце отлито в Божественную форму, вплетено в волю Божью, Его волю наставления и волю провидения; так что он «наслаждается законом Божьим по внутреннему человеку. Закон его Бога находится в его сердце», и поэтому ни на одном из его шагов он не споткнется.
 Наконец, обитание Святого Духа - это еще одна действенная связь с послушанием: «Я вложу в вас дух Мой и заставлю вас ходить по уставам Моим; и вы будете творить суды Мои и исполнять их» (Иез. 36:27). Это закон Духа жизни, который во Христе Иисусе, делает их« свободными от закона греха и смерти». И будучи ведомыми Духом, они не исполняют похоти плоти. В заключение, та самая благодать Божья, которая освобождает их от закона как завета, связывает их с ним как правилом (Титу 2:11, 12).
Это некоторые евангельские узы послушания: и вы, кто никогда не знал, что значит иметь свои души под их сладким влиянием, но только повиноваться закону, чтобы приобрести титул на небеса или искупить свои души от ада и гнева, я, во имя Бога, провозглашаю тяжелое осуждение из моего текста против вас: а неверующий уже осужден.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn