14. Об удовлетворении естественных потребностей в

Александр Жданов 2
НЕМНОГО ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ.
из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."


                Счастье — это увидеть туалет и успеть до него добежать.
                М. Жванецкий

                «Следует приучить бойцов перед выступлением оправляться.
                Такая привычка имеет очень большое практическое значение
                по предотвращению распространения заразных кишечных
                заболеваний; в условиях современной войны, когда по одной
                и той же дороге движутся крупные воинские соединения,
                важно эти дороги и прилегающую к ним территорию сохранить
                в опрятном состоянии»   

                «Элементы полевой гигиены для командира Красной армии.»
                В.А. Волжинский, М.С. Лифшиц, Г.В. Прохоров.
                Наркомздрав СССР, Медгиз. 1941 г.
               



      Как- то один из наших кадет, то есть выпускников нашего Киевского Суворовского военного училища*, на ежегодной традиционной встрече 24 ноября* рассказал мне, как он в 68 году после ввода наших войск в Чехословакию, будучи командиром части столкнулся с небольшой, но деликатной проблемой. Танки тогда на улицах Праги стояли круглые сутки.  В них можно было спать и есть, пищу привозили из места дислокации части в термосах. А вот что делать с отправлением естественных надобностей его подчиненные придумать не могли. На самом деле, не станешь же справлять нужду под стены городских домов. Во двор тоже заходить с этой целью было бесполезно. Общественных туалетов там на улицах не было. Старинный город, многоэтажные дома, дворы -  колодцы. Всё вылизано, плюнуть и то неудобно. К местным жителям не попросишься, кому захочется, чтобы к нему домой солдаты с автоматами толпами в туалет ходили.
Не додумались тогда ещё, как впрочем и до сих пор, до полевых армейских сортиров. 

      И тогда наш бывший кадет заметил круглую чугунную крышку на площади. А что, если это канализация? Дал команду проверить, но так, чтобы никто ничего не заметил.
          Подогнали танк, поставили точно над этой крышкой,  через нижний танковый люк  проверили - оказалось, что да, это городская канализация.  С этого времени все солдаты и офицеры части ходили в танк по нужде. Проблема была решена.
        Прошло время, контрреволюцию разгромили. Местные жители познакомились и даже подружились с нашими солдатами.  Выносили им угощенье, воду и даже пиво.  А когда поступила команда возвращаться в Союз, местные власти организовали дружеское застолье, куда пригласили естественно и командира части.  Местный районный голова в беседе с полковником всё допытывался, что же это такое  было в том танке на площади, что все наши солдаты туда постоянно ходили.   
Разумеется, пришлось командиру как-то выкручиваться.

         Вспомнить эту байку мне пришлось в конце 70х, когда наша воинская часть - 14 Полевой узел связи генерального штаба выехала на учение.  Для тех, кто не заканчивал военных академий, поясню, а тем, кто их заканчивал, напомню, что согласно теории и практике оперативного искусства в те годы связь в наступательных   операциях объединений обеспечивалась полевыми узлами связи из нескольких положений. В объединениях могли быть развернуты Передовой командный пункт (ПКП), Командный пункт (КП), Запасной командный пункт (ЗКП) и   Тыловой командный пункт (ТКП) при каждом из которых развёртывался свой узел связи. Этим и обеспечивалась живучесть управления в боевой обстановке, т.к. при выводе противником из строя КП, командование объединением передавалось ЗКП и так далее.  Кроме того, наличие нескольких положений пункта управления объединения позволяло обеспечить необходимую скорость продвижения, или по-военному средний темп наступления войск, который в середине 70х годов даже в условиях применения ОМП* должен был составлять 70-100 км сутки.
   
    Обеспечение непрерывного управления войсками при этом достигалось тем, что после перемещения передовых частей вперед на необходимую глубину выполнения боевой задачи, КП объединения передавал управление командованию с подчиненными соединениями и Генеральным штабом  на ПКП, который после передачи становился КП. Узел связи бывшего командного пункта (КП) свертывался, а продвинувшись и развернувшись в новом месте впереди, становился передовым командным пунктом (ПКП). Далее все повторялось до полной победы над врагом.

