Современные информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и кардинально изменили развитие, воспитание, обучение ребенка. С самых первых лет ребенка окружают игрушки со встроенными микропроцессорами, компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты. Ребенок оказывается в виртуальной информационно-насыщенной среде. Легкая доступность информации по любым вопросам, множество виртуальных игр приводит к формированию, так называемого «клипового» сознания. Для него характерны мозаичность, не способность к долгосрочному целеполаганию, к систематическому приложению усилий.
В настоящее время в обществе утрачено понимание, что последовательность подачи информации, её дозирование должны контролироваться и учитывать физиологические этапы умственного развития ребенка. Интернет, мультики, бесчисленное количество различных «энциклопедий» обрушивают на ребенка поток не систематизированной, по своей сути шумовой информации. В школе наблюдаются такие же процессы. Многие школьные учебники, создаваемые людьми, преследующими личные, как правило, корыстные цели, неоправданно информационно «псевдонаучно» раздуты.
В школе широкое распространение получило создание «проектов» по предметам. Эта работа, как правило, сводится к выборке с помощью поисковиков из интернета соответствующих теме файлов и создание презентации. По сути, современное обучение – состоит в небольших временных затратах ученика на поиск информации и получения «правильного» результата после кликов на компьютере.Обучение становится алгоритмичным, при этом творческое развитие ученика прекращается.
Заметим, что этот процесс еще более усугубляется современными тенденциям бюрократизации обучения.
Образование превращается в некоторый «средневековый» инструмент поддержания стабильности в обществе. Знание становится достоянием избранных в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Все это грозит вырождением обучения в набор ритуальных действий, что практически через несколько поколений приведет к утрате технологий и культуры.
Противостоять стихийной виртуализации образования можно, только обращаясь к реальному миру. Поскольку НОУ научно исследовательская работа со школьниками не формализована, то это открывает возможность для педагога показать ученикам бесконечно прекрасный реальный мир, раскрыть творческие возможности ученика в познании мира. Показать, как на основе этих знаний можно глубже понять глубинные связи реальных явлений, как создаются виртуальные упрощенные модели мира и как правильно их использовать в жизни.
Простой пример, человек изучивший основы теории вероятностей, теорию игр понимает, как устроены все лотереи, игровые автоматы и вряд ли он заболеет какой либо формой игромании.
По-видимому, тезис об обращении к реальному миру, наиболее сложно реализовать в самой абстрактной науке – математике.
Но и здесь есть простой по своей сути, но достаточно трудоемкий путь. Все математические исследования необходимо доводить до числа, а тестирование, то есть проверку результатов осуществлять в режиме ручного счета.
При этом у ученика возникает настоящее понимание и уверенность в правильности полученных результатов. Эта уверенность принципиально отличается от почти религиозной веры в истинность любых вычислений на компьютере.