Разные разности Часть II Глава III

Сергей Романюта Лизнёв
В своей жизни человек постоянно обращается к опыту уже приобретенному, как своему собственному, так и к опыту человечества вообще. Любую доселе неизвестную вещь или явление человек пытается сравнить с тем, что уже видел или о чём знает, хотя бы понаслышке: «Я думаю, Петька, этому зайцу лет семьсот», пример идентификации осла из анекдота. И не удивительно если увиденное или услышанное не укладывается ни в один из сформировавшихся в голове образов, оно вызывает чувство раздражения и недоверия.

Если вкратце и однобоко, то историю человечества можно представить так: приблизительно XIII век – изобретение огнестрельного оружия, в частности, пушки. Первая половина XIX века – изобретение нарезного оружия. Середина века XX – изобретение атомного оружия.
Конец XIX – полет братьев Райт, метров тридцать пролетели. Середина XX века – первые реактивные самолеты и всего лишь через двадцать лет Юрий Гагарина сказал своё, ставшее легендарным: «Поехали!» Простенько и со вкусом.

***

Получается, чем больше и большее делает человек, тем меньше времени ему потребно для создания чего то нового, более совершенного и эффективного. Багаж дел сделанных постоянно увеличивается и человек придумывая и делая использует ранее созданное, как пример или же в помощь создаваемому.

Могли ли конники Чингиз–хана или же Тамерлана изобрести чапаевскую тачанку? Теоретически могли – деревья в те времена росли, железо и другие металлы уже выплавляли. Порох китайцы придумали задолго до них. Да, лошади на Земле тоже водились. Вроде бы  всё просто, возьми что нужно, соедини где надо и в результате песня: «Эх, тачанка – ростовчканка» звучала бы несколько по иному, примерно как: «Эх, тачанка – чингизчанка…»

Но что–то не позволило им это сделать и даже не то, что тогда никто до этого не смог додуматься. Великий хан приказал бы, додумались, у них с этим было строго. На то время не было опыта для создания этой самой тачанки. Не была сделана масса дел, не совершена масса действий, которые в своей совокупности и создали условия для совершения действий под названием: «создание патрона», «создание пулемета», «создание стратегии и тактики применения тачанок в бою».  Ладно, хоть какие–никакие, телеги тогда всё же были.

***

В стародавние времена времени на какие–либо выкрутасы и прочие «безобразия» просто–напросто не было. Основной и единственной задачей было выжить и по возможности оставить после себя потомство. Не потому ли средняя продолжительность жизни человека в доисторические времена составляла около тридцати лет, что практически всю свою энергию он затрачивал на действия, приносившие минимальный эффект?

Это сколько же надо пробегать с каменюкой или же с дубиной для того, чтобы прибить какую–нибудь зверушку и элементарно, позавтракать? Да и такого понятия как завтрак наверняка не существовало. Добыл что–то, вот тебе завтрак–обед–ужин сразу, хочешь, разделяй, не хочешь, лопай сразу и носись сломя голову покуда еще что–нибудь не добудешь.

Придумали лук со стрелами, одомашнили некоторых животных, стало полегче, но опять не то. Надо и охотится и за скотиной смотреть, и за огородом глаз да глаз нужен, потому что выращивать ту же пшеницу и овощи недалеко от дома всё–таки додумались. Это лучше чем каждый раз искать, и неизвестно найдешь или нет.

***

Пардон, но человечество придумало рабство. Это не извращение психики человеческой, а всего лишь производственная и жизненная необходимость, так сказать. Земли вокруг много и всего что по ней бегает и на ней растет тоже много, а рук не хватает, людей мало.

Эффективное применение энергии как средства для совершения действия: пошёл служить вождю или царю какому–нибудь. Царю, ему тоже не хочется своими руками хлеб насущный добывать, энергию нерационально растрачивать. Вот он и придумал государство, сплотив вокруг себя удалых молодцов, которые ради добычи в виде всякого барахла и рабов, были готовы к черту на рога лезть. Энергия, требовавшаяся ранее для охоты и ведения домашнего хозяйства была высвобождена для приумножения оного другим, более эффективным способом – войной.