    То есть очевидно, что связистам высших звеньев управления в случае успешного развертывания наступательной операции, необходимо было часто свертывать узлы связи, перемещаться с большой скоростью на сотни километров вперед и развертывать их снова.  При этом связь командованию объединения должна была обеспечиваться непрерывно.

      Так вот, в конце 70-х на Украине, под Киевом, через несколько дней после начала крупных учений я, тогда начальник станции Т-222 П (телефонная, засекреченной связи гарантированной стойкости, полевая), получил команду в составе мобильной группы  совершить марш-бросок в район развертывания нового КП под Львов (на расстояние около 540 км.)
          До меня, старшего лейтенанта, подробности задачи не доводили. Было сказано только, что надлежит в составе колонны совершить марш. Карта с точными координатами пункта назначения была возможно только у старшего -  майора, начальника отделения одного из центров нашего 14 Полевого узла связи, в распоряжение которого я для этого поступал со своей станцией.

    Он выстроил всех старших машин и отдал приказ на марш. Мы должны были двигаться в составе колонны с довольно высокой скоростью, соблюдая установленную дистанцию и, главное, не отставать, чтобы не потеряться. Нормальной в то время считалась дистанция, величина которой (в метрах) численно была равна скорости движения (в км/час). Например, если скорость движения для автомобильной колонны была 30 км/час, то дистанция между автомобилями должна быть не менее 30 м.

     Обычно в Подмосковье, где мы часто ездили по уже не раз проезженным дорогам на полевые занятия в составе колонн телефонного центра, или нашего отделения,  скорость у нас была небольшой - 30 -40 км в час, А тут  сразу понеслись как угорелые, в  среднем около восьмидесяти. 

   Наверное многие ещё в Союзе видели, как передвигались по улицам и дорогам колонны автобусов с детишками летом в пионерские лагеря: впереди и сзади милицейские машины сопровождения, скорость около 40 км в час. Зелёный свет давали на всех перекрёстках и горе было тому водителю, который, замешкавшись,  не пропустит колонну! А теперь представьте, что было, когда по улицам и дорогам неслись наши огромные военные грузовики на скорости 80-90 км в час!

      Т-222 - станция на базе ЗИЛ-131 и с КУНГом*   представляла собой довольно громоздкую и тяжёлую аппаратную, которой управлять было не очень просто, учитывая большой тормозной путь, тем более на такой высокой для колонны скорости. Никаких машин сопровождения ГАИ* или ВАИ* с нами не было. То есть мы неслись по обычному шоссе сами, обгоняя попутный гражданский транспорт. Местные жители ведь жили обычной своей повседневной жизнью, далёкие от наших военных игр.   Мой водитель был солдатом второго периода службы и, хотя все вновь прибывавшие к нам в часть на должности водителей молодые бойцы совершали сразу 500 километровый марш один раз в самом начале службы обязательно, большого опыта езды в колоннах на длительные расстояния за городом и на высоких скоростях у него не было.  Так что и водила, и я вынуждены были быть очень внимательными и ни в коем случае не отвлекаться. 

    Нам повезло в одном: мы ехали почти по прямой трассе, совсем без поворотов.  Не проезжали мы и через крупные населенные пункты со светофорами и массой перекрестков.
   Первые пару часов пронеслись быстро и без остановок, я уже думал, что майор должен вот-вот объявить привал, но колонна шла всё дальше, не сбавляя скорости, не было никаких признаков того, что скоро остановимся.  Связь в колонне отсутствовала и спросить, когда будет остановка было не у кого.

   Часа через три водитель вдруг сообщил, что ему захотелось справить малую нужду, Ожидая, что вот-вот все-таки будет привал, ведь по идее он должны был быть хотя бы раз за 3-4 часа, я посоветовал ему потерпеть. 

