Малоизвестные татарские разности - 567

Альтаф Гюльахмедов
Малоизвестные татарские разности – 567


Прим.

Когда-то этот термин означал уверенность в скорости передвижения людей, грузов и посланий по дорогам государства. И эта уверенность росла по мере того как развивалась и дисциплинизировалась служба.

С развалом Империи улучшения не произошло… более того термин ‘’ям’’и дорога стали означать совсем другое… слились в одно целое в некоторых местах, в которых уже и не отличишь где дорога, а где яма.

Раньше ‘’ямская гоньба’’ означала скорость и скачку, а теперь, по крайней мере, в украинском означает ‘’позор’’… хотя может эти слова в русском и украинском никак не связаны и просто являются омонимами… вон в Чехии на прилавке овощи, а написано ‘’фрукты’’, а на прилавке с фруктами написано ‘’Овосче’’… а ‘’позор’’ у них означает ‘’внимание’’. В общем сами разберутся.

Но кто-то уже видимо чувствует, кто и как должен строить.

Youtube
https://www.youtube.com/watch?v=Wu-zPNobj8M
Сергей Ершов: Все дороги в России должны строить…




Ям

***

Ям (Старый Ям), городской округ Домодедово (Московская область). Здание бывшей почтовой станции (первая половина XIX века)[^]

Ям (тюрк. jam[1][2], тат. jam[3]) — почтовая станция на Руси XIII—XVIII веков, где содержали разгонных ямских лошадей[1][2], с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями.

Ямом называли также селение, крестьяне которого отправляли на месте почтовую гоньбу и где для этого была устроена станция или стан (по-сибирски — станок)[3][4].

В XIII—XV веках слово «ям» обозначало название ямской повинности[2][5].

Терминология

Гаврилов-Ям Ярославской области — один из населённых пунктов России, получивших своё название по наличию там в прошлом яма[^]

Слово «ям» происходит от тат. «дзям» — «дорога» или от чагатайского «jаm» — «почтовая станция, почтовые лошади» и использовалось также в словах, обозначавших тягловую повинность населения России XVI века и исполнителя этой повинности (см. Ямская повинность и Ямщик)[6].

Впервые, как замечает об этом И. Я. Гурлянд, слово «ям» обнаруживается в одном из ярлыков татарского хана Монгут-Тимира, писанного в 1270-х годах. По мнению этого автора, ямская дорожная служба в России могла быть если не прямым заимствованием её от монголов, то её организация по их образцу несомненна[7].

Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» указывает[8]:
Ям м. татарск. селенье, коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, сиб. станок.
В эстонском языке так же сохранились следы старых названий: станция — jaam, автовокзал — bussijaam, железнодорожный — raudteejaam.

История

Ямы были учреждены в период Золотой Орды для её связи с окраинами. После распада Золотой Орды ямская система в России сохранилась и использовалась для связи между российскими городами.

С помощью системы ямов, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст (43—53 км) друг от друга, с Москвой были соединены Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Нижний Новгород и северные, а позднее и юго-западные русские города.

Ямская повинность отбывалась или всем окрестным населением, обязанным по требованию правительства доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками, или выполнялась ямщиками из охочих людей, устроенных на особых землях в ямских слободах. Все дела по ямской гоньбе сосредоточивались в Ямском приказе[2] (упоминается с 1516 года), переименованном в 1723 году в Ямскую канцелярию[9].

К началу XX века в Российской империи оставалось очень мало ямов, так как гоньба, где таковая существовала, отправлялась с подряда или вольными почтами[3][4].

Топонимика

Ям служил придаточным словом к названию многих бывших ямщичьих посёлков Российской империи, таких как, например, по бывшему Санкт-Петербургско-Московскому шоссе: Ям-Ижора (Санкт-Петербургская губерния), Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (у города Валдая), Ям-Выдропужск (Тверская губерния)[4].

Память о ямах сохранилась в современных названиях ряда населённых пунктов России: Ям (городской округ Домодедово)[], Ям и Гаврилов-Ям Ярославской области[], Ям-Тёсово Ленинградской области и др.

Интересные факты

Ям увековечен в названии ранней русской оперы «Ям, или Почтовая станция», сочинённой в 1805 году А. Н. Титовым (на текст Я. Б. Княжнина)[10].

См. также

Золотая Орда
История почты России
Почтовая станция
Ямская гоньба
Ямская повинность
Ямская слобода
Ямской приказ
Ямщик

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Ямская гоньба

***

Ямская гоньба (рисунок из книги С. Герберштейна, XVI век). Почтовая марка СССР (1978)
Ямская гоньба — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

Происхождение названия

Русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова jam (почтовый гонец)[1]. Память о тех далеких временах, когда на Руси была распространена ямская гоньба, сохранилась во многих российских топонимах[2].

История
Ямская гоньба была введена в северо-восточной Руси во времена монголо-татарского ига[3][4].

Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст друг от друга. Ямскую повинность выполняли ямщики, которые должны были держать по три лошади.

В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 года), переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию.

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн так писал о русской ямской службе XVI века[5]:

«Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе.

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Сергей Ершов: Все дороги в России должны строить татары

***

04.08.2019 16:03 8867
Кадр youtube.com
https://www.youtube.com/watch?v=Wu-zPNobj8M

Казань, 4 августа - АиФ-Казань.
Бывший КВНщик, а сейчас актер шоу «Уральские пельмени» Сергей Ершов отметил, что все дороги в России должны строить татары. Ролик с таким комментарием он опубликовал на своей странице в Instagram.

«Какая шикарная дорога Казань – Набережные Челны! Все дороги в России должны строить татары! Дорогие удмурты, дороги у вас плохие. Нужно звонить кому? Татарам!», - посоветовал юморист.

Артист путешествует на машине. На этот раз Сергей Ершов направлялся в Екатеринбург. По пути он проехал Татарстан, Удмуртию и Башкирию.