Кстати, вопреки тенденциозной пропаганде, раб не был такой уж в прямом смысле этого слова, вещью. Вы будете в сиюминутном психе выбрасывать в окно стиральную машину или холодильник? Не думаю. Раб был ограничен в свободе выбора, но не был ограничен в праве выбора того или иного труда. Да и стоили они недешево, так что разбрасываться своими рабами мог только очень глупый человек. В Древнем Риме рабовладелец был обязан содержать раба до конца его дней даже в том случае, если последний утрачивал работоспособность. И убить не мог, за это наказывали, и не хило.

***

Наверное, в конце концов стало стыдно, потому и начали придумывать различные машины и механизмы, как средство повышения эффективности применяемой энергии. Два солдата из стройбата заменяют экскаватор не потому, что такие сильные и ловкие, а только потому, что экскаваторы в армию не призывают, в стройбат в частности.

И получилось так, что самым эффективным способом для действия и изменения окружающего мира стала война. Воевали всегда, раньше вообще чуть что не то: «В атаку, вперёд!» Процесс истребления себе подобных требовал и требует всё новых ухищрений, и умственных, и технических.

Вроде бы сугубо мирная вещь – жевательная резинка без сахара, а была создана во время войны и для войны. В американской армии зубные щётки  полагались только офицерам, а что, хороший стимул для карьерного роста. Солдатам же предлагалось обходиться жевательной резинкой, а поскольку этой самой резинки с натуральным сахаром на всех не хватало, для гражданского населения Америки придумали жевательную резинку с заменителем сахара и оказалось, что она якобы полезна для здоровья. Несколько похожая история и с микроволновой печкой.

Кроме того война, как ситуация экстремальная, несет в себе функции естественного отбора, уж простите за цинизм. Первыми на войне гибли и гибнут самые сильные и самые смелые, те, кто не боится с пистолетом наперерез танку пойти. А выживают пусть и не самые сильные, но зато самые хитрые и умеющие быстро соображать и приспосабливаться к быстро изменяющейся обстановке боя. Не зря же было сказано, что воюют не числом, а умением. Эффективность какого–нибудь хитроумного плана гораздо выше героических криков «Ура!»

Воевали и изобретали, и доизобретались до того, что воевать стало просто–напросто опасно, одно неосторожное движение и весь мир в лохмотья. «Кузькину мать», т.е., водородную бомбу испытали всего один раз, страшно стало. Во время испытания учёные и военные не на шутку испугались, а вдруг термоядерная реакция начнет самопроизвольно разрастаться, тогда всё, пиши хана. Слава Богу, такого не случилось.

На свет появились ядерные державы, которые воевать между собой вряд ли будут, уж очень опасно. Им теперь можно воевать или с противником заведомо более слабым, в плане вооружения, или же воевать посредством слабых государств, экстремистских организаций и вообще каких–нибудь племен, которые вечно между собой не могут что–то поделить.

***

 Но здесь на сцену выходит политика – продажная девка человечества. Она, политика, как средство изменения окружающего мира гораздо эффективнее и беспощаднее нежели чем любая из войн, да и войны являются всего лишь инструментом для политики и политиков.

Но в армию можно призвать миллионы, а призвать в политику такое количество «бойцов» по мобилизационной повестке не совсем то, для этого есть другие инструменты.
               
И «воюет» человечество, дерёт глотку, начиная с кухонь и заканчивая высокими трибунами, совершает действия, затрачивает энергию, окружающую действительность изменяет.

***

Что интересно, на протяжении тысячелетий человечество изменяет облик нашего мира. С каждым годом и с каждым произведенным действием облик нашей планеты становится всё более непохожим на первоначальный вариант в котором мы и появились  на свет. Кому и чем помешали леса и чистая вода? Еще та загадка! Сейчас жить в единении с Природой не очень–то и получится, даже если захочешь.

Такое впечатление что человек сам не знает, чего хочет. Это понятно, хочет он счастья всеобъемлющего с приложением минимального количества энергии к его достижению. Отсюда и проистекает технический прогресс. Но один умный человек сказал, и по моему сказал верно: техногенная цивилизация подобна протезу для человечества. Наверняка был еще какой–то способ преобразования окружающего мира под себя с наименьшими для него потерями, но выбрали этот – техногенный. Почему, этого мы никогда не узнаем.