   Но время шло и ничего не менялось. Постепенно приспичило выйти и мне.
Я стал прикидывать возможность где-то остановиться на пару минут. Проблема была в том, что вдоль дороги или все время располагались дома и участки с невысокими заборами, через которые дорога свободно просматривалась из окон домов, или вокруг простиралось совершенно открытое пространство, и остановившись, пришлось бы делать своё дело на виду у очень часто проезжавших мимо в обе стороны машин, в том числе и рейсовых междугородних автобусов.  Я всё время ждал, что вот-вот появиться хоть какая–то роща, группа деревьев, или кустарник, за которыми можно было хотя бы частично укрыться от чужих глаз, но напрасно.
   
   На бедного водителя было уже жалко смотреть: на лбу выступил пот, рот скривился в обиженной, страдальческой гримасе. Я тоже держался из последних сил.

     Ну, что же, надо было принимать решение.  Дальнейшая отсрочка могла привести к ещё более неприятным последствиям.

     Вспомнив усвоенное в кадетском детстве правило «пусть лучше лопнет совесть, чем мочевой пузырь», я дал команду остановится в первом же попавшемся более, или менее подходящем месте: главное уже, чтобы не на автобусной остановке, или не под окнами дома.      
   
    Не обращая внимания ни на что, мы, выскочив из кабины, припали к колесам. 
Облегчение было неимоверным. Конечно, мне было крайне неудобно  и я даже сейчас краснею при воспоминании, но что было делать?   

     Решив проблему, мы бросились догонять колонну и, как ни странно, это не заняло   много времени.  Судя по всему, начальник даже не заметил наше отставание, а, оказавшись на месте назначения, мы, как обычно развернули станцию и вошли в связь. Учение успешно продолжалось.

         Меня тогда больше всего задело, что никто из вышестоящего командования на наши проблемы внимания не обратил и похвального слова мы не услышали: всё было, как всегда, обычные такие себе мелкие повседневные трудности.

     Уже много позже, вспоминая действия майора, я понял, что возможно его решение двигаться с большой скоростью и без привалов объяснялось как раз невозможностью выбрать для колонны удобное во всех отношениях (в том числе и с наличием туалетов) места для привала.  Ну, а как выходили из положения другие старшие машин, не знаю. Видимо так же,  или в меру своей сообразительности.

P.S.
Кстати, много позже ,в Афганистане , где я служил с 79 по 82 год, мне приходилось видеть, как проблему малой нужды решали в городских условиях афганские военнослужащие: просто садились на корточки, спустив штаны и делали своё дело.  Угрызениями совести  они при этом видимо никогда не мучались.
Действительно, зачем, если, как сказал наш, понимаете ли,  древний мудрец Сенека: "Что естественно, то не безобразно"!.
____________________________________
Примечания:
*- Киевское суворовское  училище  - существовало с 1943 по 1992 год, сделав 44 выпуска, или около 14 000 будущих офицеров и генералов, (так в нашей роте, одной из трех выпускавшихся в 1970 году, в последствии стали генералами двое.)
*  24 ноября -  в этот день ежегодно выпускники Киевского СВУ отмечают дату его создания  – 24 ноября 1943 года.
*- ОМП- оружие массового поражения  — оружие крайне большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на относительно больших пространствах и площадях.
* - КУНГ -  аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита.
Наиболее распространён стандартный каркасно-металлический кузов-фургон, собранный из стальных уголков и швеллеров, обшитый снаружи алюминиевыми листами, а внутри — пропитанной лаком фанерой. Пустоты между обшивкой заполняются панелями армированного пенопласта. Все кузова, независимо от специализации, снабжались системами отопления, вентиляции, потолочными плафонами освещения и бытовым оборудованием. Устанавливался на шасси автомобиля типа ЗИЛ-131.
* - ГАИ, ВАИ – Государственная автомобильная инспекция, Военная автомобильная инспекция
Основной задачей военных автоинспекций являлось обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах.