Дорога к Храму

Усков Сергей
Путь вихляст, дремуч.
Бликует куполом Храм —
Душа жаждет рай!

NB:
От федеральной трассы Пермь-Кунгур до Белогорского монастыря 47 километров. Ни одного крупного города не встретить на этой извилистой дороге. Одни деревни и села с ветшающими деревянными строениями. В незапамятное прошлое время это была крепкая старообрядческая вотчина. Ни царь, ни губернатор был здесь не указ. Жили по старым правилам, но с властью не конфликтовали. Добронравие и трудолюбие старообрядческих общин обеспечили крепкий достаток в доме и богоугодную радость в душе.

Монастырь на Белой Горе в центре православного раскола задумывался как миссионерский (в конце XIX века Пермская губерния занимала первое место среди территорий с высоким процентом старообрядцев). В эпоху реформ Александра II сторонникам «древлеправославных обрядов» (старообрядцам) были возвращены гражданские права. В промышленность и торговлю из их числа влилось немало энергичных, ухватистых людей, в короткое время ставших известными и влиятельными предпринимателями и купцами (Морозовы, Третьяковы и др.).

Православные миссионеры вынуждены были силой слова и торжественностью исполнения обряда переубеждать старообрядцев. Белая Гора была самым красивым и величественным местом в округе. И самым подходящим для храма, который увенчивал бы рукотворной красотой природную.

В 1891 году в Японии на жизнь цесаревича Николая, будущего императора, покушался местный полицейский. Утверждают, что цесаревич был спасен чудесным образом. Это событие потрясло в равной степени, как православных, так и старообрядцев. На Белой Горе был поставлен огромный крест, высотой 10 метров, из трех корабельных сосен. Он стал местом паломничества и православных, и старообрядцев. В 1893 году рядом с крестом заложили первый храм. И начался постепенный переход старообрядцев в православие.

Первым игуменом Белогорской обители стал один из самых известных в Пермском крае старообрядцев Василий Коноплев. Длительный период деятельного уразумения евангельских и апостольских писаний, горячего духовного поиска, встреч завершился переходом в православие. Он привел в православие ещё и 19 родственников, включая 75-летнего отца. Сам же хотел было поселиться на Афоне, но его уговорили остаться на Белой Горе. Так это место по строгости монастырского устава и по природной исключительности стало русским Афоном, куда стекались поборники иноческого монастырского жития.

В 1902 году в присутствии десяти тысяч богомольцев был заложен каменный трехпрестольный Крестовоздвиженский храм. Строительство продолжалось 15 лет. В июне 1917 на освящение выстроенного собора, вмещающего до восьми тысяч человек, прибыло тридцать тысяч паломников. К этому времени в Белогорском монастыре собралось около четырехсот монахов, создано крепкое коллективное сельское хозяйство с доброй сотней лошадей, разнообразными мастерскими (вплоть до фотографической, иконописной), пасеками, пахотной землей и т.д. Была обширная библиотека. По некоторым оценкам в пору расцвета в Белогорском монастыре деятельно и богоугодно жили до шестисот монахов (в канун 2020 года монашеская братия насчитывает всего пятнадцать человек!).

Октябрь 1917 года ознаменовал победу большевиков и начало разрушение Белогорского монастыря. В 1918 году повсеместно начался кровавый красный террор. 150 монахов Белогорского монастыря были арестованы, 46 из них зверски казнены. По некоторым данным все монахи так или иначе приняли мученическую смерть от рук сподвижников большевистской власти. Одного из настоятелей Белогорского монастыря бросили живым в выгребную яму, глумясь и вопрошая, придет ли на помощь ваш Бог. Второго привязали к тачанке и пустили коня вскачь. Третьего усадили в повозку и повезли в Пермь, по пути избивали — и забили до смерти…

Возрождение Белогорского монастыря началось в 90-годы, в лихое и неоднозначное перестроечное время. Облик храма воссоздан. Но готовы ли сердца и души принять святыню?

Посмотрите авторскую подборку фотографий о Белогорском монастыре: https://vk.com/album405335159_269128901