***

Сейчас человеческая цивилизация использует энергию в масштабе планеты. Следующий этап – использование энергии в масштабе Солнечной системы, затем в масштабе Галактики и наконец, в масштабе Вселенной. Но если всё будет продолжаться с такими последствиями для окружающего нас мира, то в один из дней мы разнесем в клочья Вселенную. Останется куча камней и пыли, и, просто огромнейшее количество энергии как результат завершающего действия – разрушения Вселенной. Может это и есть, так сказать, конечная цель нашего существования – создать такое количество энергии в чистом виде, чтобы хватило на следующий Большой взрыв?

***

 –  Ты псих?
 –  Конечно, а ты?
 –  Конечно нет.
 –  Тебя зовут Роберт?
 –  Да. А как ты догадался?

Оказалось, первый собеседник смотрел фильм «Его звали Роберт», а второй оказался главным героем этого фильма.

Мы все без исключения психи, потому что каждый из нас обладает психикой. А тот у кого психики нет, является роботом, у него есть программа, согласно которой он и живет, так сказать. Если её удалить, то будет он тупо смотреть в одну точку, это в том случае если у него есть глаза, но ничего не будет делать, это точно.

Человек же является обладателем психики, которая есть неотъемлемая часть нашего организма и даже чего–то большего, чем только организма, в его биологическом понимании.

Что такое эта самая психика, психическая составляющая нас не знает никто, откуда взялась, тоже не знает никто. Учёные пытаются объяснить психику как результат высшей нервной деятельности человеческого мозга при взаимодействии с окружающим миром. Наверное так оно и есть, ведь если как–то полностью изолировать человека от мира в котором он живет, психика сначала постарается определить где этот человек находится, так сказать, точки соприкосновения с миром, и не найдя их, начнет бунтовать.

Сама по себе, без применения к среде обитания, она жить не может. Это наверное как ребенок, который не может оставаться один, сразу начинает капризничать. Да и не только ребенок, некоторые взрослые люди тоже очень тяжело переносят одиночество или же не переносят его вообще.

***

Итак, человеческая психика тесно взаимосвязана с окружающим нас миром и оценивая его в ту или иную сторону, хорошо – плохо, является побудительной силой к совершению какого–либо действия, причём действия по максимуму возможного. Пределов же своих сил и возможностей мы не знаем и не узнаем никогда, они очень и очень велики.

Недаром же сказано, что наши чувства, это вестники наших способностей и возможностей, то что мы способны совершить в будущем. У прыгунов в высоту есть какая–то предельная верхняя планка, которую они просто физически не смогут преодолеть. Наступит такой момент, когда выше прыгнуть станет просто невозможно, но это если оставить существующую технику прыжка без изменений А если её изменить, планка опять поднимется вверх. Человек начала XXI века ничем не отличается от человека XX века, а прыгает выше.

Так и с психикой. Похоже нет у неё предела, а значит нет предела нашим способностям и талантам. Наверное потому мы и не знаем, зачем и для чего родились и что надо сделать в этой жизни?

***

Человек рождается, учится, работает, что–то изобретает и тем самым преобразовывает мир. Попутно он умудряется рожать и воспитывать детей, выводить их в люди.

Услышав в свой адрес, мол, живёшь небогато, много работаешь, а толку мало. Отмахнется и скажет, что для детей работаю, зато они будут жить хорошо. А если возразить ему, сказав, что у детей своя голова на плечах и своя жизнь, пусть разбираются с ней сами, посмотрит на тебя как на идиота, в лучшем случае, а то и морду набить может. Сами себе загадываем загадки, забыв при этом придумать отгадки, а потом мучаемся.

У нас есть разум. И опять же могут возразить: если бы у каждого человека был разум, то все были бы богатые и счастливые, а по словам Аркадия Райкина, на заборах вместо полудохлых голубей индюки сидели бы.

Разум, как основополагающая сила для действия – вещь конечно хорошая и важная, но в то же время он является и сдерживающим фактором, это называется необдуманные поступки. А всегда ли необдуманные поступки неверные?

«Чувства не обманывают, обманывает суждение». – сказал в свое время Гёте и был прав, но разумеется не на сто процентов, а частично.
Конечно же, не стоит жить исключительно «по велению сердца», уж если нам дан разум, значит его надо использовать, а то ещё зачахнет в бездействии и за ненадобностью взбунтуется.
 
И всё–таки попробуйте про себя или вслух, кому как больше нравится, произнести два словосочетания и сравнить при этом их эмоциональный окрас: «разумный человек» и «душевный человек», какое больше нравится?

Разум осознает существующее положение вещей, которые как бы служат отправной точкой для совершения того или иного действия. Оно и понятно, существуют вещи против которых не попрешь, тот же Закон всемирного тяготения, например.

Но случается, и довольно–таки часто случается, что в более простых вещах разум, в силу своей пытливости и изворотливости, начинает искать обходные пути для того, чтобы сделать именно то, что хочется и как хочется, а не так как принято. Иногда из этого получаются дельные вещи, а иногда происходят несчастные случаи или преступления.

***

В нас нет четкой программы расписанной на годы, чего и сколько человек должен сделать за свою жизнь. Сделать именно это, и ни шага в сторону.

Токарь может лишь посчитать, и то приблизительно, сколько болтов он выточит на своем станке за свою жизнь, изначально этого количества он знать не может. Также он не может знать, что изначально решив посвятить себя токарному ремеслу через пару лет, неожиданно для всех и для себя в том числе, вдруг переквалифицируется в скрипача или лётчика.

Реально это или не реально – один вопрос, здесь можно до бесконечности рассуждать и выдвигать весомые аргументы, как в пользу токаря, так и в пользу скрипача. Одно не подлежит сомнению – это возможно, неважно как, возможно и всё. Вот с этим трудно поспорить.

***

 Человек в праве совершать или не совершать тот или иной поступок, то или иное действие. Можно отговорить человека, напрямую или посредством общественного мнения, неважно как, делать то или другое, это возможно и кто–то этим пользуется на всю катушку.

Руководствуясь чужим мнением жить легче, жить своим умом интереснее. Нет сдерживающего фактора в виде «а что люди подумают, что люди скажут...» Запретить же что–то сделать не может никто, человек свободен в своих действиях. Он может по одному ему известным причинам натворить такого, что всем мало места покажется, как в положительную так и в отрицательную сторону, вплоть до превращения во врага рода человечества.

Свобода и свобода действия в частности, это когда могу копать, могу не копать. Это когда у человека свободная энергия по максимуму и применить её, преобразовать в действие, он волен куда угодно, всё зависит от его психики, от его характера и натуры.

***

Во времена СССР все были обязаны трудиться на благо общества, что–то делать и что–то создавать. Плохого в этом ничего нет, вернее почти ничего нет, я сейчас о другом. Дело в том, что результатом такой всеобщей обязанности трудиться, а то привлекут за тунеядство, стало то что народ научился работая ничего не делать и достиг в этом завидного мастерства.

Может кто помнит кем–то сказанное: «Есть такая профессия, сидеть на работе».  И сидели делая вид, что работают, но не работали сидя. Получается, таким способом человек старался сохранить свою свободную энергию, или же максимально возможную её часть для того, чтобы применить её сделав то, что он хотел бы сделать без какого–либо принуждения.

Применить свободную энергию к действию по максимуму человек может только в случае полного отсутствия каких–либо ограничений и запретов, т.е., будучи только свободным. А иначе человек не будет чувствовать себя счастливым, это как не доев, не допив, не долюбив.

В ботинок попало несколько мелких камушков, мешают. А попробуйте сняв ботинок вытряхнуть их, а один оставить. Состояние дискомфорта останется, и чем скорее ты его вытряхнешь, тем для тебя же будет лучше.

Так и с делами нашими Сделал наполовину и маешься, и будешь маяться до тех пор пока не сделаешь полностью, не совершишь действие по максимуму. Даже когда результат действия оказался отрицательным или же не совсем таким каким виделся раньше чувство полной самоотдачи не дает разрастись чувству досады, а скорее даст толчок для совершения следующего действия, более эффективного.

Но и здесь всё двояко. Кто–то нюни распустит, а кто–то опять возьмет лопату и начнёт копать, но уже в другом месте и по–другому. И опять на первое место всплывает психическая составляющая человека.